Культура России второй половины XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов…….

2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в архитектуре. В.Растрелли……………………………………………………………….
7
3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин… 13
4. Русская наука. Создание Академии наук………………………….. 18
Вывод…………………………………………………………………….
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 63.38 Кб (Скачать)

Содержание

ЗАДАНИЕ №16

«Культура России второй половины XVIII в.»

Введение………………………………………………………………….

1. Открытие  первого русского университета. М.В. Ломоносов……. 

 
 
2

3

2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в  архитектуре. В.Растрелли……………………………………………………………….  
7
3. Н.И.  Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р.  Державин и Д.И. Фонвизин… 13
4. Русская  наука. Создание Академии наук………………………….. 18
Вывод…………………………………………………………………….

Список  литературы……………………………………………………..

21

23

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В России во второй половине XVIII в. развитие культуры в целом шагнуло далеко вперед, даже, несмотря на то, что крепостное право и самодержавие оказывало на нее отрицательное влияние. Этот взлет русской культуры произошел благодаря титанической работе отечественных ученых и писателей, поэтов и живописцев, архитекторов и скульпторов. Поэтому данное время с полным основанием можно назвать золотым веком отечественной культуры.

      В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.

      С распространением образования тесно  связано развитие науки. XVIII век стал временем становления российской науки. Этому способствовало создание в 1725г. Академии наук.

        Рубежом в развитии отечественной  литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.    Русскую литературу своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, того времени, такие, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин и др.

      XVIII век также стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. А в творчестве архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием. 
 

1. Открытие первого  русского университета. М.В. Ломоносов

     Крупнейшим  событием в истории отечественного образования и в жизни всей страны стало открытие в 1755 году Московского университета, которое стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.

     М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России и неоднократно ставил вопрос об открытие университета в Москве.  Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, а в последствие первый куратор Московского университета, поддержал Ломоносова и представил проект нового учебного заведения императрице.

     После ознакомления с данным проектом Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны – 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним также приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

     В соответствии с проектом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали свое обучение на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В  Московском университете не было богословского факультета, так как в России существовала специальная система образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

     Московский  университет выделялся демократическим  составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. В соответствии с идеями создателя университета, образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.195). За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли  и большинство учащихся.

     Московский  университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации  научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

     В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский и Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский и М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин и Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин и Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков и Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

     В прошлом веке (в 1940г.) Московскому  университету было присвоено имя  его прародителя – М. Ломоносова.

     Михаил  Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) родился 8 (19) ноября 1711 г. в крестьянской семье, в одном из отдалённых уголков бывшей Архангельской губернии, в деревне Мишанинской,  Куростровской волости, Двинского уезда.

     Зимой 1730 г., с рыбным обозом, М.В. Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ещё до окончания обучения его в числе 12 лучших учеников направляют в Петербург для продления образования в  университете при Академии наук. В это время в Сибири работала академическая экспедиция, изучавшая природу и минеральные богатства края, но в ее составе не хватало химика знающего горное дело. Поэтому было решено подготовить таких специалистов, и в 1736 году М.В. Ломоносова в числе других способных студентов, направляют в Германию.

     За  время обучения в Германии, а в частности в городах Марбурге и Фрейбурге, М.В. Ломоносов стал ученым с большим научным кругозором и знанием промышленности, что подготовило его к дальнейшей самостоятельной деятельности.

     Научную деятельность Ломоносова можно разделить на три периода: до создания  химической лаборатории (с 1741 по 1748гг.) он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 проводил преимущественно химические работы, а с 1753 до конца жизни – он работал в самых различных областях естественных и прикладных наук.

     М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные  предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки. М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика" была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения. (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.197).

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что М.В. Ломоносов является одним из гигантов мировой науки. Кажется, что он смог бы сделать еще больше открытий, но, к сожалению, он родился не в то время. Слишком много препятствий вставало на его пути обусловленных крепостничеством и бюрократическими методами руководства наукой. Но все же, не смотря, ни на что Ломоносов смог поднять русскую науку на новую ступень развития, не в одной конкретной области, а во всех отраслях знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм  в архитектуре. 

    В.Растрелли

     Во  второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры (в петровские времена она носила в основном прикладной характер). В скульптуре этого времени, как и в других видах искусства, господствовал классицизм, который на русской почве дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью («Медный всадник» работы Э. М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).

     Среди выдающихся отечественных скульпторов  можно выделить Ф.И. Шубина и М.И. Козловского. Основоположником русской портретной скульптуры был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805), земляк Ломоносова. Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создавать из мрачного мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына (первое произведение скульптора), статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, П.А. Румянцева-Задунайского, А.А. Безбородко и др. 

     Михаил  Иванович Козловский (1753 – 1802) работал  в области декоративной скульптуры. Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 377). Наиболее известными работами были  монумент полководцу Александру Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге и статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан (была похищена в года Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым).

     Из  иностранных скульпторов крупнейшим был француз Этьен Фальконе (1716 – 1791), в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) для сооружения памятника Петру Великому («Медный всадник»), который стал одним из шедевров мировой скульптуры.

     Русская живопись второй половины XVIII века вышла на новый этап своего развития – преобладание реалистичного направления. В это время стали формироваться новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой.

     Наиболее  известной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых «Владимир перед Рогнедой» на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему "Илиады" Гомера. Эти картины в свое время пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.

     Наиболее  крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. В развитии портретной живописи появились две особенности: углубление реализма (повышенное внимание к повседневному быту людей) и повышение художественного мастерства.

     Среди портретистов выделяются три великих  мастера: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и  В.Л. Боровиковский.  Картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735-1808) отличаются особой душевной тонкостью и многогранностью.  Главное для него было показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Написанные им портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова отличаются высоким мастерством. В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву, где создает небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявляется своеобразный талант живописца.

     На  портретную живопись XVIII века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Его отличает умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Свою известность он приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Работам Д.Г. Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, Екатерины II и т.п.

Информация о работе Культура России второй половины XVIII в.