Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, контрольная работа
В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.
Введение………………………………………………………………….
1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов…….
2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в архитектуре. В.Растрелли……………………………………………………………….
7
3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин… 13
4. Русская наука. Создание Академии наук………………………….. 18
Вывод…………………………………………………………………….
Список литературы…………………
Содержание
ЗАДАНИЕ
№16
«Культура России второй половины XVIII в.» Введение………………………………………………………… 1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов……. |
2 3 |
2. Скульптура.
Живопись. Русский классицизм в
архитектуре. В.Растрелли……………… |
7 |
3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин… | 13 |
4. Русская
наука. Создание Академии наук… |
18 |
Вывод………………………………………………………………… Список
литературы…………………………………………………… |
21
23 |
Введение
В России во второй половине XVIII в. развитие культуры в целом шагнуло далеко вперед, даже, несмотря на то, что крепостное право и самодержавие оказывало на нее отрицательное влияние. Этот взлет русской культуры произошел благодаря титанической работе отечественных ученых и писателей, поэтов и живописцев, архитекторов и скульпторов. Поэтому данное время с полным основанием можно назвать золотым веком отечественной культуры.
В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.
С распространением образования тесно связано развитие науки. XVIII век стал временем становления российской науки. Этому способствовало создание в 1725г. Академии наук.
Рубежом в развитии
XVIII
век также стал периодом расцвета отечественной
живописи и скульптуры. А в творчестве
архитекторов были воплощены лучшие национальные
традиции русского зодчества, обогащенные
мировым наследием.
1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов
Крупнейшим событием в истории отечественного образования и в жизни всей страны стало открытие в 1755 году Московского университета, которое стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.
М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России и неоднократно ставил вопрос об открытие университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, а в последствие первый куратор Московского университета, поддержал Ломоносова и представил проект нового учебного заведения императрице.
После ознакомления с данным проектом Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны – 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним также приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с проектом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали свое обучение на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, так как в России существовала специальная система образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский
университет выделялся
Московский
университет играл выдающуюся роль
в распространении и
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский и Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский и М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин и Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин и Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков и Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
В прошлом веке (в 1940г.) Московскому университету было присвоено имя его прародителя – М. Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) родился 8 (19) ноября 1711 г. в крестьянской семье, в одном из отдалённых уголков бывшей Архангельской губернии, в деревне Мишанинской, Куростровской волости, Двинского уезда.
Зимой 1730 г., с рыбным обозом, М.В. Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ещё до окончания обучения его в числе 12 лучших учеников направляют в Петербург для продления образования в университете при Академии наук. В это время в Сибири работала академическая экспедиция, изучавшая природу и минеральные богатства края, но в ее составе не хватало химика знающего горное дело. Поэтому было решено подготовить таких специалистов, и в 1736 году М.В. Ломоносова в числе других способных студентов, направляют в Германию.
За время обучения в Германии, а в частности в городах Марбурге и Фрейбурге, М.В. Ломоносов стал ученым с большим научным кругозором и знанием промышленности, что подготовило его к дальнейшей самостоятельной деятельности.
Научную деятельность Ломоносова можно разделить на три периода: до создания химической лаборатории (с 1741 по 1748гг.) он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 проводил преимущественно химические работы, а с 1753 до конца жизни – он работал в самых различных областях естественных и прикладных наук.
М.
В. Ломоносов был одним из основоположников
физической химии; высказал замечательные
предположения об атомно-молекулярном
строении вещества; открыл закон сохранения
энергии; занимался изучением
Из
вышесказанного можно сделать вывод,
что М.В. Ломоносов является одним
из гигантов мировой науки. Кажется, что
он смог бы сделать еще больше открытий,
но, к сожалению, он родился не в то время.
Слишком много препятствий вставало на
его пути обусловленных крепостничеством
и бюрократическими методами руководства
наукой. Но все же, не смотря, ни на что
Ломоносов смог поднять русскую науку
на новую ступень развития, не в одной
конкретной области, а во всех отраслях
знаний.
2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в архитектуре.
В.Растрелли
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры (в петровские времена она носила в основном прикладной характер). В скульптуре этого времени, как и в других видах искусства, господствовал классицизм, который на русской почве дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью («Медный всадник» работы Э. М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).
Среди выдающихся отечественных скульпторов можно выделить Ф.И. Шубина и М.И. Козловского. Основоположником русской портретной скульптуры был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805), земляк Ломоносова. Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создавать из мрачного мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына (первое произведение скульптора), статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, П.А. Румянцева-Задунайского, А.А. Безбородко и др.
Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802) работал в области декоративной скульптуры. Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 377). Наиболее известными работами были монумент полководцу Александру Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге и статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан (была похищена в года Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым).
Из иностранных скульпторов крупнейшим был француз Этьен Фальконе (1716 – 1791), в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) для сооружения памятника Петру Великому («Медный всадник»), который стал одним из шедевров мировой скульптуры.
Русская живопись второй половины XVIII века вышла на новый этап своего развития – преобладание реалистичного направления. В это время стали формироваться новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой.
Наиболее известной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых «Владимир перед Рогнедой» на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему "Илиады" Гомера. Эти картины в свое время пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.
Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. В развитии портретной живописи появились две особенности: углубление реализма (повышенное внимание к повседневному быту людей) и повышение художественного мастерства.
Среди портретистов выделяются три великих мастера: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735-1808) отличаются особой душевной тонкостью и многогранностью. Главное для него было показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Написанные им портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова отличаются высоким мастерством. В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву, где создает небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявляется своеобразный талант живописца.
На портретную живопись XVIII века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Его отличает умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Свою известность он приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Работам Д.Г. Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, Екатерины II и т.п.
Информация о работе Культура России второй половины XVIII в.