Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:36, реферат
Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Новым явлением стало формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
1. Промышленный переворот в России . . . . . 3
2. Предпосылки промышленной революции в России . . . . . 3
3. Предыстория промышленной революции в дореформенной России . . . . . 5
4. Складывание предпосылок машинного производства . . . . . 6
5. Появление первых хлопчатобумажных фабрик . . . . . 14
6. Начальные шаги машиностроения . . . . . 17
7. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX века . . . . . 20
8. Переход к массовой машинизации текстильного производства . . . . . 21
9. Усиление технической перестройки тяжелой промышленности . . . . . 25
10. Обострение ломки социально-экономической структуры . . . . . 26
11. Особенности развития промышленной революции в переходный период
(60-70-е годы XIX века) . . . . . 27
12. Проблемы транспортной революции . . . . . 28
13. Утверждение текстильной фабрики . . . . . 31
14. Трудности перестройки тяжелой промышленности . . . . . 33
15. Завершающий этап промышленной революции
(80-90-е годы XIX века) . . . . . 36
16. Технический переворот в тяжелой промышленности . . . . . 36
17. Качественные сдвиги в структуре промышленного производства . . . . . 39
18. Итоги промышленной революции в России . . . . . 41
Трудности перестройки тяжелой промышленности.
В
первые пореформенные десятилетия
наиболее сложно и противоречиво
шла технико-экономическая
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказались полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий подъем горнозаводской промышленности, возможно, было осуществить только на основе современной технической реорганизации производства. Но уральские заводовладельцы, основывая свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своем владельческом праве, впервые пореформенные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов.
Техническому прогрессу в Российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.
Начиная со второй половины 70-х годов царское правительство прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.
В
правительственных инстанциях была
разработана новая система
В
первые пореформенные десятилетия
в противоречивой форме шло развитие
российского машиностроения. Перестройка
промышленности на рельсы фабрично-машинного
производства, железнодорожное строительство
в этот период требовали огромного
количества машинного оборудования.
Под давлением фабрикантов
За 1860-1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная ценность производства в 6,5 раза.
Слабость капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.
Покровительственная
система финансового
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой энергетике, на долю которой приходилось около 7% общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.
В
переходный период становления российского
капитализма еще не сложилась
его материально-техническая
В условиях бурного роста тяжелой индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в экономическом развитии страны.
Все
острее выдвигалась задача создания
отечественной материально-
Завершающий этап промышленной революции (80-90-е годы XIX века).
Со второй половины 80-х годов XIX века промышленная революция в России вступила в завершающий, интенсивный этан, в ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период, связан с глубокими преобразованиями экономической структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике капитализма прочно завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой и ростом монополий в ведущих отраслях производства.
В
эти переломные годы капиталистическая
экономика России, потрясенная мировым
аграрным кризисом, промышленными циклическими
кризисами и под напором
В
эти переломные годы капиталистическая
экономика России, потрясенная мировым
аграрным кризисом, промышленными циклическими
кризисами и под напором
Технический переворот в тяжелой промышленности.
Противоречия в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала.
Особенно
резко сказывались на неравномерном
развитии ведущих отраслей тяжелой
промышленности, связанных с материально-
Промышленная
буржуазия приняла единодушное
решение о незамедлительном введении
таможенной защиты отечественной металлургической
промышленности и быстрейшей отмене
беспошлинного импорта
Для организации сырьевой металлургической базы правительство вынесло решение о необходимости строительства сети горнозаводских железных дорог в стране.
В
период острого экономического кризиса
начала 80-х годов под давлением
требований промышленной буржуазии
царское правительство
Свое
завершение протекционистская политика
нашла в утверждении
Создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе явилось важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась металлургия.
Комбинирование
производства, оснащенного передовой
для того времени техникой, крупные
казенные заказы и жесточайшая интенсификация
труда обеспечивали этому предприятию
ведущие позиции в южной
Главными
его учредителями явились крупная
бельгийская промышленно-
К
числу нововведений следует отметить
внедрение электрических
Внедряя
передовую технику в черную металлургию
Юга, русские и иностранные
В металлургическом производстве в эпоху промышленной революции ведущим фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в технологический прогресс.
В этом отношении южная черная металлургия коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80-90-х годах в заводском силовом хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.
В то же время в 90-х годах на уральских горнозаводских предприятиях отчетливо наметилась перестройка энергетического хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.
В
90-х годах в энергетическом хозяйстве
уральских заводов появляются электродвигатели.
Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе
в Мотовилихе была построена первая
в России заводская электростанция.
Появление и развитие электроэнергетики
имело важнейшее значение для
механизации промышленного
Нарастающее
использование машин в
Особенностью
развития каменноугольной промышленности
России, как и во всех странах
капитализма, являлась слабая механизация
основного производственного
В
последние десятилетия XIX века бурный
рост переживала нефтяная промышленность
России. Важнейшими факторами, положившими
начало капиталистическому освоению нефтяной
промышленности, явилась отмена в 1864
г. принудительного труда
Промышленная
революция в противоречивой форме
утверждала становление базисных отраслей
тяжелой индустрии страны, что
вело к полному перевороту в технике
и к широкому употреблению машин.
Качественные сдвиги в структуре промышленного производства.
С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.
В
Европейской России окончательно складываются
восемь основных железнодорожных узлов,
охватывающие важнейшие экономические
районы. Ведущее место в российской
железнодорожно-транспортной системе
принадлежало Московскому узлу, обслуживающему
наиболее развитые губернии Центрального
промышленного района. Другим крупнейшим
железнодорожным узлом был
Важное
значение для экономического развития
страны имело государственное