Промышленный переворот в России (вторая половина XIX в.): пути, задачи и основные итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Новым явлением стало формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Содержание

1. Промышленный переворот в России . . . . . 3
2. Предпосылки промышленной революции в России . . . . . 3
3. Предыстория промышленной революции в дореформенной России . . . . . 5
4. Складывание предпосылок машинного производства . . . . . 6
5. Появление первых хлопчатобумажных фабрик . . . . . 14
6. Начальные шаги машиностроения . . . . . 17
7. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX века . . . . . 20
8. Переход к массовой машинизации текстильного производства . . . . . 21
9. Усиление технической перестройки тяжелой промышленности . . . . . 25
10. Обострение ломки социально-экономической структуры . . . . . 26
11. Особенности развития промышленной революции в переходный период
(60-70-е годы XIX века) . . . . . 27
12. Проблемы транспортной революции . . . . . 28
13. Утверждение текстильной фабрики . . . . . 31
14. Трудности перестройки тяжелой промышленности . . . . . 33
15. Завершающий этап промышленной революции
(80-90-е годы XIX века) . . . . . 36
16. Технический переворот в тяжелой промышленности . . . . . 36
17. Качественные сдвиги в структуре промышленного производства . . . . . 39
18. Итоги промышленной революции в России . . . . . 41

Работа содержит 1 файл

Промышленный переворот в России(3).docx

— 72.67 Кб (Скачать)

    Трудности перестройки тяжелой  промышленности.

    В первые пореформенные десятилетия  наиболее сложно и противоречиво  шла технико-экономическая перестройка  предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного  потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли - черной металлургии России.

    К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказались  полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские  частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий подъем горнозаводской промышленности, возможно, было осуществить только на основе современной технической  реорганизации производства. Но уральские  заводовладельцы, основывая свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своем владельческом праве, впервые пореформенные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов.

    Техническому  прогрессу в Российской металлургии  резко препятствовали феодально-крепостнические  пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные  десятилетия.

    Начиная со второй половины 70-х годов царское правительство прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.

    В правительственных инстанциях была разработана новая система стимулирования роста внутреннего сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам  и денежных премиях.

    В первые пореформенные десятилетия  в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка  промышленности на рельсы фабрично-машинного  производства, железнодорожное строительство  в этот период требовали огромного  количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское  правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях  стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей.

    За 1860-1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная  ценность производства в 6,5 раза.

    Слабость  капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что  большинство военных, механических и специализированных железнодорожных  мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.

    Покровительственная система финансового стимулирования, казенных заказов и таможенных льгот  для «насаждения» отечественного машиностроения в результате оказалась малорезультативной и неперспективной для промышленного  прогресса страны.

    К концу 70-х годов низкая техническая  оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой  энергетике, на долю которой приходилось  около 7% общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.

    В переходный период становления российского  капитализма еще не сложилась  его материально-техническая база. В стране не хватало фабрично-заводских  предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для  средств производства.

    В условиях бурного роста тяжелой  индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо  металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в экономическом развитии страны.

    Все острее выдвигалась задача создания отечественной материально-технической  базы российского капитализма. 

Завершающий этап промышленной революции (80-90-е  годы XIX века).

    Со  второй половины 80-х годов XIX века промышленная революция в России вступила в  завершающий, интенсивный этан, в  ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив  коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период, связан с  глубокими преобразованиями экономической  структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике  капитализма прочно завоевала тяжелая  индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь  усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой  и ростом монополий в ведущих  отраслях производства.

    В эти переломные годы капиталистическая  экономика России, потрясенная мировым  аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала  процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса.

    В эти переломные годы капиталистическая  экономика России, потрясенная мировым  аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала  процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса. 

Технический переворот в тяжелой  промышленности.

    Противоречия  в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала.

    Особенно  резко сказывались на неравномерном  развитии ведущих отраслей тяжелой  промышленности, связанных с материально-техническим  снабжением железных дорог. В эти  годы особенно остро стал ощущаться  разрыв между ключевыми отраслями  тяжелой промышленности и сырьевой металлургической базой.

    Промышленная  буржуазия приняла единодушное  решение о незамедлительном введении таможенной защиты отечественной металлургической промышленности и быстрейшей отмене беспошлинного импорта иностранного металла.

    Для организации сырьевой металлургической базы правительство вынесло решение  о необходимости строительства  сети горнозаводских железных дорог  в стране.

    В период острого экономического кризиса  начала 80-х годов под давлением  требований промышленной буржуазии  царское правительство вынуждено  было принять действенные меры для  пересмотра таможенной политики в сторону  усиления промышленного протекционизма.

    Свое  завершение протекционистская политика нашла в утверждении охранительной  тарифной системы 1891 г., которая закрепила  высокое таможенное обложение для  большинства ввозимых иностранных  товаров.

    Создание  железнодорожной сети в Южном  горнопромышленном районе явилось  важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась  металлургия.

    Комбинирование  производства, оснащенного передовой  для того времени техникой, крупные  казенные заказы и жесточайшая интенсификация труда обеспечивали этому предприятию  ведущие позиции в южной металлургии. С конца 80-х годов в Южный  горнопромышленный район усиливается  приток иностранного капитала. Первым и наиболее крупным его детищем  было Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, учрежденное в 1887 г.

    Главными  его учредителями явились крупная  бельгийская промышленно-финансовая фирма «Кокериль» - один из основных импортеров рельсов в Россию и  общество Варшавского сталелитейного завода. На нем были объединены все  основные процессы производства большой  металлургии, действовало восемь отделений: чугунолитейное, бессемеровское, мартеновское, пудлинговое, сталепрокатное, листопрокатное, железопрокатное и механическое.

    К числу нововведений следует отметить внедрение электрических аппаратов. Для металлургических заводов Юга  была характерной разнотипность  и диспропорция в техническом  оборудовании. Наряду с мощными доменными  печами и совершенными коксовыми  установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии.

    Внедряя передовую технику в черную металлургию  Юга, русские и иностранные капиталисты  стремились получить таким путем  максимальные прибыли. Дальнейшее техническое  усовершенствование производства, его  модернизация и механизация при  тогдашней дешевизне рабочей  силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных  заводов преобладал тяжелый физический труд.

    В металлургическом производстве в эпоху  промышленной революции ведущим  фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в  технологический прогресс.

    В этом отношении южная черная металлургия  коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80-90-х  годах в заводском силовом  хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.

    В то же время в 90-х годах на уральских  горнозаводских предприятиях отчетливо  наметилась перестройка энергетического  хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.

    В 90-х годах в энергетическом хозяйстве  уральских заводов появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики  имело важнейшее значение для  механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX века главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигатели.

    Нарастающее использование машин в промышленности и транспорте стимулировало быстрое  развитие каменноугольной промышленности.

    Особенностью  развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах  капитализма, являлась слабая механизация  основного производственного процесса. Вследствие этого в каменноугольной  промышленности в эпоху промышленного  переворота были характерны экстенсивные формы эксплуатации труда, использование  ручного труда большой армии  горных рабочих.

    В последние десятилетия XIX века бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими  начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных  крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей  развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается  приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил.

    Промышленная  революция в противоречивой форме  утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что  вело к полному перевороту в технике  и к широкому употреблению машин. 

Качественные  сдвиги в структуре  промышленного производства.

    С 90-ми годами связан наивысший пик  железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного  производства, в первую очередь тяжелой  индустрии.

    В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические  районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе  принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3% общей стоимости общероссийского производства.

    Важное  значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство  на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение между Европейской Россией и Дальним Востоком.

Информация о работе Промышленный переворот в России (вторая половина XIX в.): пути, задачи и основные итоги