Промышленный переворот в России (вторая половина XIX в.): пути, задачи и основные итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Новым явлением стало формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Содержание

1. Промышленный переворот в России . . . . . 3
2. Предпосылки промышленной революции в России . . . . . 3
3. Предыстория промышленной революции в дореформенной России . . . . . 5
4. Складывание предпосылок машинного производства . . . . . 6
5. Появление первых хлопчатобумажных фабрик . . . . . 14
6. Начальные шаги машиностроения . . . . . 17
7. Начало промышленной революции в России 50-х годов XIX века . . . . . 20
8. Переход к массовой машинизации текстильного производства . . . . . 21
9. Усиление технической перестройки тяжелой промышленности . . . . . 25
10. Обострение ломки социально-экономической структуры . . . . . 26
11. Особенности развития промышленной революции в переходный период
(60-70-е годы XIX века) . . . . . 27
12. Проблемы транспортной революции . . . . . 28
13. Утверждение текстильной фабрики . . . . . 31
14. Трудности перестройки тяжелой промышленности . . . . . 33
15. Завершающий этап промышленной революции
(80-90-е годы XIX века) . . . . . 36
16. Технический переворот в тяжелой промышленности . . . . . 36
17. Качественные сдвиги в структуре промышленного производства . . . . . 39
18. Итоги промышленной революции в России . . . . . 41

Работа содержит 1 файл

Промышленный переворот в России(3).docx

— 72.67 Кб (Скачать)

Появление первых хлопчатобумажных фабрик.

    Главным моментом в техническом перевороте являлась замена ручного труда машиной, что знаменовало собой переход  от мануфактуры к фабрике. Но в  ранний период развития машинной индустрии  не только в России, но и в странах  капиталистического Запада первоначально  встречались предприятия, оснащенные рабочими машинами, приводимыми в  действие водяными двигателями, конным приводом и даже человеческой силой. Подобного рода предприятия переходного  типа были широко распространены в  дореформенной России.

    Первой  отраслью промышленности, захваченной  техническим переворотом, стало  хлопчатобумажное производство. Капиталистическая  организация хлопчатобумажной промышленности стимулировала и обусловливала  необходимость совершенствования  производства, широкий внутренний рынок  и быстрый оборот капитала, высокопроизводительный труд вольнонаемных рабочих обеспечивали быстрый прогресс этой отрасли. Решающую роль в этом прогрессирующем развитии играл фактор отрыва значительной части  беднейшего крестьянства от натурального хозяйства, зависимость его от товарного  производства и рынка. Современники отмечали, что именно широкие слои «народных низов» стали потреблять хлопчатобумажные ткани и этим способствовали увеличению этого производства.

    Хлопчатобумажное  производство включает три основные отрасли: бумагопрядение, ткачество, набивку  и окраску тканей. В России хлопчатобумажная промышленность стала развиваться  первоначально с набойки ткани. В последние десятилетия XVIII века ситценабивное производство получило распространение под Петербургом, где имелась значительная по размерам Шлиссельбургская мануфактура, а также в промышленном селе Иванове Владимирской губернии, где еще с 1776 г. стала действовать первая крупная ситценабивная мануфактура М.И.Гарелина. В первой половине XIX века ситценабивное производство и ткачество бумажных изделий получили широкое распространение в Московском промышленном районе, вызвав широкий спрос на бумажную пряжу.

    Машинное  производство в хлопчатобумажном деле впервые было внедрено в бумагопрядении на импортном хлопке в Петербургском  районе. Первой хлопчатобумажной фабрикой в России стала Александровская  казенная мануфактура близ Петербурга на Шлиссельбургском тракте. Основанная в 1798 г. предпринимателем Осовским, она  на следующий год после его  смерти была передана в казенное ведомство  и финансировалась «сохранной казной».

    В 1821 г. на мануфактуре впервые развернулось машинное льнопрядение. К концу 20-х  годов Александровская мануфактура  представляла собой крупную механизированную фабрику с несколькими корпусами. Здесь действовала система машин, оснащенная тремя паровыми двигателями  общей мощностью в 89 лошадиных  сил. Несколько сот прядильных машин  имели до 35,5 тысяч веретен, на которых  в 1828 г. было произведено 20,7 тысяч пуд  пряжи, что составляло в среднем 23,3 фунта пряжи на веретено. Это  свидетельствует, что за 1810-1828 гг. производительность прядильного производства на этой фабрике  в ходе технического прогресса возросла в 2,3 раза. Александровская мануфактура  в эти годы производила свыше 55% всей отечественной пряжи. Ее продукция  продавалась через комиссионеров  ткацким предпринимателям Центрального промышленного района. В 20-е годы значительно расширилась деятельность механической мастерской при Александровской  мануфактуре, сыгравшей значительную роль в оснащении первых частных  бумагопрядилен машинным оборудованием  и техническими кадрами.

    Вторая  половина 30-х и начало 40-х годов XIX века были важным периодом в истории  российского бумагопрядения, связанным  с началом притока в это  дело крупных капиталов. Необходимо учитывать, что доминирующее положение  Англии как «промышленной мастерской мира» оказывало постоянное воздействие  на необходимость расширения размеров первых бумагопрядильных предприятий, что обусловливалось как импортом английского оборудования, так и конкуренцией английских товаров. Новая техника была рентабельна только на крупных капиталистических предприятиях с массовым производством. Значительную роль в относительно слабых темпах внедрения машинного производства играла и дешевизна рабочей силы. В этом отношении характерно замечание гамбургского мануфактур-корреспондента Ф. Буссе в письме министру финансов в 1838 г. по поводу внедрения новейших машин в российское бумагопрядильное производство, который риторически пишет: «…везде ли в России годны сельфакторы, если принять в соображение, что заработная плата в России вообще очень умеренна, а разность в цене сельфактора перед обыкновенными мюль-дженни очень значительна».

    Начиная с 1843 г. в России ежегодно возникает  по несколько бумагопрядильных фабрик. В конце 1843 г. в стране их насчитывалось 59, они были оснащены 324 тыс. веретен  с общей выработкой 325 тыс. пуд. пряжи. Из них на Московскую губернии приходилось 22 предприятия со 138 тысяч веретен  и производством до 132 тысяч пудов пряжи. Через четыре года, в 1847 г., в России насчитывалось 64 бумагопрядильни, оснащенных 765,3 тысяч веретен, из коих полностью действовали 650 тысяч. Из них на долю восьми бумагопрядилен Петербурга приходилось 279 тысяч веретен, или 43% от числа всех действующих в России. В результате частные бумагопрядильные фабрики завоевали прочные позиции в хлопчатобумажной промышленности, оставив далеко позади производство казенной Александровской мануфактуры, удельный вес которой в отечественном производстве в эти годы снизился до 3% пряжи. В Центральном районе насчитывалось 55 бумагопрядилен, из них 35 купеческих и 20 вотчинных. Из капиталистических предприятий выделялось восемь наиболее крупных, оснащенных 20-30 тысяч веретен, в их число входили бумагопрядильни 3.С.Морозова (Богородско-Глуховская мануфактура, основанная в 1842 г.) купцов Лепешкина, Мазурина, Малютина, Симонова, Хлудова, Коншина. Среди вотчинных бумагопрядилен доминировали мелкие предприятия, оснащенные 2-3 тысяч веретен.

    В результате значительного прилива  капитала в бумагопрядение усилилась  конкуренция между фабрикантами, вызывая значительное снижение цен  со стороны наиболее мощных фирм и  ликвидацию маломощных предприятий.

    Важными показателями утверждения фабричного бумагопрядения в России является динамика ввоза хлопка-сырца и бумажной пряжи из-за границы.

    Только  с конца 40-х годов XIX века наметился  незначительный сдвиг в механизации  ткачества. Во Владимирской губернии первая ткацкая машинная фабрика была основана в 1846 г. в г.Шуе фабрикантом Поповым  как отделение на его действующей  бумаго-прядильне, где первоначально  были поставлены 108 станков. Рост прибыльности позволил предпринимателю через 5 лет  увеличить число ткацких станков  до 150. В 1848 г. начинается постройка механической ткацкой фабрики на Никольской мануфактуре  Саввы Морозова в поселке Никольском в Орехово-Зуеве. Однако механическое ткачество в этот период имело  ничтожную величину.

    Начальный этап машинизации хлопчатобумажной промышленности стимулировал и обусловливал рост первых капиталистических фабрик. Прогрессирующий процесс развития хлопчатобумажной промышленности был  общеевропейским явлением. 

Начальные шаги машиностроения.

    Начало  технического перевооружения текстильной  промышленности вызывало настоятельную  потребность в машинном производстве. Но в условиях отсталой феодально-крепостнической  системы хозяйства создание отечественного машиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемые трудности, связанные  с требованием высоких капиталовложений в новую организацию производства, наличием инженерно-технических кадров и квалифицированной рабочей  силы. Поэтому новая отрасль промышленности - машиностроение до середины XIX века находилась в зачаточном состоянии. Изготовление машин и усовершенствованных  орудий в этот период производилось  на трех типах предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, в механических мастерских при крупных частных мануфактурах и фабриках и специализированных механических заводах. Но на всех этих типах предприятий новые машины изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлось общемировым явлением.

    Основным  центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены Ижорские Адмиралтейские заводы, оснащенные усовершенствованным  оборудованием и квалифицированным  контингентом рабочих. На этих заводах  строились первые металлообрабатывающие  станки, канатные машины и паровые  двигатели. Здесь была изготовлена  первая в стране самоходная паровая  землечерпалка.

    С 1804 г. началась постройка паровых  двигателей на первом частном машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда  в Петербурге. К 1820 г. это предприятие  имело 3 паровых двигателя общей  мощностью в 42 лошадиных сил и 70 металлообрабатывающих станков. Завод  выпускал ежегодно до 10 паровых машин  преимущественно для пароходов.

    Имя Торогута фигурировало на дебатах в  английском парламенте в 1825 г., когда  один из его членов - Галловейт назвал его «искуснейшим механиком» в Комитете по рассмотрению вопроса о запрещении вывоза машин из Англии. Машинами с  завода Торогута была оснащена писчебумажная  Ярославская фабрика князя Гагарина. Несмотря на высокое качество машинной продукции завода Торогута, предприятие  оказалось малорентабельным и было ликвидировано. А предприниматель  вынужден был перейти на службу в  Луганский механический и литейный завод. Этот казенный завод в Екатеринославской губернии, основанный еще в конце XVIII в., длительное время являлся убыточным предприятием из-за отсталой социальной структуры, базируемой на подневольном труде. Обстоятельное исследование Е.И.Дружининой свидетельствует, что в 30-е годы на Луганском заводе был проведен ряд мероприятий по его техническому и социальному подъему. Был упразднен архаический институт непременных работников. Заводские мастеровые были объединены в артельную организацию труда на сдельной оплате, что вызвало известную заинтересованность в работе, более бережном отношении к инструментам. В результате заводская продукция стала выпускаться, более высокого качества при более низкой ее себестоимости.

    В 1847 г. по ходатайству Московского  отделения Мануфактурного совета в  Москве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея и  Гоппера. В отчете Департамента мануфактур и внутренней торговли за 1847 г. отмечалось, что это новое механическое заведение  «будет приготовлять большую часть  машин, выписываемых доселе из чужих  краев, и вместе с тем починять уже находящиеся на фабриках английские и другие иностранные машины». Это  предприятие, получившее денежное пособие  от казны, возглавил английский инженер-механик  Л.Риглей, который получил привилегию от правительства на беспошлинный ввоз в Россию машинного оборудования из-за границы. Первоначально на заводе было занято 115 рабочих и здесь  же «безвозмездно» практиковались воспитанники Технологического института. Однако это  предприятие оказалось малорентабельным. После 4-летнего действия завода его  предприниматели в 1852 г. подали прошение в Департамент мануфактур и торговли о ликвидации его «по невыгодности и даже убытку». Среди главных  трудностей в организации отечественного машиностроения было сохранение в стране крепостного права. Господство принудительных форм труда в горнодобывающей  и металлургической промышленности в сильнейшей степени тормозило  внедрение машинного производства и развитие машиностроения. За 1830-1850 гг. число машиностроительных предприятий  в России возросло с 7 до 25 заводов.

    Но  в целом это были небольшие  предприятия с общим числом рабочих  в 1475 человек с производительностью  в 423,4 тысяч рублей. Несмотря на известный  рост отечественного производства, в  оснащении развивающейся капиталистической  промышленности главное место принадлежало импорту машинного оборудования, который к 1850 г. почти в 2,5 раза превосходил  отечественное производство.

    Таким образом, в 30-40-е годы XIX века общий  рост продукции машиностроительных заводов по сравнению с бурным развитием хлопчатобумажного производства, особенно бумагопрядения, следует признать ничтожным, особенно учитывая возросший спрос на машиностроительную продукцию этой отрасли.

    Подготовительный  период промышленного переворота протекал в условиях разложения и кризиса  феодально-крепостнической системы, что налагало свой отпечаток на этот исторический процесс. 

Начало  промышленной революции  в России 50-х годов XIX века.

    50-е  годы XIX века занимают особое место  в мировой истории и в истории  России. Именно в эти годы окончательно  созревают внутренние и внешние  факторы, ускорившие падение крепостничества.

    В эти же годы промышленный переворот  в капиталистических странах  Европы и США ускоряет свои темпы. Начало крупномасштабного железнодорожного строительства и парового судостроения в этих странах усиливает производство продукции тяжелой индустрии  и общий промышленный потенциал. Эти факторы оказывали сильное  воздействие на феодально-крепостническую  Россию, экономический строй которой  переживал тяжелый кризис. В 50-е  годы в экономической структуре  России, глубоко втянутой в мировой  капиталистический рынок, окончательно укрепляется буржуазный уклад в  ведущих сферах хозяйства.

    Резкое  обострение международных противоречий привело к Крымской войне 1853-1856 гг., окончившейся поражением царизма" и  продемонстрировавшей "гнилость и  бессилие крепостной России". Острая экономическая и политическая необходимость  введения новых капиталистических  форм хозяйства, нарастающая непримиримая антифеодальная борьба народных масс заставили царское правительство  пойти на отмену крепостного права.

    Нарастающая промышленная революция в стране повлекла за собой не только изменения  в технике и организации промышленного  производства, но и вызвала глубокие общественные перемены. 
 
 

Информация о работе Промышленный переворот в России (вторая половина XIX в.): пути, задачи и основные итоги