Инновации в преподавании истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.

Работа содержит 1 файл

Инновации в преподавании истории_диплом.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

       - Кратко охарактеризуйте религию Древней Греции?

V. Итог урока.

Мифы  не просто отражали смелый полет народной фантазии. В них нередко воплощались мудрость; наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Все это сделало греческую мифологию частью общечеловеческой культуры.

VI. Выставление и комментирование оценок.

Оценки: 5, 4, 5, 5

Д/З - стр. 137 - 142 , нарисовать одного из богов таким, каким вы его себе представляете.

      - Урок окончен. До свидания.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Бунташный» век. 

      Цели:

         I. Дидактическая: дать характеристику народных выступлений периода   правления царя Алексея Михайловича, рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина.

        II. Развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события и явления, происходившие много лет назад, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов, развивать мышление, память, речь.

        III. Воспитательная: воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

    План урока:

  1. «Соляной» и «Медный» бунт.
  2. Поход Василия Уса.
  3. Восстание Степана Разина. Причины, ход, социальный состав.
  4. Причины поражения восстания, его последствия.

Основные  понятия: «медный» бунт, «соляной бунт», «прелестные» письма. Важнейшие даты: 1648 г. - «соляной» бунт; 1662 г. - «медный» бунт; 1668 г.

        поход в  Персию (Иран) казаков Степана Разина; 1670-1671 гг. – восстание С. Т. Разина.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование  урока: карта «Россия в XVII в.» 

Ход урока 

I. Оргмомент.

II. Объявление новой темы и задач урока.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  характеристику народных выступлений периода   правления царя Алексея Михайловича, причины и ход восстания под предводительством Степана Разина.

III. Изучение нового материала

  1. Учитель сообщает:

Середина - вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами. Восстания XVII в. по своей организации и структуре достаточно сложны; они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647г. соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. «Чернослободчики» требовали ликвидации «белых слобод» и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы боярских дворов. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных - Морозова, начальника Земского приказа Плещеева и др. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. С помощью стрельцов восстание подавлено. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре-дворяне) и занялся выработкой нового свода законов. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. С 1630-го по 1650 г. произошли восстания в 30 русских городах.

 Следующее выступление произошло в 1662 г. Оно  известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако правительство вынуждено было пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии - заменить их серебряными. (см. Приложение 1. Блок I.)

2.Учитель сообщает:

Закрепощение  крестьянства, неурожаи, эпидемии, затяжные войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения. Обнищавшие люди все чаще прибегали к испытанному средству - бегству в соседние уезды или на далекие окраины (казачьи области). В казачьих областях сдавних пор вошло в обычай не выдавать явившихся туда беглецов: «С Дона выдачи нет». Однако к середине 60-х гг. XVII в. положение на Дону ухудшилось. Здесь скопилось много беглых, в 1666 г. царь потребовал вернуть с Дона крестьян, бежавших туда из дворцовых сел. В 1666 г. 500 казаков во главе с Василием Усом предприняли поход с Дона через Воронеж на Тулу по направлению к Москве (покажите на карте). Они хотели получить средства к существованию и предложить свои услуги правительству в войне России с Польшей. В отряды вливались новые беглые и посадские люди. Численность отряда вскоре достигла 3000 человек. С большим трудом (с помощью регулярных войск во главе с князем Ю. Н. Борятинским) отряд В. Уса удалось отправить обратно за Дон. Поход Уса - предвестник крестьянской войны С. Разина.

  1. Работа с учебником:

 Ученики  самостоятельно читают о восстании Степана Разина в учебнике      (§ 35, с. 240-244), кратко конспектируют и отвечают на следующие вопросы:

    - Почему  казаки объединялись в ватаги, совершали походы на Волгу  и Каспий, грабили торговые суда? (В 1667 г. в связи с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло огромное количество беглых, что усилило там голод. В поисках выхода из тяжелого положения они разбойничали.)

    - Какую территорию охватило восстание (ученик показывает эти территории на карте)? (Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды, Слободскую Украину, Дон.)

- Кто был основной движущей силой восстания? (Крепостные крестьяне, бурлаки, служилые люди по прибору, представители низшего духовенства, «вольные люди».)

- Что такое «прелестные письма»? («Прелестные письма» - от слова прельщать; призывы бунтовщиков к местному населению.)

-   Кто был главнокомандующим правительственных  войск? (Князь Ю. Л. Долгорукий.)

  • Когда пал последний оплот восставших? (27 ноября 1671 г. пала Астрахань.)

- Что стало с предводителем восстания? (Степана Разина после пыток   казнили на Красной площади.)

(см. Приложение 1. Блок II и III)

  1. Учитель сообщает:

Причины поражения восстания, как и любого другого народного восстания, связаны  с недостаточно четкой выработкой программы  восстания, в отсутствии единства интересов  различных его групп. В целом восстание показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения, оно знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, на стремление государства лишить привилегий слободских и   «черных» людей, а также купцов, духовенство и другие сословия.

III. Итог урока.

Восстания не принесли крестьянам облегчения их положения, напротив, помещики продолжали увеличивать повинности в свою пользу. Тем не менее, крестьянская война под предводительством Степана Разина оставила след в истории России.

  Домашнее задание. 

1.  § 35, работа с контурными картами.

    2. Подготовить  небольшие рефераты о Степане  Разине или о жизни   казачества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Тема: Восстание Спартака.

      Цели:

         I. Дидактическая: познакомить учащихся с положением рабов и крупнейшим восстанием рабов в Древнем Риме, рассказать о героической личности Спартака.

        II. Развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события и явления, происходившие много лет назад, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов, развивать мышление, память, речь.

        III. Воспитательная: воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

       Оборудование урока: карта.

Ход урока 

I. Оргмомент.

II. Объявление новой темы и задач урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с положением рабов и крупнейшим восстанием рабов в Древнем Риме, с героической личностью Спартака.

III. Изучение нового материала

 1. Рабство в Риме (самостоятельное чтение учебника).

Важно выяснить вопрос об источниках рабства: Кто становился рабом? Откуда брались рабы в Греции и Риме? (см. Приложение 2.1)

 Учащиеся  назовут захват военнопленных и  обращение в рабство за долги населения провинций. Можно сказать, что провинциалы, чтобы уплатить налоги римским властям, продавали детей в рабство. Так было в Малой Азии в I веке до н. э. Следует также напомнить, что рабами становились люди, захваченные пиратами, дети рабов и, в качестве наказания, преступники. Но главным поставщиком рабов была война. Например, Сципион в конце войны с Ганнибалом отправил из Африки на продажу 20 тысяч военнопленных. Во время подавления восстания в Греции по приказу сената было продано в рабство 150 тысяч человек. В рабов обратили уцелевших защитников Карфагена. По подсчетам ученых, за период от 200 до 150 года до н. э. число военнопленных, обращенных римлянами в рабство, составляло около 250 тысяч человек.

 Для чего на грудь рабу вешали табличку с указанием различных сведений?

 Упоминаемый в учебнике римский писатель, назвавший  раба «говорящим орудием», — это Марк Теренций Варрон, автор трактата «О сельском хозяйстве».

 Изверг, бросавший рабов в пруд на съедение муренам, — Ведий Поллион, о котором Плиний пишет, что «только при такой казни он мог наблюдать, как человека сразу разрывают на куски».

  1. Гладиаторы (рассказ учителя).

  Гладиаторские поединки вначале устраивались не для развлечения, а в траурный день погребения знатного римлянина. Считалось, что умершего порадует кровавое зрелище. В период гражданских войн гладиаторские бои вошли в моду и превратились в повальное увлечение римлян. Бойцы пользовались большой славой, их имена были на слуху у всех — от уличных мальчишек до государственных деятелей. Победители на аренах получали по требованию публики свободу и дорогие подарки от богачей. Многие в Риме мечтали о карьере гладиатора. Сохранились школьные сочинения, авторы которых фантазировали на эту тему. Гладиаторами становились не только рабы, но и свободные, в том числе даже римские граждане. Они заключали контракт на три года, формально отрекаясь на этот срок от прав свободного человека и предоставляя хозяину право «жечь, связывать, бить, убивать железом»

3. Начало восстания (рассказ по учебнику).

  О заговоре гладиаторов в Капуанской школе и начале восстания рассказ ведется по учебнику (см. Приложение 2.2).

Информация о работе Инновации в преподавании истории