Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа
В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.
Во - первых, внесены структурные изменения в отдельные курсы. Проведенные структурные изменения научно обоснованы, экспериментально проверены в ряде школ. Они в полной мере отвечают методологическим требованиям исторической науки и методике ее
преподавания, не нарушают принципа историзма. Эти изменения позволят в определенной мере не только нормализовать учебную нагрузку учащихся, но и добиться большей систематичности и глубины знаний.
Во -
вторых, в усовершенствованные
новые компоненты:
- выделены основные понятия, которые учащиеся должны усвоить по каждому курсу истории. Некоторые из них, проходящие через все или
несколько курсов, даны в динамике, с нарастающим усложнением;
- намечены основные умения, которыми учащиеся должны овладеть в каждом классе к концу учебного года. Это поможет учителю эффективнее осуществлять развивающее обучение, преемственность и последовательность умений выполнять важнейшие мыслительные операции;
- по каждой теме определены межкурсовые и межпредметные связи; учитель сможет постоянно опираться на уже имеющиеся у школьников знания, полученные при изучении предыдущих курсов истории и других предметов.
В - третьих, проведено некоторое сокращение пунктов программы, снята излишняя детализация вопросов. Наряду с этим в необходимых случаях в нее внесен материал, отражающий важнейшие события внутренней и международной жизни России, современного общественного развития.
В итоге инновационная
программа имеет более четкую
методическую направленность. Она в
большей мере, чем это было раньше,
явится действенным руководством для
учителя истории в формировании знаний
учащихся, их воспитании и развитии умений
самостоятельной работы.
Глава
II. Повышение теоретического
уровня содержания
преподавания
истории, как инновация.
2.1.
Общее понятие
и классификация
теорий
На уровень
К перспективной мысли о том, учеников необходимо выводить на уровень целостного годичного учебного курса, пришел М. П. Щетинин. Он впервые применил в практике метод, названный им «погружение в учебный предмет»: во время первого погружения весь учебный курс изучается как целостная система на самом поверхностном уровне (ориентировочном), а при последующих - ученики познают этот курс все глубже и глубже, сохраняя, однако, общее видение всего курса в целом.
Сама идея М. П. Щетинина верна, но в решении, видимо, были допущены какие - то просчеты и ошибки. Это естественно, так как автор шел к истине методом проб и ошибок, а не путем строго выверенного научного расчета и прогноза [9, 19].
Итак, совершенно очевидно, что в искомой структуре в качестве самого крупного элемента (блока) должна быть выделена теория, дидактически организованная и упрощенная с учетом степени обучения.
Само слово «теория»
- исключительно емкое и
Таким образом, за исходное, или рабочее, определение теории мы можем взять следующее: теория - это система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг явлений и которая предписывает, как правильно управлять ими. Любая научная теория призвана давать целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Теории могут
В качестве фундаментальных теорий относительно различных отраслей научных знаний выступают философские теории, но в то же время в каждой отрасли, научных знаний имеются свои собственные фундаментальные теории и частные.
Теория как содержательная
Содержательные теории, которые находятся в стадии разработки, обладают, кроме того, недостаточной упорядоченностью, и иногда их элементами хаотично разбросаны по многим источникам. В большинстве
случаев они перегружены аппаратом и описанием методов исследования,
доказательствами.
Теории как
Теория как
Теория всегда имеет
свой объект и предмет. Объект - это то,
что описывает теория, то есть совокупность
реальных явлений. Предмет теории - это
то, что она объясняет, то есть закономерные
связи и отношения, функционирующие в
структуре объекта.
2.2.
Структурирование
учебного теоретического
материала.
Из многовековой практики работы школы известно, что любой учебный материал так или иначе структурирован в самой своей представленности в учебных программах, учебниках, учебных пособиях, поурочных планах и материалах. Причем в основу такого структурирования в одних случаях положен здравый смысл, в других логика преподаваемой науки, в третьих - психология. И меньше всего в структурировании учебного материала представлен интегрированный педагогический подход. Между тем в любом случае дидактическое структурирование учебного материала, с одной стороны, в известной мере обусловливает деятельность ученика по его изучению, а с другой обусловливается особенностями той деятельности, которую авторы учебного материала хотели бы вызвать у школьников.
Следовательно, в дидактическом и методическом плане структурирование - такая процедура, с помощью которой составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, способы их передачи учащимся и соответствующие действия учащихся по их устранению) выстраиваются в определенных связях и отношениях, отражающих: а) логику общественно - исторического процесса познания и его результаты; б) технологию процессов распознавания явлений, их упорядочивания и систематизации; в) выявление и объяснение сущности явлений; г) преобразование явлений из одного состояния в другое.
Основными целями структурирования учебного материала могут
быть следующие [9, 23]:
1) разработать
такую структуру учебного
2) отыскать
и заложить в создаваемую
3) сгруппировать
и выстроить учебный материал
так, чтобы в него можно было
внести как необходимый
Основными принципами, которыми следует руководствоваться при структурировании учебного материала, являются [9, 23]:
принцип выделения целостных, относительно самостоятельных систем знаний и их структурных элементов;
принцип ранжирования выделенных систем и их элементов;
принцип прерыва и беспрерывности.
Реализация принципа ранжирования позволяет в каждой теории выделять четыре ранга материала, каждый из которых последовательно раскрывает глубину объекта - от неглубокой сущности ко все более и более глубокой.
Первый ранг – описывающий материал. В него входят основные понятия, которые раскрываются на уровне свернутого (определения) или развернутого описания (рассказа) - сущность первого порядка.
Второй ранг - объясняющий материал. В него входят основные законы, которые раскрываются на уровне объяснения со всеми необходимыми доказательствами - сущность второго порядка.
Третий ранг - предписывающий материал. В него входят принципы, правила и рекомендации с предписываниями на предмет преобразования объекта - сущность третьего порядка.
Особый ранг - связующий
материал. В него входят исходные теоретические
положения (ведущие идеи), с позиции
которых описывается и
Принцип ранжирования может быть применим и к упорядочиванию выделенных теорий.
Так например, в учебном курсе истории в качестве базовой может быть выделена общая теория возникновения и развития человеческого общества, на основе которой строятся выводные теории ближайшего ряда (по отношению друг к другу они выстраиваются как отраслевые): теория возникновения и развития государства, теория войны, теория классовой борьбы, теория революции. По отношению к выводным теориям следующего ряда эти теории в свою очередь являются базовыми. Так, на основе теории возникновения и развития государства строятся следующие выводные теории: теория возникновения и развития рабовладельческого государства, теория возникновения и развития феодального государства, теория возникновения и развития капиталистического государства, теория возникновения и развития социалистического государства. Соответствующим образом строятся и другие теории, которые по отношению друг к другу вступают в отношения подчинения, смежности и сопряженности. В общей структуре теорий их структурные элементы оказываются также в упорядоченных связях подчинения, смежности и сопряженности - базовые и вводные понятия, базовые и вводные законы и т.д.
Выполнение процедуры
структурирования учебного теоретического
материала - выделение теорий (формализованных
и содержательных), структурных элементов
в их устойчивых связях и отношениях -
является своеобразной инновацией в преподавании
истории, хотя как известно, все новое
- это хорошо забытое старое.
Глава
III. Инновации в методике
обучения описанию на
уроках истории.
3.1.
Описание как процедура
познания.