Инновации в преподавании истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.

Работа содержит 1 файл

Инновации в преподавании истории_диплом.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

Введение 
 
 

           В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

           Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.

     Инновация (нововведение) - создание и внедрение  различного вида новшеств, порождающих значимые изменения. Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности - преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. Преодолению барьеров способствуют:

                     1) учет установок, ценностных  ориентаций, этических норм                               поведения ее участников;

                     2) применение методов активного  обучения для развития               инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.

       В настоящее время одним из ярких  приемов инновационного внедрения является введение в школьную практику единого госэкзамена, что как и любое новшество вызывает различные мнения и вопросы со стороны всех участников педагогического процесса.

       Не  остался в стороне от инновации  и такой учебный предмет как  история. Творчески работающие учителя  предлагают свои методики и системы обучения истории. Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

            Поэтому, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конкретной системе обучения.

        Проблемам инноваций и совершенствованию учебного процесса уделяют внимание такие ученые педагогической науки как: Хомерики О. Г. – инновации в практике обучения, Баранов П. - тенденции развития современного школьного исторического образования, Иванова О. В. - проблемное обучение в курсе истории, Кириллова Г. Д. - теория и практика урока в условиях развивающего обучения и многие другие.

          Направления работы по данной теме дипломного исследования показывают ее актуальность на современном этапе. Несмотря на то, что все новое базируется на старом, инновации как бы включают в себя современность, ориентир на сегодняшнюю действительность. Имеет место создание инновационных центров, где объединяются и изучаются, с целью практического применения учителями, нововведения, позволяющие повысить качество педагогического процесса.

           Методологической основой исследования выступили практические и теоретические разработки ученых, педагогов, занимающихся данным вопросом.

           Целью исследования является рассмотрение и изучение инноваций в преподавании истории.

В соответствии с целью выделены следующие задачи:

    1. Рассмотреть  и изучить совершенствование  содержания образования   истории.

    2. Определить  и выбрать для более полного изучения некоторые из инноваций в преподавании истории.

    3. Разработать  на основе изученного материала  практическое применение инновации.

        4. Сделать выводы о проделанной работе.

Объектом  исследования является методика преподавания истории.                   Предметом исследования являются инновации в преподавании истории.

      В соответствии с целью и задачами дипломного исследования

была  определена следующая гипотеза:

          внедрение инноваций в преподавании  истории позволяют развивать  умственные способности учащихся.

      Обучение, воспитание и развитие учащихся с  учетом окружающей действительности, нововведений способствует развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности, превращению знаний в убеждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Совершенствование содержание обучения истории. 
 
 

1.1 История как учебный  предмет 
 
 

            Известно, что историческая наука  и история как учебный предмет средней школы (основы науки) не совпадают. Наука предоставляет нужные для формирования мировоззрения, воспитания и развития школьника материалы, а педагогика с учетом требований наук о познавательной деятельности - гносеологии, психологии, физиологии, логики - и с обязательным соблюдением всех принципов дидактики превращает их в учебный предмет.

           В основе вычленения учебного материала из огромного арсенала

исторической  науки лежат принципы, назовем  некоторые из них [19, 94]:

    1. Тщательный и экономный отбор важнейших фактов, достоверно         установленных наукой; их теоретическое объяснение с учетом возраста и познавательных возможностей учащихся, степени их подготовленности    к усвоению материала, а также времени, отводимого для данного курса в учебном плане.

    2. Выделение  ведущих мировоззренческих идей, понятий, законов, теорий, которые: 1) лежат в основе науки и служат ключом к пониманию частных фактов и событий, изучаемых исторической наукой; 2) способствуют созданию мировоззрения, расширению кругозора учащихся; 3) определяют тот уровень научных знаний, которого должны достигнуть учащиеся средней школы.

    3.Рассмотрение явлений общественной жизни в их генезисе и    развитии в связи с другими явлениями, с конкретными условиями эпохи, с опытом истории; не только связи с прошлым и настоящим, но и с целью установления тенденции развития в будущем.

    4. Учет того, насколько отбираемый материал может содействовать связи обучения с жизнью, соединению обучения с производительным и общественно полезным трудом учащихся.

             Особенностью школьных курсов  истории является необходимость вводить в доступной для учащихся форме и некоторые социологические понятия, сообщать некоторые данные из прикладных исторических дисциплин, а также логики и психологии. Последнее можно отнести к инновационным введениям.

             Курс истории в средней школе призван:

    - вооружать учащихся в строгой системе глубокими и прочными

знаниями  о развитии общества с древнейших времен до наших дней; раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей и значение личности в истории;

      - вырабатывать стойкие материалистические представления;

вырабатывать  научное понимание закономерностей  развития общества;

        - формировать у юношей и девушек мировоззрение, активную жизненную позицию; способствовать превращению приобретаемых знаний в твердые убеждения о необходимости активного участия в созидательном труде;

               - развивать мышление учащихся, их познавательную активность, воспитывать готовность к труду и уважение к людям труда, прививать умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в событиях современной политической жизни.

          Никакой другой курс основ наук в школе не вводит учащихся в такой

обширный  и разнообразный круг проблем  общественной жизни в прошлом, настоящем  и будущем, как история. Следовательно, есть все необходимые условия, чтобы на каждом занятии, опираясь на фундамент из важнейших и бесспорных фактов, подводить учащихся в доступной форме к научному пониманию закономерностей общественного развития, формировать у них стойкие убеждения. 

 

1.2. Структура и характер школьного курса истории. 
 
 

         Действующая ныне структура  школьного курса истории носит  линейный характер. Она предусматривает  изучение в хронологической последовательности основных этапов в развитии нашей  страны и зарубежного мира. Отказ от существовавшего в 1959 - 1965 гг. концентризма в изучении школьного курса истории и переход к линейной структуре обеспечивает более основательное изучение этого предмета во всех классах. Увеличено количество учебных часов на прохождение основных тем, выделено некоторое время для развития у школьников умений самостоятельно работать с историческими документами и учебной, научно - популярной и художественной литературой на исторические темы. Устранение излишней повторяемости материала в старших классах повысило интерес к изучению истории. Опыт показал, что историческое изучение оправдывает себя только при двух условиях: если повторное изучение одной и той же тематики осуществляется через три - четыре года, т. е. на существенно различных возрастных уровнях; если при вторичном изучении содержание материала расширяется, углубляется, усложняется настолько (при существенном изменении и методики изучения), что учащиеся принимают его с интересом и у них не возникает никакого психологического барьера.

         В то же время и  линейная структура не свободна от определенных недостатков: изучив в 5 - 7 классах материал о первых ступенях в развитии общества, учащиеся больше к нему не возвращаются. Между тем познавательные возможности учащихся этих классов требуют, чтобы история древнего мира, средних веков, отечественная история                       (до конца 18 в.) изучались в сравнительно элементарной форме, чтобы отбор учебного материала и его освещение были доступны для детей 11 - 14 летнего возраста. Факты и понятия, изученные в этих классах и больше не повторяемые, забываются. Их краткое повторение в старших классах необходимо. Пока это лишь частично осуществляется в процессе обобщения исторических знаний при изучении курса обществознания и на факультативных занятиях.

        Школьные исторические курсы включают последовательное изучение вопросов экономического развития общества, социально политических отношений, развития науки и культуры. На этой основе учащиеся подводятся к выводам об определяющей роли способа производства в развитии общества, о влиянии исторических условий на развитие культуры и обратном влиянии надстроечных явлений на развитие общества. При этом обеспечивается конкретно – исторический подход к рассмотрению исторических фактов и явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Инновации в программе  по истории. 
 
 

        Отличительная особенность  школьного исторического образования - раскрытие процесса развития человеческого общества на основе познания ярких и достоверных, типичных и впечатляющих фактов, тесная связь и неразрывность фактов и обобщений. Определенное в программах и объяснительной записке к ним и затем конкретизированное через учебники содержание исторического образования строится таким образом, чтобы не допустить крайностей: сплошной фактологии без достаточных обобщений или увлечения теоретическими понятиями, выводами без опоры на необходимую сумму достоверных знаний.

        Как никогда остро  встал вопрос о доступности программ для учащихся школы, о нормализации учебной нагрузки, в первую очередь  в старших классах, где изучаемые курсы истории оказались особенно перегруженными. Необходимо было разгрузить учебные программы и учебники от чрезмерного усложненного и второстепенного материала, мешающего усвоению важнейших фактов, понятий, выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы; провести их усовершенствование в целях дальнейшего усиления развивающей и воспитывающей функций школьного курса истории. Подготовленные с учетом этих требований усовершенствованные программы знаменуют собой важный этап на пути совершенствования школьного исторического образования, хотя в их основе лежат действующие структура и содержание курсов истории [19, 106]. В чем конкретно выразились эти инновации?

Информация о работе Инновации в преподавании истории