Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа
В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.
Введение
В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.
Инновация (нововведение) - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения. Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности - преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. Преодолению барьеров способствуют:
1) учет установок, ценностных
ориентаций, этических норм
2) применение методов активного
обучения для развития
В настоящее время одним из ярких приемов инновационного внедрения является введение в школьную практику единого госэкзамена, что как и любое новшество вызывает различные мнения и вопросы со стороны всех участников педагогического процесса.
Не остался в стороне от инновации и такой учебный предмет как история. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории. Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Поэтому, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конкретной системе обучения.
Проблемам инноваций и совершенствованию учебного процесса уделяют внимание такие ученые педагогической науки как: Хомерики О. Г. – инновации в практике обучения, Баранов П. - тенденции развития современного школьного исторического образования, Иванова О. В. - проблемное обучение в курсе истории, Кириллова Г. Д. - теория и практика урока в условиях развивающего обучения и многие другие.
Направления работы по данной теме дипломного исследования показывают ее актуальность на современном этапе. Несмотря на то, что все новое базируется на старом, инновации как бы включают в себя современность, ориентир на сегодняшнюю действительность. Имеет место создание инновационных центров, где объединяются и изучаются, с целью практического применения учителями, нововведения, позволяющие повысить качество педагогического процесса.
Методологической основой исследования выступили практические и теоретические разработки ученых, педагогов, занимающихся данным вопросом.
Целью исследования является рассмотрение и изучение инноваций в преподавании истории.
В соответствии с целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить совершенствование содержания образования истории.
2. Определить и выбрать для более полного изучения некоторые из инноваций в преподавании истории.
3. Разработать
на основе изученного
4. Сделать выводы о проделанной работе.
Объектом исследования является методика преподавания истории. Предметом исследования являются инновации в преподавании истории.
В соответствии с целью и задачами дипломного исследования
была определена следующая гипотеза:
внедрение инноваций в
Обучение,
воспитание и развитие учащихся с
учетом окружающей действительности,
нововведений способствует развитию познавательной
активности учащихся, их самостоятельности,
превращению знаний в убеждения.
Глава
I. Совершенствование
содержание обучения
истории.
1.1
История как учебный
предмет
Известно, что историческая наука и история как учебный предмет средней школы (основы науки) не совпадают. Наука предоставляет нужные для формирования мировоззрения, воспитания и развития школьника материалы, а педагогика с учетом требований наук о познавательной деятельности - гносеологии, психологии, физиологии, логики - и с обязательным соблюдением всех принципов дидактики превращает их в учебный предмет.
В основе вычленения учебного материала из огромного арсенала
исторической науки лежат принципы, назовем некоторые из них [19, 94]:
1. Тщательный и экономный отбор важнейших фактов, достоверно установленных наукой; их теоретическое объяснение с учетом возраста и познавательных возможностей учащихся, степени их подготовленности к усвоению материала, а также времени, отводимого для данного курса в учебном плане.
2. Выделение
ведущих мировоззренческих
3.Рассмотрение явлений общественной жизни в их генезисе и развитии в связи с другими явлениями, с конкретными условиями эпохи, с опытом истории; не только связи с прошлым и настоящим, но и с целью установления тенденции развития в будущем.
4. Учет того, насколько отбираемый материал может содействовать связи обучения с жизнью, соединению обучения с производительным и общественно полезным трудом учащихся.
Особенностью школьных курсов истории является необходимость вводить в доступной для учащихся форме и некоторые социологические понятия, сообщать некоторые данные из прикладных исторических дисциплин, а также логики и психологии. Последнее можно отнести к инновационным введениям.
Курс истории в средней школе призван:
- вооружать учащихся в строгой системе глубокими и прочными
знаниями о развитии общества с древнейших времен до наших дней; раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей и значение личности в истории;
- вырабатывать стойкие материалистические представления;
вырабатывать
научное понимание
- формировать у юношей и девушек мировоззрение, активную жизненную позицию; способствовать превращению приобретаемых знаний в твердые убеждения о необходимости активного участия в созидательном труде;
- развивать мышление учащихся, их познавательную активность, воспитывать готовность к труду и уважение к людям труда, прививать умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в событиях современной политической жизни.
Никакой другой курс основ наук в школе не вводит учащихся в такой
обширный
и разнообразный круг проблем
общественной жизни в прошлом, настоящем
и будущем, как история. Следовательно,
есть все необходимые условия, чтобы на
каждом занятии, опираясь на фундамент
из важнейших и бесспорных фактов, подводить
учащихся в доступной форме к научному
пониманию закономерностей общественного
развития, формировать у них стойкие убеждения.
1.2. Структура и характер
школьного курса истории.
Действующая ныне структура
школьного курса истории носит
линейный характер. Она предусматривает
изучение в хронологической
В то же время и линейная структура не свободна от определенных недостатков: изучив в 5 - 7 классах материал о первых ступенях в развитии общества, учащиеся больше к нему не возвращаются. Между тем познавательные возможности учащихся этих классов требуют, чтобы история древнего мира, средних веков, отечественная история (до конца 18 в.) изучались в сравнительно элементарной форме, чтобы отбор учебного материала и его освещение были доступны для детей 11 - 14 летнего возраста. Факты и понятия, изученные в этих классах и больше не повторяемые, забываются. Их краткое повторение в старших классах необходимо. Пока это лишь частично осуществляется в процессе обобщения исторических знаний при изучении курса обществознания и на факультативных занятиях.
Школьные исторические
курсы включают последовательное изучение
вопросов экономического развития общества,
социально политических отношений,
развития науки и культуры. На этой основе
учащиеся подводятся к выводам об определяющей
роли способа производства в развитии
общества, о влиянии исторических условий
на развитие культуры и обратном влиянии
надстроечных явлений на развитие общества.
При этом обеспечивается конкретно –
исторический подход к рассмотрению исторических
фактов и явлений.
1.3.
Инновации в программе
по истории.
Отличительная особенность школьного исторического образования - раскрытие процесса развития человеческого общества на основе познания ярких и достоверных, типичных и впечатляющих фактов, тесная связь и неразрывность фактов и обобщений. Определенное в программах и объяснительной записке к ним и затем конкретизированное через учебники содержание исторического образования строится таким образом, чтобы не допустить крайностей: сплошной фактологии без достаточных обобщений или увлечения теоретическими понятиями, выводами без опоры на необходимую сумму достоверных знаний.
Как никогда остро встал вопрос о доступности программ для учащихся школы, о нормализации учебной нагрузки, в первую очередь в старших классах, где изучаемые курсы истории оказались особенно перегруженными. Необходимо было разгрузить учебные программы и учебники от чрезмерного усложненного и второстепенного материала, мешающего усвоению важнейших фактов, понятий, выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы; провести их усовершенствование в целях дальнейшего усиления развивающей и воспитывающей функций школьного курса истории. Подготовленные с учетом этих требований усовершенствованные программы знаменуют собой важный этап на пути совершенствования школьного исторического образования, хотя в их основе лежат действующие структура и содержание курсов истории [19, 106]. В чем конкретно выразились эти инновации?