История преподавания психологии в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

Преподавание психологии в XIX веке
Преподавание психологии в начале XX века
Преподавание психологии во второй половине XX века

Работа содержит 1 файл

Т.3.История преподавания психологии в средней школе.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Тема 3. История преподавания психологии в  средней школе

(  ) 

План: 

  1. Преподавание  психологии в XIX веке
  2. Преподавание психологии в начале XX века
  3. Преподавание психологии во второй половине XX века
 
 

Проблемные  вопросы 

    1.   Какие позитивные уроки можно  извлечь из истории преподавания психологии в средних учебных заведениях?

    2.   Каковы основные причины неудовлетворительного  преподавания психологии в истории  среднего образования?

    3.  Когда психология была впервые  введена в качестве учебного  предмета в школьные программы многих европейских стран и США?

    4.  В рамках каких учебных дисциплин  преподавалась психология в XIX в.?

    5.  Когда началось преподавание  психологии на эмпирической основе  в российской школе?

    6.   Какая основная тема рассматривалась  на уроках психологии в США в 50-х гг.?

    7.  Когда психология в третий  раз была введена в учебные  планы средних школ в России?

    8.   Какие новые тенденции в преподавании  психологии появились в 60-х  гг.?

    9.  Когда происходило значительное  расширение преподавания психологии как факультативного предмета в российских школах? 
 

Литература: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Преподавание психологии в XIX веке 

    Проблема  преподавания психологии в школе  обсуждается в Европе в течение  последних двух столетий. Необходимость  введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Психологию включали в учебные планы, через какое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество преподавания; это повторялось не один раз. Неудовлетворительное качество преподавания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала.

    С некоторыми перерывами психология преподается  в средних учебных заведениях европейских стран с 1811 г. В XIX в. в Австрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии — 6 часов, начиная с 6-го класса, во Франции — 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии — 2 часа в неделю. Психология как область знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.

    Психология  была частью учебных планов в некоторых  школах США начиная с 1830-х гг. Причем формы и содержание преподавания изменялись в зависимости от изменения культурного климата в стране. Еще до появления экспериментальной психологии существовала американская психология, которая преподавалась под названием ментальная философия. Этот курс часто сменялся курсом моральной философии, в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии. Однако эти курсы не были широко распространены. Одним из наиболее популярных учебников по этой донаучной психологии была книга Томаса Апэма «Элементы ментальной философии» (1931), которая использовалась в течение более чем 40 лет в колледжах, а в 1941 г. была переиздана в сжатом виде для учащихся старших классов. По крайней мере, еще один учебник по психологии для старшеклассников появился в 1840 г.: «Элементы философии ума, приложенные к развитию мышления и чувств», автор — Элизабет Рикод. Это лишь два из дюжины американских учебников по ментальной и моральной философии, опубликованные в XIX в., чьи авторы отмечали, что их книги предназначены для средней школы.

    Когда стала нарождаться экспериментальная  психология, некоторые из авторов переработали свои учебники, включив в них «новую психологию». В учебниках рекомендовались довольно простые эксперименты и аппаратура для преподавания. Подобные эксперименты повышали интерес к изучению психологии, служили иллюстрацией законов и условий умственной активности и таким образом делали объяснения более наглядными. Есть сведения, что за последние 20 лет XIX в. количество курсов психологии значительно увеличилось. Однако в большинстве школ психология по-прежнему воспринималась как предмет для преподавания в колледже. Экспериментальная психология сформировалась на базе философии, которая обычно рассматривалась как предмет, изучаемый в колледжах. Однако к 1900-м гг. стало очевидным, что ментальная философия все больше заменяется результатами исследований в рамках лабораторной психологии.

    Психология  как предмет появилась в учебных  планах российских гимназий впервые  в начале XIX в. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимназий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Они имели двоякую цель: подготовить к обучению в университете и дать законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его в вузе.

    Согласно  этому уставу, в программу гимназий вводилось обязательное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной философии. Вводилась штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии. В рамках четырехгодичного курса в гимназиях того времени он должен был преподавать целый комплекс предметов. Так, на первом году обучения он преподавал логику и всеобщую грамматику, на втором году обучения — психологию и этику, на третьем году обучения — эстетику и риторику, на четвертом году обучения — естественное и народное право и политическую экономию. При этом устав отводил на эти предметы 18 недельных часов в течение четырех лет обучения, которые в то время составляли срок обучения в гимназии (Рыбников, 1940; Самарин, 1950).

    Копируя программу зарубежной средней школы, составители устава не учитывали реальных возможностей отечественной системы обучения. А возможности эти были весьма ограниченны. В начале XIX в. еще не сложилась сама наука психология, не было квалифицированных педагогов, не было учебников, а главное — не было соответствующей подготовки учащихся. Это относилось не только к философии и психологии, но и к другим предметам.

    Учеба давалась гимназистам трудно; особенно слабым было преподавание философии и психологии. Обучение носило отвлеченный характер, не было связано с реальной жизнью. Основная деятельность учащихся сводилась к заучиванию. Плохо понимая содержание материала, они заучивали его по учебникам Шада и Лодия, предназначавшихся в качестве пособий для университетов. Но и эти мало подходящие пособия имелись в недостаточном количестве, поэтому часто приходилось прибегать к диктовке материала, который необходимо было усвоить. Министерство образования заказало специальный учебник, который был написан и выпущен профессором Харьковского университета Людвигом Якобом. Этот учебник сначала был опубликован на немецком языке в Риге, впоследствии переведен Бутырским на русский язык и издан в 1812 г. Он был рекомендован Главным правлением училищ в качестве руководства для гимназий.

    «Психология для гимназии» начиналась с введения, которое содержало следующие разделы:

    I — «Понятие о психологии»;

    II — «Порядок, источники и польза опытной психологии»;

    III — «Литература»;

    IV — «План сей учебной книги».

    Помимо введения в книге было три главы:

    I — «О естестве человека вообще»;

    II — «Рассмотрение сил душевных»;

    III — «О разных состояниях у различных людей».

    Таково  содержание первой учебной книги  по психологии для средней школы. В ней давался материал, соответствовавший уровню развития тогдашней психологии. В книге настоятельно подчеркивалась роль опыта: Якоб был пропагандистом эмпирической психологии.

    Однако  при усвоении философии и психологии учащимися имели место значительные трудности. Ощущался недостаток квалифицированных учителей, а многие из них были чрезвычайно слабо подготовлены в отношении философской пропедевтики.

    Все эти проблемы привели к тому, что  через несколько лет учебный  план был подвергнут переработке. В 1819г. Главное правление училищ выпустило дополнительные правила, согласно которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного плана. В учебном плане гимназий из всех предметов философской пропедевтики осталась только логика. В 1828 г. из учебного плана гимназий были исключены все философские предметы.

    Таким образом, первая попытка введения психологии как учебного предмета в курс средней  школы оказалась неудачной.

    Однако  элементы психологических знаний преподавались  учащимся в курсах словесности и  литературы. Примером этого может служить, например, книга Глаголева «Умозрительные и опытные основания словесности» (1834), упоминавшаяся выше. В ней, в частности, трактовались следующие вопросы: «О способностях души», «О талантах художника, стихотворца и вообще писателя», «О тройственности целей и предметов красноречия, выводимой из трех сил ума». Этот пример показывает, что потребность в психологическом обосновании своего предмета осознавалась словесниками давно.

    Первая  часть более позднего школьного  учебника М. Чистякова «Очерк теории изящной словесности» (1842) содержит рассуждения о душе и ее проявлениях, об изящном и его видах: физически-высоком, нравственно-высоком, грандиозном, чудесно выполненном и т. д.

    Само  заглавие книги Плаксина «Учебный курс словесности с присовокуплением предварительных понятий о человеке вообще, о его познавательных силах, о свойствах и связях мыслей, краткой теории изящных искусств и примеров во всех родах прозаических и поэтических сочинений» уже характеризует роль психологических знаний в характеристике основных элементов словесности.

    Психология  часто преподавалась в рамках курса логики. Строго очерченной программы  этого курса вначале не существовало. Содержание курса определялось содержанием учебного пособия. А учебные пособия составлялись таким образом, что часть книги отводилась и элементам психологии. Показателен в этом отношении курс логики, составленный Орестом Новицким. В 1846 г. пособие вышло вторым изданием под названием «Краткое руководство к логике с предварительным очерком психологии». Книга по распоряжению Министерства народного просвещения была принята в качестве учебного руководства в гимназиях Киевского учебного округа.

    В книгу по логике автор счел необходимым  включить элементы психологии. Во введении автор указывает на необходимость предварительного ознакомления с психологическими понятиями. Этому ознакомлению отводится 60 страниц, т. е. треть всей книги.

    Сначала автор дает представление о жизни  человеческой души вообще, затем переходит  к характеристике частных проявлений и способностей души.

    Глава первая посвящена познавательным способностям. В ней семь разделов: внешнее чувство; внутреннее чувство, или самопознание; способность представлений (восприимчивость, память, воспоминание); фантазия, или воображение; рассудок; разум; совершенства и недостатки познавательных способностей. Во второй главе говорится о способностях чувствительных. Здесь два раздела: телесно-духовные чувствования и чисто-духовные чувствования. Третья глава посвящена желательным способностям: телесное выражение воли; природное расположение; свободная воля; характер.

    Фактически  в этой вступительной части курса  логики учащимся преподносился краткий курс психологии.

    Еще одно направление преподавания психологических  знаний в XIX в. — это философия. Она время от времени появлялась в программе российской средней школы, а затем исчезала из нее. 

    2. Преподавание психологии в начале  XX века 

    В начале XX в. интерес к психологии как науке возрос как в общественной жизни, так и в сфере образования. В первой половине XX в. психология присутствовала в учебных планах средних школ многих стран Европы и Америки. Она преподавалась обычно в старших классах 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве факультативного предмета. Типичным учебником для школьников Англии и США была книга «Психология для жизни» Соренсона и Мальм (1948), а Германии — учебник Вульфа.

Информация о работе История преподавания психологии в средней школе