Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа
В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.
В дополнение можно воспользоваться рассказом о личности Спартака.
Спартак был родом из Фракии — небольшой горной страны, захваченной Македонией, а затем римлянами (территориально это современная Болгария), он происходил из фракийского племени медов. В юности Спартак служил в римской армии и прошел хорошую военную школу. Вот почему Спартак профессионально командовал армией рабов. Он, быть может, так и служил бы Риму и, выйдя в отставку, получил бы в награду за многолетнюю службу участок земли и римское гражданство, но он бежал из армии, едва его подразделение оказалось вблизи его родных мест. За дезертирство Спартака отдали в гладиаторы. Любому гладиатору, рабу или свободному, полагалось выступать на аренах три года. После этого он обретал свободу. После трех лет боев на арене Спартак получил свободу и к началу восстания был учителем фехтования в школе гладиаторов в Капуе. Подняв рабов на восстание, он боролся не за свою личную свободу.
(см. Приложение 2.3, 2.4, 2.5).
4. Поход к Альпам (самостоятельное чтение учебника).
Обращаем внимание учащихся на намерение Спартака собрать под свои знамена как можно больше рабов и вывести их из Италии. Спартак не провозглашал себя царем, не помышлял о создании государства рабов.
Изучая поход Спартака на север, используем карту.
Каков был план Спартака? Почему не все восставшие были согласны с его планом?
5. Последние походы (рассказ учителя).
О походе на юг рассказываем по учебнику, приводя некоторые детали. Ров, который выкопали римляне, имел ширину и глубину около 4,5 м. За рвом возвышался земляной вал с частоколом (см. Приложение 2.6, 2.7). У Спартака пришли к концу припасы. Нужно было во что бы то ни стало попытаться прорвать заграждения Красса (см. Приложение 2.8). «Лучше погибнуть от железа, чем погибнуть от голода!» — воскликнул Спартак. Восставшие вырвались из одной ловушки, но попали в другую — три римские армии окружили их (см. Приложение 2.9).
Рассказывая о гибели Спартака, можно использовать отрывок из сочинения греческого историка II века до н.э. Аппиана.
О ПОСЛЕДНЕЙ БИТВЕ СПАРТАКА.
Произошла грандиозная битва, чрезвычайно ожесточенная вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей. Спартак был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Остальное его войско было изрублено в полном беспорядке. Говорят, что число убитых установить было нельзя... Тело Спартака не нашли. Большое число спартаковцев укрылось в горах, куда они бежали после битвы. Красе двинулся на них. Разделившись на четыре части, они отбивались до тех пор, пока не погибли все, за исключением 6000, которые были схвачены и повешены вдоль всей дороги, ведущей из Капуи в Рим (см. Приложение 2.10).
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Расскажите
о героической личности
- Каково
было положение рабов в
Домашнее задание: § 46. Написать сочинение от лица участника восстания или римлянина.
Заключение
Преподавание истории представляет собой целостную систему, в которой все взаимосвязано: цели, уровень раскрытия учебного материала, используемые методы и способы организации, структурное построение урока, результаты учения, - осуществление введения инноваций отражается на качественной перестройке всех этих сторон.
Повышение теоретического уровня, обучение процедуре описания - это
лишь небольшая часть инноваций в преподавании истории.
По
результатам дипломного исследования
можно сделать следующие
выводы:
1. Инновации в преподавании истории представлены широким спектром и постоянно пополняются, совершенствуются, дорабатываются.
2. Инновации
в преподавании истории
3. Повышение теоретического уровня в преподавании истории, инновации в методике обучения описанию - лишь небольшая часть новшеств в преподавании истории. Следовательно, данный вопрос для более полного освещения нуждается в дополнительном изучении.
4. Введение в преподавание истории структурирования учебного материала позволяет учащимся плодотворнее усваивать материал в определенных связях и отношениях.
5. В
процессе изучения истории в
5 классе возможно внедрение
6. Введение
инноваций в составление опорных конспектов
способствует не только быстрому усвоению
учащимися изучаемого материала, но и
тесному сотрудничеству учителя и ученика.
Структурирование учебного материала - перспективный путь совершенствования образования. На этом пути могут использоваться также идеи укрупнения дидактических единиц усвоения, разрабатываемые П. М. Эрдниевым, его учениками и последователями.
По мнению Б. И. Коротяева, в процессе инновационного обучения - обучения процедуре описания - учащиеся приобретают опыт усвоения теоретического материала на основе его прогнозирования - самостоятельного построения определений и рассказов. Приобретенный же личный опыт убеждал всех школьников в том, что вся существенная информация заключена не в формулировках определений и не в текстах рассказов, а в их основаниях, на которых они строятся. Следовательно, в памяти нужно хранить только основания (существенные признаки сходства и отличия), опираясь на которые и имея заданные условия все формулировки определений и тексты рассказов на описание можно строить оперативно, не читая учебника, т. е. с чистого листа.
Инновации
в преподавании истории при их
обеспечивании усвоения на уровне общих
принципов и закономерностей, обобщенных
понятий, ведущих идей учебного предмета,
создают условия для включения учащихся
в процесс формирования обобщенных знаний
на всех этапах учения, обеспечивая единство
индуктивного и дедуктивного пути познания,
взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания
и применения.
Список литературы
1.Баранов П. О тенденциях развития современного школьного исторического образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001 - № 3 -с. 21.
2. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. - М., 1987.
3. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972.
4. Горелик Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. - М., 1969.
5. Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М., 1982.
6. Зиновьев М. А. Очерки методики преподавания истории. - М., 1975.
7. Иванова О. В. Проблемное обучение в курсе истории. // Преподавание истории в школе. - 1999 -№ 8-с. 16.
8. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.- М., 1980.
9. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий. - М., 1989.
10.Купцов А. И. К вопросу о программированном обучении истории.
//Преподавание истории в школе. - 1969. -N2 3-с. 35.
11.Левин
М. И. Опыт фронтально
12.Линко г. М. , Петров Е. В. Работа с хронологией в школе. - М., 1970.
13.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1977.
14.Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьников //Избр. психол. произв. – М,, 1989.
15.Недосекина Н. В., Пастухова В. А. Изучение истории культуры: интегрированный подход. // Преподавание истории в школе. - 1993 - № 2-с.41.
16.Немов Р. С. Психология. - М., 1995.
17. Образец теста по истории России для единого госэкзамена.// Российская газета. - 2001- 23 марта - с. 10.
18. Словарь психолога - практика. - Минск, 2001.
19. Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000
20. Таилор
Э.Б. Миф и обряд в
21. Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения. // Педагогика - 1993 –
№ 2 с.41
22. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983
23. Вяземский
Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические
рекомендации учителю истории:
Основы профессионального
24. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., 2000. – 176 с.
25. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М., ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
26. Короткова
М.В., Студеникин М.Т. Практикум
по методике преподавания
Приложение
1
«Восстания в царствование
Алексея Михайловича»
I блок
1. Напряженным стало финансовое положение России в 50-е годы XVII в., не хватало средств для ведения войны.
2. В поисках выхода из положения
московское правительство
3. Серебряные деньги вскоре
4. Все это вызвало недовольство народ, что выразилось в 1662 г. в «медном бунте» в Москве. Правительство было вынуждено отменить чеканку медных монет.
II блок
1. Крестьяне бежали на Дон, пополняя казачество. В 1666 г. атаман В.Ус во главе 500 казаков отправился походом на Москву. Но дойдя до Тулы, отряд Уса был вынужден повернуть и отойти на Дон.
2. В 1667 г. голутвенные казаки
направились в Персию во главе
с С.Разиным («поход за зипунами»
III блок
1. В 1670 году Степан Разин и его войско двинулось походом на Волгу. Без боя захватили Царицын и Астрахань. Народы Поволжья – чуваши, марийцы, татары – вливались в войско Разина. Без боя сдались Саратов и Самара.
2.
Город Симбирск был хорошо
укреплен, и, дойдя до него, восставшие
подготовили осаду. Разин
3. Разин был схвачен зажиточными казаками
и вывезен в Кагальницкий городок на Дон.
Его выдали правительству. С. Т. Разин был
казнен в Москве б июня 1б71 г.
Приложение 2