Инновации в преподавании истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.

Работа содержит 1 файл

Инновации в преподавании истории_диплом.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

В дополнение можно воспользоваться рассказом о личности Спартака.

 Спартак был родом из Фракии — небольшой  горной страны, захваченной Македонией, а затем римлянами (территориально это современная Болгария), он происходил из фракийского племени медов. В юности Спартак служил в римской армии и прошел хорошую военную школу. Вот почему Спартак профессионально командовал армией рабов. Он, быть может, так и служил бы Риму и, выйдя в отставку, получил бы в награду за многолетнюю службу участок земли и римское гражданство, но он бежал из армии, едва его подразделение оказалось вблизи его родных мест. За дезертирство Спартака отдали в гладиаторы. Любому гладиатору, рабу или свободному, полагалось выступать на аренах три года. После этого он обретал свободу. После трех лет боев на арене Спартак получил свободу и к началу восстания был учителем фехтования в школе гладиаторов в Капуе. Подняв рабов на восстание, он боролся не за свою личную свободу.

(см. Приложение 2.3, 2.4, 2.5).

 4. Поход к Альпам (самостоятельное чтение учебника).

Обращаем  внимание учащихся на намерение Спартака собрать под свои знамена как можно больше рабов и вывести их из Италии. Спартак не провозглашал себя царем, не помышлял о создании государства рабов.

 Изучая  поход Спартака на север, используем карту.

 Каков был план Спартака? Почему не все восставшие были согласны с его планом?

 5. Последние походы (рассказ учителя).

   О походе на юг рассказываем по учебнику, приводя некоторые детали. Ров, который выкопали римляне, имел ширину и глубину около 4,5 м. За рвом возвышался земляной вал с частоколом (см. Приложение 2.6, 2.7). У Спартака пришли к концу припасы. Нужно было во что бы то ни стало попытаться прорвать заграждения Красса (см. Приложение 2.8). «Лучше погибнуть от железа, чем погибнуть от голода!» — воскликнул Спартак. Восставшие вырвались из одной ловушки, но попали в другую — три римские армии окружили их (см. Приложение 2.9).

 Рассказывая о гибели Спартака, можно использовать отрывок из сочинения греческого историка II века до н.э. Аппиана.

О ПОСЛЕДНЕЙ  БИТВЕ СПАРТАКА.

Произошла грандиозная битва, чрезвычайно  ожесточенная вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей. Спартак был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Остальное его войско было изрублено в полном беспорядке. Говорят, что число убитых установить было нельзя... Тело Спартака не нашли. Большое число спартаковцев укрылось в горах, куда они бежали после битвы. Красе двинулся на них. Разделившись на четыре части, они отбивались до тех пор, пока не погибли все, за исключением 6000, которые были схвачены и повешены вдоль всей дороги, ведущей из Капуи в Рим (см. Приложение 2.10).

IV. Итог урока.

- Что  нового узнали на сегодняшнем  уроке?

- Расскажите  о героической личности Спартака?

- Каково  было положение рабов в Древнем  Риме?

          Домашнее  задание: § 46. Написать сочинение от лица участника восстания                 или римлянина.

 

         Заключение 

     Преподавание  истории представляет собой целостную  систему, в которой все взаимосвязано: цели, уровень раскрытия учебного материала, используемые методы и способы  организации, структурное построение урока, результаты учения, - осуществление введения инноваций отражается на качественной перестройке всех этих сторон.

      Повышение теоретического уровня, обучение процедуре  описания - это

лишь  небольшая часть инноваций в  преподавании истории.

      По  результатам дипломного исследования можно сделать следующие 

выводы:

             1. Инновации в преподавании истории представлены широким спектром     и постоянно пополняются, совершенствуются, дорабатываются.

    2. Инновации  в преподавании истории направлены  на совершенствование педагогического процесса, на повышение его эффективности.

    3. Повышение  теоретического уровня в преподавании истории, инновации в методике обучения описанию - лишь небольшая часть новшеств в преподавании истории. Следовательно, данный вопрос для более полного освещения нуждается в дополнительном изучении.

    4. Введение в преподавание истории структурирования учебного материала позволяет учащимся плодотворнее усваивать материал в определенных связях и отношениях.

    5. В  процессе изучения истории в  5 классе возможно внедрение инноваций  в обучение учащихся описанию, что содействует умственному развитию учащихся.

    6. Введение инноваций в составление опорных конспектов способствует не только быстрому усвоению учащимися изучаемого материала, но и тесному сотрудничеству учителя и ученика. 

          Структурирование учебного материала - перспективный путь совершенствования образования. На этом пути могут использоваться также идеи укрупнения дидактических единиц усвоения, разрабатываемые             П. М. Эрдниевым, его учениками и последователями.

     По  мнению Б. И. Коротяева, в процессе инновационного обучения - обучения процедуре описания - учащиеся приобретают опыт усвоения теоретического материала на основе его прогнозирования - самостоятельного построения определений и рассказов. Приобретенный же личный опыт убеждал всех школьников в том, что вся существенная информация заключена не в формулировках определений и не в текстах рассказов, а в их основаниях, на которых они строятся. Следовательно, в памяти нужно хранить только основания (существенные признаки сходства и отличия), опираясь на которые и имея заданные условия все формулировки определений и тексты рассказов на описание можно строить оперативно, не читая учебника, т. е. с чистого листа.

     Инновации в преподавании истории при их обеспечивании усвоения на уровне общих принципов и закономерностей, обобщенных понятий, ведущих идей учебного предмета, создают условия для включения учащихся в процесс формирования обобщенных знаний на всех этапах учения, обеспечивая единство индуктивного и дедуктивного пути познания, взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Баранов П. О тенденциях развития современного школьного исторического образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001 - № 3 -с. 21.

2. Баранов  С. П., Болотина Л. Р., Сластенин  В. А. Педагогика. - М., 1987.

3. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972.

4. Горелик Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в    курсах истории. - М., 1969.

5. Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. - М., 1982.

6. Зиновьев  М. А. Очерки методики преподавания истории. - М., 1975.

7. Иванова  О. В. Проблемное обучение в  курсе истории. // Преподавание истории в школе. - 1999 -№ 8-с. 16.

8. Кириллова  Г. Д. Теория и практика урока  в условиях развивающего обучения.- М., 1980.

9. Коротяев  Б. И. Учение - процесс творческий. - М., 1989.

10.Купцов А. И. К вопросу о программированном обучении истории.

     //Преподавание истории в школе. - 1969. -N2 3-с. 35.

11.Левин  М. И. Опыт фронтально поискового  метода обучения истории. В  сборнике «За повышение эффективности  уроков истории и обществоведения  в школе» - М., 1964.

12.Линко  г. М. , Петров Е. В. Работа  с хронологией в школе. - М., 1970.

13.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1977.

14.Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьников //Избр. психол. произв. – М,, 1989.

15.Недосекина  Н. В., Пастухова В. А. Изучение истории культуры: интегрированный подход. // Преподавание истории в школе. - 1993 - № 2-с.41.

16.Немов  Р. С. Психология. - М., 1995.

17. Образец  теста по истории России для  единого госэкзамена.// Российская газета. - 2001- 23 марта - с. 10.

18. Словарь  психолога - практика. - Минск, 2001.

19. Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000

20. Таилор  Э.Б. Миф и обряд в первобытной  культуре.

21. Хомерики  О.Г. Инновации в практике обучения. // Педагогика - 1993 –

№ 2 с.41

22. Философский  энциклопедический словарь. - М., 1983

23. Вяземский  Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические  рекомендации учителю истории:  Основы профессионального мастерства. – М.: ВЛАДОС, 2001.-    160 с.

24. Короткова  М.В. Наглядность на уроках  истории. – М., 2000. – 176 с.

25.  Вяземский  Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М., ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

26. Короткова  М.В., Студеникин М.Т. Практикум  по методике преподавания истории  в школе. – М., 2000. – 272 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

  «Восстания в царствование Алексея Михайловича» 

    I блок

    1. Напряженным стало финансовое положение России в 50-е годы XVII в., не хватало средств для ведения войны.

     2. В поисках выхода из положения  московское правительство начало  выпускать медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. Но налоги и подати с населения брало не медью, а серебром.

     3. Серебряные деньги вскоре исчезли  из обращения, а медных денег  стало очень много, так что  они обесценились. К тому же  выпускалось много фальшивых  монет.

     4. Все это вызвало недовольство народ, что выразилось в 1662 г. в «медном бунте» в Москве. Правительство было вынуждено отменить чеканку медных монет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II блок

      1. Крестьяне бежали на Дон,  пополняя казачество. В 1666 г. атаман  В.Ус во главе 500 казаков отправился походом на Москву. Но дойдя до Тулы, отряд Уса был вынужден повернуть и отойти на Дон.

      2. В 1667 г. голутвенные казаки  направились в Персию во главе  с   С.Разиным («поход за зипунами»). Обогатившись, они через Архангельск вернулись на Дон в Кагальницкий городок.

      
     
     
     
     
     
     
     
     

    III блок

       1. В 1670 году Степан Разин и  его войско двинулось походом  на Волгу. Без боя захватили Царицын и Астрахань. Народы Поволжья – чуваши, марийцы, татары – вливались в войско Разина. Без боя сдались Саратов и Самара.

     2. Город Симбирск был хорошо  укреплен, и, дойдя до него, восставшие  подготовили осаду. Разин выпускал  «прелестные письма», призывая  народ к восстанию. Восстание  приобрело угрожающий характер, но 60-тысячное правительственное войско сняло осаду Симбирска.

         3. Разин был схвачен зажиточными казаками и вывезен в Кагальницкий городок на Дон. Его выдали правительству. С. Т. Разин был казнен в Москве б июня 1б71 г. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 2

 

 

Информация о работе Инновации в преподавании истории