Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа
В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.
Описанием как процедурой познания пользуются широко во всех науках, в практике, в быту. Мы не можем представить себе современный город без названий его улиц, площадей, учреждений. Не будь этого, человек потерял бы ориентировку и действовал бы методом проб и ошибок. Правда, процедура описания, используемая науками, сложнее и осуществляется в соответствии с правилами и законами логики. В познавательной деятельности школьников процедура описания занимает большое место и играет важную роль: умение ею пользоваться позволяет ученику, с одной стороны, рационально и экономно воспринимать, усваивать, перерабатывать и излагать информацию из разных источников, а с другой - самостоятельно и творчески описывать различные явления. Умение описывать наблюдаемые явления избавит ученика от необходимости заучивать и держать в памяти большой объем описательного материала.
Описание выполняет в науке две функции - упорядочивания и ориентирования. Процедура описания может иметь две формы свернутую и развернутую, которые обусловливаются спецификой описываемых объектов и явлений. Свернутая форма описаний используется в таких науках, как математика, физика, химия, язык, черчение, а развернутая - в истории, обществознании, литературе, биологии, географии. Так как в преподавании истории чаще используется развернутая форма описания, то более подробно остановлюсь на ней.
При развернутом описании выполняются такие словесно - логические операции как: а) указываются все существенные признаки сходства и приводятся примеры; б) указываются все существенные признаки отличия и приводятся примеры; в) при переходе от признака к признаку используются грамматические предложения - связки.
В развернутых описаниях словесно - логические операции более подвижны и менее стандартизированы. Они заключаются в конструировании множества логически, семантически и синтаксически связанных между собой предложений, последовательно отражающих особенности, свойства, строение предмета, течение события, процесса. При этом сохраняется большой выбор для конструирования предложений, простых или распространенных, сложносочиненных или сложноподчиненных, с причастным или деепричастным оборотами. Выбор их обуславливается языком науки и спецификой объекта или явления.
Если рассмотреть описание
б) формулируются предложения, отражающие отличительные особенности, присущие только греко - персидским войнам; в) строится развернутый рассказ. Наряду со словесным описанием можно дать описание маршрутов военных походов, мест сражений, планов сражений с помощью рисунков, схем и карты. При вербальном описании греко персидских войн используются такие слова и понятия, как война, войско, флот, вооружение, лучники, стрелы, военачальники (стратеги); завоевания, бой, битва, сражение, захваты, поражение, победа и т. д.
Если учащимся тяжело дается процедура описания, то последовательность словесно - логических операций можно предложить детям или на доске, или проговорить учителю вслух, а также предложить основные слова и понятия по описанию явления или события.
3.2.
Методика обучения
процедуре описания.
В основе обучения описанию должны лежать следующие общедидактические приемы [9 , 91].
Во - первых, на начальном этапе обучения учитель знакомит учащихся с процедурой описания и на конкретном примере показывает, как она развертывается и из каких операций состоит, используя для этого
соответствующую схему.
Во вторых, на начальном этапе учитель приучает учащихся выполнять все необходимые словесно - логические операции в письменном виде: вначале по образцу, а затем самостоятельно. По мере приобретения опыта выполнение словесно - логических операций постепенно переводится в устный план: вначале промежуточные операции (формулирование предложений, отражающих признаки сходства и отличия), а затем и конечные (формулирование определений и построение рассказа).
В - третьих, обучение процедуре описания осуществляется в процессе изучения нового материала, поэтому каждое задание ученикам на самостоятельное описание тех или иных изучаемых явлений на начальном этапе должно быть подробным и развернутым, с соответствующими разъяснениями. В разъяснениях дается все необходимое, чтобы ученики могли успешно выполнить задание; демонстрируется явление (предмет) в натуре или с помощью средств наглядности (карт, рисунков, схем и др.); указываются границы поиска на распознавание признаков сходства и отличия и способы поиска (что искать и как искать); и, наконец, если необходимо, вспоминаются ранее изученные понятия, с помощью которых описывается изучаемое явление.
По мере приобретения
В - четвертых, уроки по изучению теоретического материала на уровне описания, на которых даются ученикам задания на описание, должны перемежаться с уроками по применению добытых сведений и знаний на практике. На таких уроках, как правило, ученикам даются задания – упражнения на узнавание описанных явлений, их систематизацию и классификацию.
При выполнении таких заданий ученики овладевают в порядке пропедевтики второй частью процедуры объяснения - доказательством частных случаев. При этом используется стандартная форма доказательства - дедукция, которой ученики могут овладеть легко и быстро.
В ходе выполнения этой работы на уроках истории ученики должны твердо усвоить, что во всех подобных случаях в качестве аргументов, доказывающих основной тезис, используются ранее выполненные описания, которые приняты как аксиомы.
Следует иметь в
виду, что обучение процедуре описания
не самоцель, а средство расширения
творчества учащихся. Если ученики овладеют
этой процедурой в достаточной степени,
то весь вновь изучаемый описательный
материал они смогут добывать творчески
– на основе наблюдений, заданных условий
и некоторых предварительных разъяснений
учителя самостоятельно описывать явления
и предметы посредством определений и
повествования, прогнозируя и воссоздавая
таким образом научные знания.
Глава
IV. Нововведения в составлении
опорных конспектов
4.1.Идея
кодирования знаний
Идея кодирования знаний возникла еще в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Затем схемы такого же характера появились в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных сигналов.
Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения - символы исторических событий и явлений. «Символ - это внешнее явление, которое условно, через посредство заключенного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об определенном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности.
Как известно, хорошо продуманная
графическая схема дает
4.2. Методика работы с конспектами-схемами на уроках
В. Ф. Шаталов предлагает следующую памятку по написанию листов с опорными сигналами:
1. Внимательно
читайте главу или раздел
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в
графические, буквенные,
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
7.Выделите значимые элементы цветом.
Работа с опорными конспектами у В. Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:
1. Развернутое объяснение учителем нового материала.
2.
Повторное сжатое объяснение
по листу с опорными сигналами,
3.
Изучение опорных сигналов
4.
Самостоятельная домашняя
5.
Письменное воспроизведение
6.
Во время выполнения работы
проходит индивидуальная
7.
Воспроизведение несколькими
8.
Постоянное повторение и
Изучение курса завершается в апреле двумя контрольными работами. Первая контрольная работа проходит по второй половине курса, содержание которого еще свежо в памяти учеников. На ее подготовку отводится меньше времени, и оценки бывают выше (прием «успеха, удачи»). В контрольную работу входят вопросы и задания, требующие воспроизведения базовых знаний курса. Первый вопрос из начала перечня вопросов и заданий, второй из конца. Затем ученики получают задания по подготовке ко второй контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три дня. Накануне учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников и рассказывает об итогах и типичных ошибках первой контрольной работы. Девять баллов за две контрольные работы и 50 % отличных оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятерке.
Оставшееся в учебном году время посвящается исправлению оценок, экскурсиям, читательским конференциям по исторической беллетристике.
По системе Шаталова ведут работу, как опытные учителя, так и начинающие педагоги (см. Приложение 1).