Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:43, доклад
В середине 70-х гг. в США распространились дискотеки. Здесь парила музыка диско. Ориентированная на так называемый средний класс, она идеально подходила для отдыха в конце рабочей недели. Танцевальный ритм, незатейливые мелодии и простые тексты обеспечили диско коммерческий успех. Пластинки продавались огромными тиражами, сотнями открывались ночные клубы (подчас довольно дорогие).
Однако некоторым слоям населения такой отдых был не по карману. И поэтому вполне закономерно, что появилась новая танцевальная музыка, доступная всем – независимо от материального положения. Постепенно она завоевала свою аудиторию. Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа – бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70-х гг., преимущественно в латино-американских и афро-американских кварталах, возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип-хоп.
История рэпа
В середине 70-х
гг. в США распространились дискотеки.
Здесь парила музыка диско. Ориентированная
на так называемый средний класс,
она идеально подходила для отдыха
в конце рабочей недели. Танцевальный
ритм, незатейливые мелодии и простые
тексты обеспечили диско коммерческий
успех. Пластинки продавались огромными
тиражами, сотнями открывались ночные
клубы (подчас довольно дорогие).
Однако некоторым
слоям населения такой отдых
был не по карману. И поэтому вполне
закономерно, что появилась новая
танцевальная музыка, доступная всем –
независимо от материального положения.
Постепенно она завоевала свою аудиторию.
Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа
– бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс.
Именно здесь в начале 70-х гг., преимущественно
в латино-американских и афро-американских
кварталах, возникло явление, которое
позднее стали именовать культурой хип-хоп.
Термины «рэп»
и «хип-хоп» часто употребляют
как синонимы, что не совсем верно.
Хип-хоп (hip hop) включает в себя настенные
росписи – граффити (um. Graffity – «нацарапанные»),
уникальный по своей пластичности танец
брейк-данс (break dance), манеру спортивно одеваться
и, наконец, музыкальное направление рэп
(rap).
Ключевая фигура
в истории рэпа – Кул Ди-Джей
Херк (Kool DJ Herc). Этот диск-жокей ямайского
происхождения появился в Южном Бронксе
в 1967 г. Именно он одним из первых начал
использовать лупинг (looping, от loop – «петля»)
– циклическое воспроизведение определенного
звукового фрагмента или сэмпла (sample –
“образец”). В качестве сэмплов Херк использовал
брейки (break – «разрыв», «перерыв», «передышка»)
– места в музыкальной композиции, где
основные инструменты временно умолкают
и слышны только басы и ударные или одни
ударные. Из-под рук диск-жокея выходил
сплошной ритм, под который было удобно
танцевать брейк-данс, чем с удовольствием
и пользовались слушатели.
«Крестным отцом»
рэпа считают Грэндмастера Флэша (Grandmaster
Flash, настоящие имя и фамилия
Джозеф Сэддлер, Joseph Saddler, родился в
1958 г.). Он перенял технику Херка
и усовершенствовал ее. Флэп ставил
рядом с собой два проигрывателя с одинаковой
записью и попеременно включал их. Пока
нужный отрывок воспроизводился с первой
пластинки, диск-жокей имел достаточно
времени, чтобы отыскать начало данного
фрагмента на второй. Кроме того, во время
воспроизведения первого диска Флэш производил
различные манипуляции со вторым и добивался
очень интересных звуковых эффектов. Данная
техника получила название скрэтчинг
(scratching, от scratch – «царапать», «скрести»).
В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему
не помешает напарник-вокалист. (Вокал
в рэпе под стать музыке – не пение, а быстрый
ритмичный речитатив.) Опыт удался, и в
результате Грэндмастер сформировал собственную
групп «Фьюриос Файв» ( The Furious Five – «Неистовая
пятерка»). Вскоре вышел ее первый сингл
«Суперрэпинг» (Super Rappin’). Начало новому
направлению было положено.
Рэп действительно
доступен каждому. Для его исполнения
не обязательно использовать дорогостоящие
музыкальные инструменты –
В 1979 г. Группа «Шугархилл
Гэнг» (The Sugarhill Gang – «Банда с Сахарного
холма») выпустила сингл «Восторг
рэпера» (Rapper’s Delight). Пластинка разошлась
двухмиллионным тиражом в США
и заняла почетные места в хит-парадах
многих стран. С нее начался переход
рэпа с улиц и дискотек в студии звукозаписи.
В 1980 г. лучшим диск-жокеем
Нью-Йорка был признан Африка
Бамбаатаа (Afrika Bambaataa, настоящие имя
и фамилия Кевин Донован, Kevin Donovan,
родился в 1960 г.) Через два года
вышли его первые синглы «Сенсация
джаззи» (Jazzy Sensation) и «Планета Рок» (Planet
Rock). В этих и последующих студийных работах
Бамбаатаа заложил основы многих танцевальных
течений конца 80-х гг.
Рэп-индустрия
набирала обороты. Брейк-данс вошел
в моду в Европе. Граффити можно
было встретить не только в США, Германии
или Италии, но и в Японии. Хип-хоп стал
частью массовой културы. Во многом это
произошло благодаря американскому продюсеру
Расселу Симмонзу (Russell Simmons). Начиная с
1983 г. он вывел в свет таких исполнителей,
как Эл Эл Кул Джей (L L Cool J), группы «Бисти
Бойз» (The Beastie Boys), «Ран Ди-Эм-Си» (Run DMC),
«Паблик Энеми» (Public Enemy) и др.
«Ран Ди-Эм-Си»
по праву считаются «королями
рэпа» 80-х гг. Дебютный альбом группы
появился в 1984 г. и сразу заработал
«золото». Затем были концертные туры,
киносъемки, участие в престижных фестивалях.
Но настоящая известность пришла к музыкантам
после выхода сингла «Иди туда» (Walk This
Way, 1986 г.), записанного совместно с группой
«Аэросмит». Альбом «Ад поднимается» (Raising’
Hell, 1987 г.) был распродан в США в количестве
трех миллионов экземпляров. Он стал первым
«платиновым» рэп-альбомом и первым диском,
занявшим верхние позиции в хит-парадах
рок-музыки. «Ран Ди-Эм-Си» оказались и
первой рэп-группой, показанной по кабельному
музыкальному телевидению Эм-ти-ви (MTV);
музыкантов сфотографировали для обложки
престижного журнала «Биллборд» (Billboard).
Еще одна знаковая
фигура на рэп-сцене – Эм Си Хэммер
(MC Hammer, настоящие имя и фамилия
Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился
в 1962 г.). Выросший в глубоко религиозной
семье, он в действительности не изведал
той «уличной жизни», о которой пел. Однако
Хэммер был талантливым певцом и не менее
одаренным танцором. Его второй диск «Пожалуйста,
Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer
Don’t Hurt ‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным
тиражом и оказался наиболее раскупаемым
альбомом в истории рэпа. А песня с этой
пластинки – «Это нельзя потрогать» (U
Can’t Touch This) – завоевала премию «Грэмми»
в двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал,
что рэп может быть по-настоящему коммерчески
успешным.
В противовес коммерческому
рэпу в начале 90-х гг. появился гангста-рэп
(gangsta rap – «гангстерский рэп»). Для
этого течения характерно более
агрессивное звучание и обилие ненормативной
лексики в текстах, которые в основном
посвящены криминальной тематике и нередко
автобиографичны. Возникновение данного
течения в первую очередь связано с группой
«H.B.A.» (N.W.A.). Она сразу привлекла внимание
не только слушателей, но и правоохранительных
органов. Песни, главной темой которых
был секс, насилие и преступный образ жизни,
оказались предметом официального расследования.
Вскоре после своего образования группа
распалась из-за финансовых недоразумений
с менеджером.
В 90-х гг. рэп-музыку
начали классифицировать по региональному
признаку. Появились термины ист-коуст-рэп
(East Coast rep – «рэп Восточного побережья»)
и уэст-коуст-рэп (West Coast rap – «рэп Западного
побережья»). Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению
задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг. музыканты
Лос-Анджелеса отказались от следования
образцам Восточного побережья. Пока восточные
рэперы оттачивали речевое мастерство,
западные обратились к экспериментам
с музыкой. В результате возник особый
стиль Западного побережья, в котором
важны и музыка, и текст. К середине 90-х
гг. центр рэп-движения переместился в
Калифорнию.
Программный альбом
для рэп-сцены Западного
После смерти Тупака
Шакура Доктор Дри объявил, что гангстерский
рэп исчерпал себя, и покинул «Дэт
Роу». Дри продолжает различные новые
начинания. Один из его последних подопечных
– Эминем – самый заметный исполнитель
на сегодняшней рэп-сцене.
На Восточном
побережье большую роль в развитии
рэп-движения играет Пафф Дэдди (Puff Daddy,
настоящие имя и фамилия Шон Кумбз, Sean
Combs, родился в 1970 г.) – владелец фирмы звукозаписи
«Бэд Бой Энтертейнмент» (Bad Boy Entertainment).
Главным музыкантом этой фирмы, да и всего
нью-йоркского рэпа в целом, был Ноториус
Би Ай Джи (Notorious B.I.G., настоящие имя и фамилия
Кристофер Уоллис, Christopher Wallce, 1972-1996). Но
он был убит через шесть месяцев после
Шакура при схожих обстоятельствах. Второй
альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после
его смерти, стал шестикратно «платиновым».
На Восточном
побережье работают и много независимых
музыкантов, которые не сотрудничают с
«Бэд Бой Энтертейнмент». Особенно интересна
группа «Фьюджиз» (The Fugees). Музыку, которую
исполняет этот коллектив, критики не
случайно окрестили «рэп-эклектикой».
Она представляет собой смесь рэпа с джазом,
рэггеем и др.
Рэп стал не только
голосом нескольких поколений городской
молодежи, но и колыбелью современной
клубной культуры. Именно на рэп-вечеринках
зародилась техника игры, которая
сейчас повсеместно используется в
танцевальных клубах; именно на таких
вечеринках начал формироваться образ
современного диск-жокея. Можно без преувеличения
сказать, что культура хип-хоп дала толчок
развитию всей электронной танцевальной
музыки 90-х гг. В начале нового твсячелетия
рэп переживает очередной подъем и, вероятно,
в будущем подарит своим поклонникам еще
немало интересных исполнителей.
Теперь о направлениях
рэпа.
Направления рэпа
Hip-Hop
В терминологии
rap музыки, Hip-Hop обычно относят к культуре
— рисующей на стенах домов, танцующей
breakdance и крутящей «винил» в дополнение
к рэповым рифмовкам — окружающей музыку.
Как музыкальный стиль, однако, hip-hop относится
к типу музыки, которая создается, принимая
во нимание все эти атрибуты. Так как направление
вращалось на музыкальной сцене достаточно
давно, чтобы иметь историю своего развития,
то hip-hop команды стали оглядываться на
творчество таких old-school мастеров, как
MCs Kurtis Blow и Whodini, а также DJs Grandmaster Flash и Afrika
Bambaataa. На самом деле последний всплеск
популярности (Zulu Nation) произошел в конце
80-х годов вокруг двух самых известных
hip-hop исполнителей - De La Soul и A Tribe Called Quest.
В 90-е годы, когда произошел настоящий
прорыв в rap музыке, десятки hip-hop музыкантов
стали возвращаться к истокам old school («старой
школы»), включая таких андерграунд рэперов
как Mos Def и Pharoahe Monch.
Alternative Raр
Alternative Rap относится
к hip-hop командам, которые отказываются
следовать любым традиционным
стереотипам rap, таким как gangsta,
funk, bass, hardcore и party rap. Вместо этого они
смешивают различные жанры, добавляя равные
элементы funk и pop/rock, а также jazz, soul, reggae
и даже folk. Хотя командам Arrested Development и
Fugees удалось добиться успеха и заявить
о себе, большинство alternative rap групп остаются
в основном музыкантами для alternative rock фэнов,
а не для hip-hop или pop аудитории.
British Rap
Хотя British Rap можно
очень редко услышать за пределами
Великобритании и Европы, этот стиль
имеет свои собственные традиции
и стилистику. Хотя в нем нельзя
найти большого наследия American hip-hop, но
многие британские рэперы выросли на богатых
карибских ragga традициях, а затем ввели
местные наречия в hip-hop стили. Британский
rap зародился в конце 80-х годов, и в качестве
трамплина использовал звуковые комбинации
от Public Enemy. Вскоре многие британские рэперы
стали подмешивать в свою музыку элементы
acid-house, - в результате появился музыкальный
стиль из более «тяжелой» категории, чем
его американский собрат. Хотя там присутствовали
блеклые копии, снятые с американских
рэперов, но лучшие английские hip-hop музыканты
разделились на три лагеря. Существовали
такие группы, как Prodigy, смешивавшие hip-hop
и rave. Были команды, как Leftfield, которые работали
в клубном стиле hip. А также присутствовали
такие исполнители, как Massive Attack, которые
замедляли ритм hip-hop, добавляя acid-jazz, что
в сумме давало trip-hop. Даже в то время как
эти три команды продолжали завоевывать
новые территории, на музыкальной сцене
было заметно преобладание британских
рэперов, которые просто копировали американцев.
East Coast Rap
В самом начале
hip-hop эры, весь rap принадлежал направлению
East Coast Rap. Все популярные rap исполнители
раннего периода берут начало
в районе New York City — легенды «старой
школы», такие как DJ Kool Herc, Grandmaster Flash,
Afrika Bambaataa, the Sugarhill Gang, Kurtis Blow и Run-D.M.C. По
мере развития и продвижения rap стиля,
он становился более разнообразным и многоликим
в течение 80-х годов, поэтому музыкальные
центры стали появляться по всей стране.
Но, тем не менее, направление East Coast rap
оставалось доминирующим на протяжении
80-х годов. Хотя звучание East Coast rap не было
полностью однородным, но, начиная с середины
и до конца 80-х годов, этот стиль тяготел
к более агрессивным битам и комбинациям
сэмплов, а многие рэперы гордились своим
техническим профессионализмом в отношении
текстового наполнения. Другими словами,
за редким исключением, East Coast rap стал музыкальным
стилем, предназначенным больше для напряженного
слушателя, чем для танцпола, что помогло
превратить этот жанр в уважаемую художественную
форму, более продуманную и комплексную.
Типичными представителями этой «золотой
эры» East Coast были такие исполнители, как
Eric B. & Rakim, Boogie Down Productions и Slick Rick, все из
которых отличались лирическим направлением,
присущим old-school стилю, а также тяжелым
звучанием EPMD и Public Enemy. На основе East Coast
начинала свое творчество позитивная
команда музыкантов Центральной Африки
«Native Tongues», собранная Afrika Bambaataa. Такие
группы, как De La Soul, A Tribe Called Quest, the Jungle Brothers
большинство других нью-йоркских команд
оказали основное влияние на hip-hop в конце
80-х годов, так как их можно было без труда
отличить скорее по музыкальной эклектике,
чем по географическому расположению.
В 1989 г. команда N.W.A. выпустила альбом Straight
Outta Compton, ставший свидетельством тому,
что West Coast (район западного побережья)
«ужесточил» свой звук и продолжал работать
с резкими, уличными темами, а в сочетании
с возможностью West Coast rap сохранять основную
функцию этого звука, как party music, - помогло
сделать это направление доминирующей
силой в hip-hop в 90-е годы. Дальнейший подъем
Southern rap показал, что направление East Coast
rap не могло больше оставаться главенствующим,
но 90-е годы были ознаменованы успехом
в этом регионе. В дополнение к Bad Boy, звукозаписывающей
компании, принадлежащей Puff Daddy и приносящей
огромные доходы, восточное побережье
(East Coast) выпустило на сцену целый ряд непохожих
друг на друга, но очень популярных музыкантов,
включая виртуозного лирика Nas, электронных
Fugees and Roots, а также команду Wu-Tang Clan, на которую
большое влияние оказал hardcore.
Dirty Rap
Dirty Rap («Грязный
рэп») - это hip-hop, посвященный исключительно
теме секса. Отцами основателями этого
жанра стали музыканты из команды 2 Live
Crew, которая была одним из лидеров в области
тяжелого Miami bass. Поэтому именно этот басовый
стиль лежит в основе dirty rap. Большинство
композиций dirty rap были просто предназначены
для вечеринок и «завода» публики, но они
редко содержали что-то интересное в смысле
музыки или лиричности.