Инновации в преподавании истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.

Работа содержит 1 файл

Инновации в преподавании истории_диплом.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

      Работу  с сигналами-символами на уроках учителя проводят по- разному. Вот как об этом рассказывает Н. П. Мирошниченко. В начале урока учитель называет тему, говорит о ее значении для изучения, знакомит учеников с планом урока, записанным на доске. Это три-четыре вопроса, каждому из которых соответствует блок с символами в опорном конспекте. Затем учитель дает домашнее задание, инструктируя, на какие вопросы нужно дать ответы на следующем уроке, какие блоки опорного конспекта использовать, к каким страницам учебника обратиться. Затем учитель переходит к объяснению нового. Свой рассказ он сопровождает графическим изображением на доске соответствующего блока с опорными сигналами. Ученики следят за объяснением по своим черно-белым конспектам (размножены типографским способом) либо перерисовывают с доски карандашом в тетради, а дома раскрашивают.

      Как правило, в основе новаторских подходов к обучению уважение к личности ученика, опора на сотрудничество учителя и учеников и широкое самоуправление учащихся класса и школы в целом. Группа самых активных учеников помогает учителю на уроке и после него: консультирует слабо подготовленных учеников, готовит, проводит и проверяет письменные работы, помогает оформить листы с опорными конспектами и т.д.

      Методика  проведения уроков С. Д. Шевченко во многом основана на самоуправлении учеников класса. Один ученик проводит урок, другой является его дублером, третий комментатором, еще два ученика проверяют тетради, кто-то отвечает за оборудование урока, за заполнение экрана успеваемости. В учебном году каждый ученик побывает в роли учителя и не один раз.  

     При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.З.Иконические  модели, или пиктограммы, на уроках истории. 
     
     

      Так называют простейшие рисунки, которыми учитель сопровождает свой рассказ при изучении нового материала (см. Приложение 2). Такие уроки более приемлемы в среднем звене учащихся. Об уроках с иконическими моделями рассказывает А. Литвинов. Вот этапы его работы по новой теме:

      1. Объяснение учителя с воспроизведением  по ходу рассказа иконических  моделей на доске. Школьники  перерисовывают эти рисунки - символы в тетради.

      2. Сжатое повторное объяснение  учителя по рисункам на доске.

          3. Домашняя работа учеников по конспекту и учебнику

          4. Ответы учеников с помощью конспекта у доски.

          Учитель-методист и исследователь В. А. Мыскин строит урок с пиктограммами, включая следующие этапы:

      1) первичное объяснение учителем  нового материала при закрытых

пиктограммах, заранее нарисованных на доске;

          2) сжатое объяснение по пиктограммам;

          3) устный индивидуальный опрос по материалу (пиктограмм) предыдущего урока (по тетради);

         4) перенесение учениками пиктограмм в тетради;

     5) работа с блоками пиктограмм  по их закреплению (ученики  раскрывают содержание пиктограмм, соотносят с текстом учебника);

      6) учебно-познавательные игры. 
 
 
 

Глава V. Применение инноваций на уроках истории  
 

 

5.1 Обучение процедуре описания в процессе изучения истории (5 класс).  

               

      Во  вступительном слове на вводном  уроке учитель обращает внимание учеников на то, что как и любая  другая наука, история широко использует процедуру описания. Чтобы описать то или иное историческое явление, надо выполнить три операции; найти и вычленить признаки общие, признаки отличительные и на основании этого построить рассказ. Чтобы описать историю как науку и ее источники, необходимо установить, что является общим, наиболее существенным во всех науках и каковы различия между историей и другими науками.

      Общее заключается в том, что каждая наука, в том числе и история, изучает, описывает и объясняет  окружающий нас мир, а также разрабатывает  рекомендации о том, как преобразовать этот мир.

      Отличие заключается в том, что каждая наука изучает, описывает и объясняет  строго ограниченный круг явлений и  предметов, используя при этом свои методы, источники и свой язык (свои понятия). В соответствии с таким  разделением история изучает, описывает и объясняет жизнь людей от возникновения и до наших дней (всеобщая история). А история древнего мира изучает, описывает и объясняет жизнь древних людей (их появления, занятия, труд, развитие) по вещественным памятникам (по вещам и предметам, сделанным древними людьми и найденным в толщах верхнего слоя земли), а также памятникам письменности; описывает и объясняет жизнь людей с помощью таких понятий, как человеческое общество, класс, род, племя, государство, война, орудия труда и т. д. (Каждое понятие будет глубоко изучаться на последующих уроках истории).

               На основании этих предложений можно построить развернутый рассказ о том, что такое история и каковы источники исторических знаний. Наряду с предложениями, отражающими общие и отличительные признаки, в рассказ дополнительно включаются те предложения, которые конкретизируют, развивают основные предложения. Учитель строит рассказ и показывает ученикам, какие дополнительные факты, примеры включены в этот рассказ.

        На последующих уроках учитель дает ученикам задания, разъяснения к ним и учит детей по заданным признакам и фактам самостоятельно строить краткие рассказы (два - три письменно, все остальные - устно).

        Второе задание (первое выполнено на первом уроке с помощью  учителя) сводится к тому, чтобы ученики  описали занятия древних людей, их орудия труда и образ жизни.

Разъяснение к заданию.

        Исторические памятники (вещественные и письменные) показывают, что общее, присущее древним людям, появившимся на земле шестьсот - семьсот тысяч лет назад, и людям современным, заключается в их умении изготовлять орудия труда.

      Как только первобытный человек научился делать простейшие орудия труда, так он перестал быть животным (обезьяной). В этом заключается главное отличие человека от животных.

              Отличие древних людей от современных заключается в следующем: а) во внешнем виде (древний человек был очень похож на крупную обезьяну); б) в языке (древние люди произносили лишь отрывистые звуки); в) в труде (древние люди умели выполнять лишь простейшую работу);          г) в отношениях и в образе жизни (древние люди жили первобытными стадами). 

            Задание третье.

            Самостоятельно описать дальнейшее развитие и совершенствование первобытного человека и его жизни, в частности усовершенствование орудий труда и овладение огнем.

    Разъяснение к заданию.

             Изучение исторических памятников показывает, что общее в процессе развития и совершенствования человека во все времена заключается в том, что все изменения в человеке и его жизни происходят в результате изменения и совершенствования орудий труда, которые он изготовляет для поддержания своей жизни.

        Отличие заключается в том, что в древние времена - времена ледникового периода и после него - развитие орудий труда шло очень медленно. Однако в ходе этого развития на смену простейшим орудиям приходят другие: скребки, каменные проколки, гарпуны, каменные топоры, копья с каменными наконечниками. Во время похолодания на земле люди научились пользоваться огнем (брать его от пожаров) для тепла и приготовления пищи, а позднее при обработке дерева научились и сами разжигать огонь.

        С усовершенствованием орудий  труда изменилась и жизнь людей  - их главным занятием стали охота, рыболовство и позднее мотыжное земледелие. В процессе совместного труда развивались мыслительная деятельность, руки. А около сорока тысяч лет назад древние люди стали такими же, как люди нашего времени. Вместе с этим менялись и отношения между людьми: на смену первобытному стаду приходят родовая община и племя.

             Задание четвертое.

       Самостоятельно  описать возникновение искусства  и религии у древних людей, приручение ими животных, возделывание растений и начало обработки металлов.

             Разъяснение к заданию.

               Общее в развитии жизни человека заключается в том, что все      изменения, происходящие в его жизни связаны с развитием орудий труда.

                 Отличительные признаки развития первобытного человека в эпоху возникновения искусства и религии состоят в следующем: во-первых, человек научился изготовлять орудия труда из металла (меди и железа); во - вторых, приручил некоторых животных (собаку, лошадь) и заставил служить на себя; в -, третьих, мотыги и топоры с металлическими наконечниками позволили возделывать землю и выращивать растения; в-четвертых, появление металлических орудий труда (ножей, топоров) позволило человеку свои замыслы об успешной охоте, например, изображать на дереве, камне или металле – появляются первые произведения искусства; в - пятых, примитивные орудия труда не могли дать человеку уверенности в своей полной безопасности перед силами природы и хищными животными. Непонятные и опасные явления, события люди стали относить к силам сверхприроды, к силам богов и духов. Так появилась у них религия (вера) в добрых и злых богов, а вместе с ней и обряды - поклонения, жертвоприношения.

                   Задание пятое.

Самостоятельно  описать природу Египта и занятия  древних египтян.

                 Разъяснения к заданию.

           Общее для всех народов, живших в древности, что все они жили первобытнообщинным строем. Отличительные признаки народов, населявших Египет, заключались в географическом положении, в его природе и климате. Географическое положение Древнего Египта характеризуется тем, что в его большей части размещаются пустынные и каменистые степи, а растительный и животный мир размещается в долине реки Нил, которая протекает с юга на север (700 км) и при впадении в Средиземное море образует дельту. Климат в Древнем Египте был жаркий, с суховеями в степях. В летние месяцы, когда шли сильные дожди, Нил выходил из берегов, затопляя и орошая все низменные места. Неудивительно поэтому, что по берегам Нила росла буйная растительность. В реке и рукавах дельты было много рыбы, водяных птиц, крокодилов, а в зарослях - дикие быки, тигры, в болотах - змеи, а над водоемами - тучи насекомых.

             Эти места были заселены людьми  в начале каменного века. Жизнь  их была тяжелой и опасной.  Между племенами часто вспыхивали войны (из-за удобных мест, из-за добычи), а между войнами древние египтяне занимались рыболовством, охотой, а затем мотыжным земледелием. Когда древние египтяне научились использовать металл, то появились металлические орудия труда: медный топор, плуг. Плуг стал широко использоваться в земледелии, постепенно земледелие и скотоводство стали основными занятиями древних египтян.

                Задание шестое.

Самостоятельно  описать:

1) появление  классов;

2) появление  государства;

3) войны  фараонов;

4) строительство пирамид.

      Задание седьмое.

Самостоятельно  описать восстание бедняков и  рабов, падение Египетского государства.

    Задание восьмое.

Самостоятельно  описать культуру и религию Древнего Египта.

К шестому, седьмому и восьмому заданиям также  могут быть предложены разъяснения. Итак, было рассмотрено содержание восьми заданий на описание - на один урок одно задание.

Подобным  образом составляются и другие задания  на описание.

       В процессе выполнения заданий, после  соответствующего инструктажа учителя, ученики заполняют схему: графы «Общие признаки» и «Отличительные признаки» заполняются вместе с учителем, а графу «Построение рассказа» - самостоятельно.

  5.2 Уроки истории с применением опорных сигналов. 

  

    В данном пункте рассматриваются не традиционные методические подходы к использованию схем и таблиц, а показываются возможные варианты работы на уроке. Особое внимание будет уделено тем схемам и таблицам, которые не так часто используются на уроках истории.

    Этот  аспект представляется актуальным по нескольким соображениям. Во-первых, интерес учителя истории к схемам и таблицам сегодня, к сожалению, не возродился в такой степени, как это было, скажем, в эпоху строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно-экономической формации.

Информация о работе Инновации в преподавании истории