Автор: Гедиев Казимир, 21 Ноября 2010 в 23:21, реферат
Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.
Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.
Понятие и виды инноваций.
Классификация инноваций
Краткая характеристика инноваций
Этапы инновационного процесса.
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования
Опытно-конструкторские разработки
Освоение производства нового изделия
Понятие, виды и результаты инновационной деятельности.
Организационные формы инновационной деятельности.
Интерпартнерство, малая инновационная фирма, венчурная фирма и типы венчуров
Технологический, инновационный центры, научный парк.
Научно-технический альянс, внедренческие фирмы
Организация творческой работы.
Мозговая атака
Метод Дельфи
План.
I
Понятие и виды инноваций.
Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.
Инновация
создается в результате исследований
и открытий, материализует научные и практические
решения. Ее основное свойство - новизна,
которая оценивается как по техническим
параметрам, применимости, так и с рыночных
позиций по коммерческой результативности.
1) Классификация инноваций
Можно дать следующую классификацию инноваций.
Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау» - информация, необходимая для их практического применения (технологические и конструкторские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется патентами. Основными признаками «ноу-хау» считаются промышленная и коммерческая ценность и закрытость.
Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов:
Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основные стадии - его создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания.
Инновации
вызывают к жизни некоторые весьма серьезные
проблемы. Они ведут к досрочному моральному
устареванию элементов производственной
системы при сохранении их нормального
физического состояния, требуют осуществления
нововведений в смежных областях, что
нарушает стабильность и установившееся
«статус-кво».
Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.
Для того
чтобы лучше понять суть инновационного
процесса и его отличие от обычной текущей
деятельности, можно воспользоваться
следующей таблицей.
Параметры | Инновационный процесс | Текущая деятельность |
Цель | Удовлетворение новой потребности | Удовлетворение сложившейся потребности |
Риск | Высокий | Низкий |
Тип процесса | Дискретный | Непрерывный |
Управляемость | Низкая | Высокая |
Результат для системы | Переход на новый уровень | Сохранение на прежнем уровне |
Отношение к текущим интересам участников | Противоречит | Соответствует |
Инновационный
процесс состоит из нескольких этапов.
Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.
Он делится
на теоретический и поисковый; в результате
первого формируются новые научные подходы
к проблеме и теории; в результате второго
- новые принципы создания изделий и технологий.
Прикладные
исследования, направленные на определение
способов применения результатов предыдущего
этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими
и экспериментальными, связанными с созданием
моделей. Здесь происходит разработка
лабораторных технологий и методов испытаний,
изготовление и испытание макетов и образцов
новых изделий, нестандартного оборудования.
Затем производятся специальные расчеты
для оценки и последующей корректировки
исследований, второй отсев неперспективных
идей. Конечным результатом этого этапа
является техническое задание, рекомендация,
образец.
Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:
Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Таким
образом, инновационный процесс охватывает
цикл от разработки идеи до ее реализации
на коммерческой основе.
Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества.
Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.
Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.
На этапе фундаментальных исследований это - научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований - результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ - научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.
Результатом инновационной деятельности можно считать также:
III Организационные формы инновационной
деятельности.
Палитра
создателей новшеств весьма разнообразна.
Рассмотрим их подробнее.
1) Интерпартнерство,
малая инновационная фирма, венчурная
фирма и типы венчуров
Интерпартнерстсво
представляет собой наиболее простую
внутрифирменную форму инновационно-