Инновации в преподавании истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:32, дипломная работа

Описание работы

В борьбе за повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе проблема повышения качества преподавания учебного предмета принадлежит к числу ведущих. Совершенствование преподавания учебного предмета - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
Одним из способов разрешения данной проблемы является введение в преподавание предметов различных новшеств - инноваций.

Работа содержит 1 файл

Инновации в преподавании истории_диплом.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

    Во-вторых, сегодня в преподавании истории  наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причина этого — отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.

    В-третьих, существующие сегодня попытки возродить указанные средства достаточно произвольны и сводятся к стремлению «уложить» всю историю в заданные рамки.

    Опыт  преподавания блок - схем на уроках в  течение ряда лет, сравнивание результатов  обучения в экспериментальных и контрольных классах показало, что этот вид обучения имеет преимущества. К примеру, применение опорных сигналов на уроке, тема которого «Боги и герои Эллады», позволило без труда ученикам назвать богов Древней Греции и функции, ими выполняемые. Напротив, дети, которым новый материал давался традиционным способом, при выполнении этого же задания допустили множество ошибок.

        Учитывая выше сказанное, необходимо отметить, что разумное использование опорных сигналов в сочетании с другими методами обучения способно значительно повысить эффективность учебного процесса.

 

Тема: «Боги и герои  Эллады». 

      Цели:

     I. Дидактическая: познакомить детей с религией Древней Греции, выявить ее особенности, причины возникновения.

    II. Развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события и явления, происходившие много лет назад, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов, развивать мышление, память, речь.

    III. Воспитательная: воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: изображения богов. 

Ход урока 

I. Оргмомент.

II. Объявление новой темы и задач урока.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете  много интересного о религии  древних греков: выясним каковы причины возникновения религии, ответим на вопрос «что такое религия?».

III. Изучение нового материала.

- Ребята, по- вашему мнению, что такое религия?

- Религия - это вера в существование сверхъестественных сил - Бога или богов, духов, ангелов. С помощью религии люди пытались объяснить необъяснимое, то, что для являлось неясным, непонятным.

         Религия греков на данном этапе была представлена мифами. Миф - это сказание, передающее верование древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах, героях, разного рода демонах.

Рождение  и смерть, смена времен года, приливы  и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов, эти и  многие другие явления приписывались  действию неких фантастических сил. Эти явления представляли зачастую в виде конкретных, зримых образов, они персонифицировались, т.е. проявляли себя в облике живых существ.

    Боги  имели человеческий облик, были красивы, а главное - бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.

    Греческие боги с точки зрения значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснеженной, высотой около 3000 метров, горе Олимп в возвышенной части Греции. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название «Олимп» близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.

Главным верховным богом, отцом всех богов  и людей был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, изображался сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

    Супруга Зевса Гера являлась верховной греческой  богиней, царицей богов, которая  покровительствовала браку, супружеской любви и родам. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств. На дне моря находился его дворец. Богом смерти был другой брат Зевса - Аид, царивший глубоко под землей. Царство Аида, куда не проникали лучи солнца, выглядело сумрачно-страшным и холодным, а загробная жизнь - сущим несчастьем. Сын Зевса Аполлон - бог гармонии и духовной деятельности, бог искусств. Он получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался покровителем муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусагет, т. е. предводитель муз.

        Сестрой златокудрого Аполлона была Артемида, богиня охоты, плодородия, покровительница животных, а также всего, что живет на земле, растет в лесу и в поле. На скульптурах она изображалась с луком и колчаном за плечами, охотящейся в лесах и полях. Богиня Афина, одна из самых почитаемых в Греции, рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Была богиней мудрости, в ее честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм - Парфенон. Афина покровительствовала городам-государствам Греции, одаривала их мудрыми советами, спасала в минуту опасности. Сын Зевса Гермес - бог, покровительствующий путникам, ремеслам, торговле. Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, выступал обычно в обличье тяжеловооруженного воина - гоплита. Это самый нелюбимый из потомков Зевса, которого не терпели из-за его воинственного духа и кровожадности. Сыном Зевса и Геры являлся и бог огня, а также кузнечного искусства. Его изображали в фартуке, вооруженным кузнечным молотом, среди искр и дыма.

      Гефест - единственный олимпиец, занимающийся производительным трудом, который считался искусным мастером ковки.

    Жена Ареса, прекраснейшая Афродита - богиня любви, внешне олицетворяла эллинский идеал женской красоты. Она пробуждала в сердцах и богов и смертных любовь и благодаря этому обладала всепобеждающей властью, царила над миром. Одной из величайших богинь считалась сестра Зевса Деметра, дающая плодородие земле: без ее могучей силы ничего не родилось. 
 

    Любимейшим  богом был также сын Зевса  Дионис, покровитель растительности, вина и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра.

    Помимо  главных олимпийских богов существовали и многочисленные боги как бы «второго сорта». Среди них Эрот, сын Ареса и Афродиты, шаловливый подросток, крылатый стрелок из лука, бог любви; Гипнос - бог сна; Танатос бог смерти; Гименей - бог брака; Асклепий, сын Апполона и Корониды, - бог врачевания; Эрида - богиня раздоров; Ника - богиня ночи.

    На  доске плакат с  опорными сигналами (см. сх. 1)

    Краткое изложение материала  по схеме.

Изучение  опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу.

- Ребята, опираясь на схему с опорными  сигналами, расскажите о том  какие

боги  существовали в Древней Греции и  какие функции они выполняли?

    В Греции существовало огромное количество мифов, объясняющих те или иные явления  природы. Давайте прочтем один из них. Вы постараетесь ответить на вопрос: какое явление природы объясняет данный миф?

    Боги земледелия. Богиней плодородия, покровительницей земледелия была Деметра, сестра Зевса. О ней греки рассказывали очень интересный миф.

    Любимая дочь Деметры Персефона любила собирать яркие цветы на лугах волшебной долины. Но Зевс отдал ее в жены владыке царства мертвых Аиду. Не проникает в подземное царство солнечный свет, только бледные цветы асфодели растут на его туманных лугах, по которым бродят тени умерших. Нет никому возврата из царства теней. Вход в него стережет трехглавый пес Цербер. Тени умерших переправляются через подземную ядовитую реку, но мрачный лодочник Харон никого не привозит обратно.

    Похитил Аид Персефону и умчал ее на своей золотой колеснице в  царство мертвых. Повсюду искала Деметра свою дочь, а когда узнала о решении Зевса, в гневе покинула сияющий Олимп. И тогда облетели листья с деревьев, увяли цветы и травы, опустели поля, засохли виноградники. Жизнь на земле замерла. Обеспокоился Зевс и решил: пусть Персефона две трети года будет жить с матерью, а одну треть года проводить в царстве Аида. С тех пор, когда Персефона возвращается к матери, оживает природа. И вновь увядают растения, когда она удаляется в царство Аида.

    Весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало  молодое вино, греки отмечали веселые  праздники в честь бога виноделия  Диониса. В венке из винограда и в сопровождении шумной свиты сатиров с хвостами и козлиными ногами ходит Дионис из страны в страну и повсюду учит людей разводить виноград и делать из него вино. О Дионисе греки тоже придумали множество мифов. Согласно одному из них, смена времен года происходит потому, что Дионис то умирает, то воскресает вновь.

    - С  какими богами нас познакомил  данный миф?

    - Какое  явление природы здесь скрыто?

       - Помимо богов люди любили и почитали своих героев. Скажите, каким

должен  быть настоящий герой?

    Наряду  с богами в мифах были «задействованы»  герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие где-то между богами и людьми. Героями считались также люди реальные, исторические фигуры, основатели городов (Мильтиад), государственные мужи (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чьи деяния играли большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов, как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

    Одним из самых знаменитых и благородных  героев-мучеников в мифологии  являлся Прометей, оказавший неоценимые услуги человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает: «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их.

    Мифы  рассказывают, что Геракл совершил двенадцать подвигов, находясь на службе трусливого и хилого царя. Он победил огромного льва, имевшего непробиваемую шкуру. Герой сделал дубину, которую не могли бы поднять и двадцать человек. Смело войдя в пещеру льва, Геракл оглушил его страшным ударом дубины, а затем задушил руками. Шкуру убитого зверя он с тех пор носил на плечах, как доспехи.

    В топком болоте обитала девятиголовая змея - гидра. Чудовище выползало по ночам и пожирало целые стада. Геракл выгнал гидру из болота раскаленными стрелами и стал отрубать ее головы. Но на месте каждой отрубленной вырастали две новые. И все-таки Геракл одолел чудовище. Он велел сопровождавшему его юноше прижигать обезглавленные шеи гидры, и новые головы перестали отрастать.

       Куда только ни отправлял Геракла царь, даже в царство Аида, чтобы привести трехглавого пса Цербера. Геракл всегда оставался победителем и выполнял поручение. Он за один день очистил конюшни царя Авгия, в которых было пять тысяч быков. Для этого Геракл запрудил две реки и направил на скотный двор их воду. Отсюда возникло выражение авгиевы конюшни. В переносном смысле оно значит очень запущенное и грязное помещение или полный беспорядок в делах.

    Геракл  добыл также золотые яблоки, росшие в саду на берегу океана, где земля сходилась с небом. Там держал на своих плечах небесный свод могучий Атлант (в его честь и океан назван Атлантическим). Атлант достал для Геракла золотые яблоки, но для этого Гераклу пришлось заменить Атланта и самому подержать небесный свод.

- Каких  древнегреческих героев вы можете  назвать? 

- Кто был самым любимым героем и почему?

- Какие  подвиги он совершил?

IV Закрепление нового материала.

    - О  чем говорили на уроке?

    - Что  такое религия?

- Каковы причины ее возникновения?

Информация о работе Инновации в преподавании истории