Контроль обучения чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявление эффективных методов, средств, способов оценивания при обучении чтению на уроках английского языка в средней школе
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
2) выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования и совершенствования навыков и умений чтения

Содержание

Введение 2
Глава I: Организация обучения чтению на уроках английского языка в средней школе 5
1.1. Теоретические основы обучения чтению ..5
1.2. Организация процесса обучения чтению ….15
1.3. Психологические особенности учащихся среднего школьного возраста.22
Глава II: Современные формы, методы и способы оценивания в реализации контроля при обучении чтению учащихся 7 классов………..25
2.1 Функции, виды и формы контроля…………………………………………..25
2.2 Тест как специфическая форма контроля…………………………………...30
2.3 Положительные и отрицательные стороны теста…………………………..32
Глава III: Практическая апробация комплексов упражнений по обучению чтения ..44
3.1. Анализ УМК «Новый курс английского языка для российских школ»для 7-х классов 44
3.2. Анализ педагогической практики 48
3.3. Методические рекоммендации учителю по применению контроля в обучении чтению на уроках английского языка 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа содержит 1 файл

Kontrol` obucheniya chteniyu.doc

— 665.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

Тема данного  исследования, контроль в обучении чтению на уроках английского языка на средней ступени обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения, по мнению многих исследователей, является самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Так как участники нашей опытно-экспериментальной работы по своим психолого-педагогическим особенностям относятся к средней ступени, а изучают английский язык как второй иностранный  только третий год, то обучение строится в основном по методике преподавания английского языка на начальной ступени обучения. Лексический минимум, которым уже овладели учащиеся, не велик, поэтому тексты, предложенные в учебнике, по своему содержанию и насыщению не всегда удовлетворяют интересам учащихся. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.

Многие исследователи  занималось изучением данной проблематики: С.К. Фоломкина, И.Л. Бим, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий, Е.Н. Соловова, и т.д., поэтому теоретические основы чтения разработаны достаточно подробно, однако практическое применение теоретических знаний вызывает большие сложности и  неудивительно, ведь чтение является довольно сложным видом речевой деятельности, которым, к сожалению, плохо овладевают, выпускники школ.

Чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению, а также оно представляет собой одно из важнейших средств получения информации, широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку. Без овладения этим видом  речевой деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. В связи с этим тема дипломной работы «Контроль в обучении чтению на уроках английского языка на средней ступени» является актуальной.

Объектом данной работы является процесс организации контроля при обучении чтению на уроках английского языка в средней школе. 

Предметом исследования являются современные средства оценивания результатов обучения чтению в средней школе.

Цель работы - выявление эффективных методов, средств, способов оценивания при обучении чтению на уроках английского языка в средней школе

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования
  2. выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования и совершенствования навыков и умений чтения
  3. проанализировать УМК для 7 класса, провести анализ педагогической деятельности и разработать методические рекомендации начинающему учителю

Гипотеза: оценивание результатов обучающихся на уроках английского языка в средней школе будут эффективными при условии:

    1. Учёта возрастных, психологических особенностей учащихся
    2. Использования разнообразных функций, видов, форм контроля при обучении чтению
    3. Использования разнообразных форм, видов оценивания

Для решения  поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, изучение документации, апробация теоретического материала.

 

Глава 1 Организация обучения чтению на уроках английского языка в средней школе

    1. Теоретические основы обучения чтению

Чтение на иностранном  языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения  является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Оно широко используется в познавательных, эстетических целях, еще разнообразнее сфера применения чтения в бытовой, учебной и производственной сферах, где извлечение информации из текста через чтение служит осуществлению различных видов деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте[34; c.112]. Поэтому обучению чтению уделяется столь пристальное внимание.

Чтение–это  рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте[36;с.56].

Сложное интегрированное  умение понимать прочитанное не означает простого декодирования информации, графически зафиксированной в тексте, а подразумевает активную мыслительную деятельность человека, включающую воображение, эмоции, имеющийся опыт и знания.

Цели  и содержание обучения чтению

Практический  компонент цели обучения чтению как  опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: [29,c. 93]

-с пониманием  основного содержания;

-с полным  пониманием содержания;

-с извлечением  необходимой, значимой информации.

Аттестационные  требования предусматривают достижение допорогового уровня в обучении этому  виду речевой деятельности, то есть продвинутой коммуникативной компетенции [20;c.38].

Содержание  обучения чтению включает:

-лингвистический  компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, тексты разных жанров);

-психологический  компонент (формируемые навыки  и умения чтения на основе  овладения действиями и операциями  чтения);

-методологический  компонент (стратегии чтения).

Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения:

-прогнозировать  содержание информации по структуре  и смыслу;

-определить  тему, основную мысль;

-делить текст  на смысловые куски;

-отделять главное  от второстепенного;

интерпретировать текст.

Конкретизация этих базовых умений зависит от цели чтения. Н.Д. Гальскова выделяет следующие группы умений:[12; с. 55].

    • понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать вывод по прочитанному;
    • извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;
    • понимание необходимой информации: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.

Как отмечает И.Л. Бим, чтение, как и всякая деятельность, структурируется из отдельных действий, имеющих свою промежуточную цель, из которых складывается способность  осуществлять этот сложный вид речевой деятельности в целом [5; с. 2].

При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению. Потребность в чтении на иностранном  языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов будет соответствовать их познавательным и эмоциональным запросам, уровню их интеллектуального развития. [14; с.99].

Тексты  должны быть информативны, разнообразны по жанру и тематике, по возможности аутентичны.

Существенной  проблемой является методический отбор  текстов для начального этапа  обучения второму иностранному языку.

При определении  наиболее  пригодных  для  чтения текстов можно руководствоваться  следующими требованиями.

 Тексты должны:

  1. обладать идейно-воспитательной ценностью;
  2. соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту  в родном и иностранном языках;
  3. содержать определенную проблему, представляющую интерес для читающих;
  4. иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью;
  5. представлять разные формы речи — монологическую, диалогическую, диалого-монологическую;
  6. располагать избыточными элементами информации.

 В силу ограниченности языковых возможностей учащихся данной ступени тексты для чтения приходится обрабатывать и адаптировать. К приемам обработки и адаптации относят сокращение, замену сложных грамматических конструкций на более легкие. При этом могут быть сохранены сложные слова, ранее незнакомые учащимся, но доступные пониманию. Важную роль играет также приведение текста в соответствии с условиями восприятия при помощи сносок, бокового словаря, иллюстраций. Именно использование опор, считает Л.А. Чернявская, является наиболее продуктивным способом методической обработки текстов и сближающим процесс иноязычного чтения с естественным [25;c. 95]. Одновременно происходит наращивание словаря учащихся, обогащается их языковой опыт, что позволяет постепенно усложнять смысловое содержание текстов, развивать читательские умения школьников.

В связи с  этим, чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как форма общения, по мнению многих исследователей, является самым необходимым для большинства людей.

Практический  компонент цели обучения чтению как  опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.

Однако при  обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков  и умений, обеспечивающих возможность  чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу. Особенно, когда наблюдается снижение интереса к чтению на родном языке и на первом иностранном.

В отечественной  методике преподавания английского  языка выделяют следующие классификации и виды чтения [34, c.157].

I. По  целевой направленности деятельности 

  1. ознакомительное
  2. просмотровое
  3. изучающее
  4. поисковое

II. По  форме

  1. про себя
  2. индивидуальное
  3. хоровое
  4. громкое

III. По  способу раскрытия содержания

  1. аналитическое
  2. синтетическое
  3. переводное
  4. беспереводное

IV. По  месту чтения

  1. домашнее
  2. классное

V. По  характеру организации деятельности

  1. подготовленное
  2. неподготовленное
  3. тренировочное
  4. контрольное

VI. По способу и характеру учебной работы с текстом

  1. интенсивное (intensive reading)
  2. экстенсивное (extensive reading)

Остановимся подробнее  на каждом из этих видов.

Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение без предварительной специальной подготовки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. [34, c.127].

Изучающее чтение (detail reading)  предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Информация о работе Контроль обучения чтению