Методика обучения чтению на старшем этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать методику обучения чтению на старшем этапе, разработать комплекс заданий для формирования умении чтения различных видов. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
-изучение чтения как вида речевой деятельности;
-особенности обучения чтению на старшем этапе средней школы;
-рассмотреть виды чтения;
- изучить методику обучения чтению.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая)))))).docx

— 79.88 Кб (Скачать)

Введение

 

Как известно, активность в  усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной  деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями  и интересами.

По мере накопления лексических  единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому, тема «методика обучения чтению на старшем этапе средней школы» является актуальной.

Чтение является одним  из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

Чтение как вид речевой  деятельности стимулирует общую  интеллектуальную деятельность человека, оказывая благотворное влияние на формирование его мировоззрения, на его социальное поведение и общественную деятельность.

Цель курсовой работы –  исследовать методику обучения чтению на старшем этапе, разработать комплекс заданий для формирования умении чтения различных видов. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

-изучение чтения как  вида речевой деятельности;

-особенности обучения  чтению на старшем этапе средней  школы; 

-рассмотреть виды чтения;

- изучить методику обучения  чтению.

В данной курсовой работе мы рассмотрим чтение, которое, наряду с  письмом, говорением, переводом и  т.п., является видом речевой деятельности. Нами будут рассмотрены различные  виды чтения, типы упражнений на овладения  навыками чтения, а так же будут  выделены этапы работы с текстом  и формирование различных технологий извлечения информации из текста.

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы обучения чтению как  виду речевой  деятельности

 

 

1.1 Характеристика чтения как вида речевой деятельности

 

 

Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Для понимания иноязычного  текста предполагается владение набором  фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые  делают процесс опознавания мгновенным.

Хотя в реальном акте чтения процессы восприятия и осмысления протекают  одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его  процесс, принято условно делить на две группы: а) связанные с «технической»  стороной чтения (они обеспечивают перцептивную переработку текста (восприятие графических знаков и соотнесение  их с определенными значениями или  перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы) и б)обеспечивающие смысловую переработку воспринятого - установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста, замысла автора и т.д. (эти умения приводят к пониманию текста как законченного речевого высказывания) [6, c. 50].

Известно, что глаз читающего  осуществляет в норме короткие скачки, между которыми происходят устойчивые фиксации на объекте с целью извлечения информации. Наблюдения за движениями глаз показывают, что они делятся  на два типа [8, c. 14]:

1) поисковые, установочные  и корректирующие движения;

2) движения, участвующие  в построении образа и опознавании  воспринимаемого объекта. 

Если обратиться к речевым  механизмам чтения, то, так же как  и в устном общении, огромную роль здесь будут играть речевой слух, прогнозирование и память, хотя проявляют  они себя несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы  печатного текста [6, c.23].

Вероятностное прогнозирование - «мысленный обгон в процессе чтения»- как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения[4, c. 32]. Прогнозирование способствует созданию у учащихся установки эмоционального настроя, готовности к чтению.

Успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения  между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с  темой, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из ряда вероятностных  гипотез. Гипотезы составляют один из механизмов поиска.

Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход  «от развернутых слов к смысловым  вехам» [9, c. 64].

Ступенчатый характер понимания  применительно к иностранному языку  был описан 3.И.Клычниковой, которая  выделила четыре типа информации, извлекаемой  из текста и семь уровней понимания.

Два первых уровня (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном понимании. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст. Операции, которые совершает начинающий читатель, отличаются определенной сложностью. Она возникает не только вследствие количественного расхождения словаря читающего с лексикой, наличествующей в тексте, но и по той причине, что многие слова употребляются в переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы [7, c. 12].

Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Воспринимая предложение, учащийся должен расчленить его на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и т.д. [8, c. 41].

Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения и с тем, к каким типам информации относится извлекаемое из текста содержание.

Шестой уровень - понимание содержательной и эмоционально-волевой информации, седьмой - понимание всех четырех типов информации, включая побудительно-волевую.

Два последних уровня должны свидетельствовать о полной сформированности технических задач. Для выполнения этой последней коммуникативной задачи читающий должен уметь обобщать, находить связь между смысловыми кусками, выделять наиболее важное, «переходить в подтекст», достигать полноты, точности и глубины понимания. В результате всех этих операций читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется зрелостью [10, c. 17].

Чтение рассматривается  как рецептивная речевая деятельность, которая складывается из восприятия и осмысления письменной речи. В  отличие от восприятия устной речи при чтении информация поступает  не через слуховой, а через зрительный канал. Соответственно изменяется и  роль различных ощущений. Решающую роль при чтении играют зрительные ощущения. Как слушание речи, так  и чтение сопровождается проговариванием  воспринимаемого материала в  форме внутренней речи, которая становится полной развернутой речью при  чтении вслух. Поэтому и при чтении большую роль играют моторные ощущения. Читающий слышит себя, поэтому и слуховые ощущения являются обязательным элементом чтения. Они дают возможность проконтролировать правильность собственного чтения. Однако при чтении они играют подчиненную роль в отличие от слушания речи, где они доминируют [1, c. 11].

Одновременно с восприятием  читаемого происходит и его осмысление. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой. От качества восприятия текста зависит  наличие условий для его понимания. Ошибки в восприятии, такие, как уподобление  похожих по форме слов, неправильное чтение слов, приводят к искажению  смысла. В то же время неправильное понимание смысла наталкивает на ложное угадывание формы слова и  т.д.[5, c. 22].

Понимание содержания читаемого  происходит на основе тех же психологических  процессов, как и понимание при  слушании.

Но некоторые особенности, свойственные только чтению, все же необходимо отметить. Понимание при  чтении осуществляется в несколько  более благоприятных условиях, которые  определяются большей отчетливостью  зрительных образов по сравнению  со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает, как правило, сложнее. Тематика устной речи обычно охватывает предметы, близкие говорящему, непосредственно его касающиеся. При чтении круг вопросов значительно шире, особенно на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку. Для текстов, заимствованных из научно-популярной, политической и художественной литературы страны изучаемого языка характерно, в частности, обращение к темам, отражающим быт и историю данной страны, что ведет за собой ознакомление с фактами, предметами, которых нет в опыте читающего.

Итак, чтение – это речевая  деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Данная речевая деятельность представляет собой специфический  вид деятельности, не соотносимый  непосредственно с «классическими»  видами деятельности. Чтение как вид  речевой деятельности стимулирует  общую интеллектуальную деятельность человека, оказывая благотворное влияние  на формирование его мировоззрения, на его социальное поведение и  общественную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности обучения чтению на старшем этапе школы

 

 

Перспективы и состояние  обучения чтению как ведущему виду коммуникативной деятельности в  средней общеобразовательной школе  требуют тщательного, всестороннего  научно-методического анализа с реалистических позиций.

В настоящее время нужны  новые методические решения, направленные на поддержание определенного уровня владения учащимися умением читать иноязычные тексты и его дальнейшего  развития. Одновременное обучение всем видам речевой деятельности на старшем  этапе не позволяет овладеть в  должной мере ни одним из них. Такой  подход не оправдывает себя. Опыт, специально проведенные замеры свидетельствуют  о том, что умения учащихся старших  классов в говорении, в чтении на иностранном языке более чем  скромные.

В методической литературе неоднократно отмечалась необходимость  оптимального соотношения в обучении таким видам речевой деятельности, как устная речь и чтение. Направленность на практическое владение иностранным  языком привела к усилению тенденции  обучать устной речи, что выразилось в пренебрежении к чтению. Нынешние условия обучения иностранным языкам в школе со всей очевидностью подтверждают острую необходимость переориентировки целевых установок. Одним из важнейших и реально используемых на практике видов речевой деятельности, прочными основами которого должен овладеть каждый выпускник средней школы, является чтение как коммуникативное умение. Основная задача средней школы в области обучения чтению на иностранном языке является в вооружении учащихся по возможности полным арсеналом средств, способов, приемов, необходимых достаточных для эффективной самообразовательной деятельности в после школьный период, а также создание прочной языковой основы, на которой было бы возможно в дальнейшем построение профильно-направленного обучения иностранному языку в учебных заведениях различного типа [3, c. 44].

В самом деле, средняя  общеобразовательная школа - это  не конечное звено в системе образования. И, следовательно, вопрос о том, на что  должна быть ориентирована подготовка выпускников средней школы по иностранному языку в свете школьной реформы, требует однозначного ответа. Вопрос этот не такой простой, как  может показаться на первый взгляд, ведь выпускник средней школы  имеет возможность продолжить образование, а следовательно, и организованное изучение иностранного языка в довольно разветвленной сети учебных заведений. А именно:

-профессионально-технические  училища;

-средние специальные  учебные заведения (училища, техникумы);

-высшие учебные заведения  двух типов:

а) языковой педагогический вуз (факультет), факультет иностранных  языков университета;

б) вузы неязыкового профиля, неязыковые специальности педагогических вузов.

Из изложенного со всей очевидностью следует, что школьный курс иностранного языка необходимо ориентировать на его дальнейшее изучение в условиях вузов неязыкового  профиля как составляющих самую  широкую сеть учебных заведений  по подготовке различных специалистов. Ведущей целью обучения иностранным  языкам в вузах данного профиля  является, как известно, обучение студентов  чтению специальной (по профилю вуза) литературы. Овладение умением читать иноязычную литературу по профилю своей  специальности в период ускорения  научно - технического прогресса является неотъемлемой составной частью подготовки современных специалистов [1, c. 68-69].

Информация о работе Методика обучения чтению на старшем этапе