Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать методику обучения чтению на старшем этапе, разработать комплекс заданий для формирования умении чтения различных видов. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
-изучение чтения как вида речевой деятельности;
-особенности обучения чтению на старшем этапе средней школы;
-рассмотреть виды чтения;
- изучить методику обучения чтению.
Введение
Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.
По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому, тема «методика обучения чтению на старшем этапе средней школы» является актуальной.
Чтение является одним
из важнейших видов
Чтение как вид речевой деятельности стимулирует общую интеллектуальную деятельность человека, оказывая благотворное влияние на формирование его мировоззрения, на его социальное поведение и общественную деятельность.
Цель курсовой работы – исследовать методику обучения чтению на старшем этапе, разработать комплекс заданий для формирования умении чтения различных видов. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
-изучение чтения как вида речевой деятельности;
-особенности обучения
чтению на старшем этапе
-рассмотреть виды чтения;
- изучить методику обучения чтению.
В данной курсовой работе мы рассмотрим чтение, которое, наряду с письмом, говорением, переводом и т.п., является видом речевой деятельности. Нами будут рассмотрены различные виды чтения, типы упражнений на овладения навыками чтения, а так же будут выделены этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.
1 Теоретические основы обучения чтению как виду речевой деятельности
1.1 Характеристика чтения как вида речевой деятельности
Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.
Для понимания иноязычного
текста предполагается владение набором
фонетических, лексических и грамматических
информативных признаков, которые
делают процесс опознавания
Хотя в реальном акте чтения процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы: а) связанные с «технической» стороной чтения (они обеспечивают перцептивную переработку текста (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы) и б)обеспечивающие смысловую переработку воспринятого - установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста, замысла автора и т.д. (эти умения приводят к пониманию текста как законченного речевого высказывания) [6, c. 50].
Известно, что глаз читающего осуществляет в норме короткие скачки, между которыми происходят устойчивые фиксации на объекте с целью извлечения информации. Наблюдения за движениями глаз показывают, что они делятся на два типа [8, c. 14]:
1) поисковые, установочные и корректирующие движения;
2) движения, участвующие
в построении образа и
Если обратиться к речевым механизмам чтения, то, так же как и в устном общении, огромную роль здесь будут играть речевой слух, прогнозирование и память, хотя проявляют они себя несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста [6, c.23].
Вероятностное прогнозирование - «мысленный обгон в процессе чтения»- как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения[4, c. 32]. Прогнозирование способствует созданию у учащихся установки эмоционального настроя, готовности к чтению.
Успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с темой, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из ряда вероятностных гипотез. Гипотезы составляют один из механизмов поиска.
Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход «от развернутых слов к смысловым вехам» [9, c. 64].
Ступенчатый характер понимания применительно к иностранному языку был описан 3.И.Клычниковой, которая выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста и семь уровней понимания.
Два первых уровня (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном понимании. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст. Операции, которые совершает начинающий читатель, отличаются определенной сложностью. Она возникает не только вследствие количественного расхождения словаря читающего с лексикой, наличествующей в тексте, но и по той причине, что многие слова употребляются в переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы [7, c. 12].
Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Воспринимая предложение, учащийся должен расчленить его на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и т.д. [8, c. 41].
Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения и с тем, к каким типам информации относится извлекаемое из текста содержание.
Шестой уровень - понимание содержательной и эмоционально-волевой информации, седьмой - понимание всех четырех типов информации, включая побудительно-волевую.
Два последних уровня должны свидетельствовать о полной сформированности технических задач. Для выполнения этой последней коммуникативной задачи читающий должен уметь обобщать, находить связь между смысловыми кусками, выделять наиболее важное, «переходить в подтекст», достигать полноты, точности и глубины понимания. В результате всех этих операций читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется зрелостью [10, c. 17].
Чтение рассматривается
как рецептивная речевая
Одновременно с восприятием
читаемого происходит и его осмысление.
Эти две стороны процесса чтения
неразрывно связаны между собой.
От качества восприятия текста зависит
наличие условий для его
Понимание содержания читаемого происходит на основе тех же психологических процессов, как и понимание при слушании.
Но некоторые особенности, свойственные только чтению, все же необходимо отметить. Понимание при чтении осуществляется в несколько более благоприятных условиях, которые определяются большей отчетливостью зрительных образов по сравнению со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает, как правило, сложнее. Тематика устной речи обычно охватывает предметы, близкие говорящему, непосредственно его касающиеся. При чтении круг вопросов значительно шире, особенно на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку. Для текстов, заимствованных из научно-популярной, политической и художественной литературы страны изучаемого языка характерно, в частности, обращение к темам, отражающим быт и историю данной страны, что ведет за собой ознакомление с фактами, предметами, которых нет в опыте читающего.
Итак, чтение – это речевая
деятельность, направленная на зрительное
восприятие и понимание письменной
речи. Данная речевая деятельность
представляет собой специфический
вид деятельности, не соотносимый
непосредственно с «
1.2 Особенности обучения чтению на старшем этапе школы
Перспективы и состояние
обучения чтению как ведущему виду
коммуникативной деятельности в
средней общеобразовательной
В настоящее время нужны
новые методические решения, направленные
на поддержание определенного
В методической литературе
неоднократно отмечалась необходимость
оптимального соотношения в обучении
таким видам речевой
В самом деле, средняя общеобразовательная школа - это не конечное звено в системе образования. И, следовательно, вопрос о том, на что должна быть ориентирована подготовка выпускников средней школы по иностранному языку в свете школьной реформы, требует однозначного ответа. Вопрос этот не такой простой, как может показаться на первый взгляд, ведь выпускник средней школы имеет возможность продолжить образование, а следовательно, и организованное изучение иностранного языка в довольно разветвленной сети учебных заведений. А именно:
-профессионально-технические училища;
-средние специальные
учебные заведения (училища,
-высшие учебные заведения двух типов:
а) языковой педагогический вуз (факультет), факультет иностранных языков университета;
б) вузы неязыкового профиля, неязыковые специальности педагогических вузов.
Из изложенного со всей очевидностью следует, что школьный курс иностранного языка необходимо ориентировать на его дальнейшее изучение в условиях вузов неязыкового профиля как составляющих самую широкую сеть учебных заведений по подготовке различных специалистов. Ведущей целью обучения иностранным языкам в вузах данного профиля является, как известно, обучение студентов чтению специальной (по профилю вуза) литературы. Овладение умением читать иноязычную литературу по профилю своей специальности в период ускорения научно - технического прогресса является неотъемлемой составной частью подготовки современных специалистов [1, c. 68-69].
Информация о работе Методика обучения чтению на старшем этапе