Обзор основных методов обучения чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово...

Работа содержит 1 файл

гуд.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

Обзор основных методов  обучения чтению

Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства  детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в  голове и пытаясь понять, что это  за слово, потом таким же образом  читать следующее слово...

Да, очень часто у ребенка  много усилий уходит на то, чтобы  прочитать даже одно-единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко  забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть  текст вверх ногами и прочитать его. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом?.. Но ведь ребенок поначалу читает все равно что вверх ногами, он еще не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации.

Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить  ребенка читать бегло и схватывая  смысл. Многие родители хотят, чтобы  их ребенок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит  от интеллекта, - но на самом деле это  не так. Способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности  в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего...

Существует мнение, что  не важно, насколько хорошо ребенок  научился читать к первому классу, - научится позе, с годами трудности  в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успех в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.

Давайте разберемся, какие  на данный момент существуют программы  обучения чтению, и к каким результатам  они приводят.

Фонетический  метод

Фонетический метод - это  система обучения чтению, которая  основана на алфавитном принципе и  центральным компонентом которой  является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает  достаточные знания, он переходит  сначала к слогам, потом к целым  словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

  1. Метод систематической фонетики - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.
  2. Метод внутренней фонетики - это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способу идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрам ниже, чем у метода систематической фонетики.

Лингвистический метод

Лингвистика - наука о  природе и о строении языка; ее наблюдения и выводы используют в  методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом  слов, и этот метод предлагает учить  их читать знакомые слова, особенно те, которые употребляются наиболее часто. Сначала детям предлагается учиться читать на словах, которые  читаются так, как пишутся. Читая  такие слова, ребенок учится определять соответствия меду буквами и звуками.

Метод целых слов

Этот метод заключается  в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и  не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального  распознавания целых слов. Ребенка  не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому  соотношению; ему показывают целые  слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После  того, как ребенок таким образом, выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова.

Этот метод был очень  популярен в 20-е годы XIX века.

Метод "whole-language"

В чем-то напоминает метод  целых слов, но здесь больше полагаются на языковой опыт ребенка. Например, детям  дают книгу с увлекательным сюжетом  и предлагают прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о  смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста  или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того чтобы стимулировать  любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.

Одна из целей подхода "whole-language" - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода - фонетические правила не объясняются. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слова неправильно - его не исправляют. Философский аспект этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка, - естественный процесс и дети способны сами его постичь.

Метод Зайцева

Единицей строения языка  Зайцев определил склад. Склад - эта  пара из согласной с гласной, или  из согласной с твердым или  мягким знаком, или же одна буква. Эти  склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который  они издают. Это помогает детям  почувствовать разницу между  гласными и согласными, звонкими и  мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной  грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Эту методику можно отнести  к фонетическим методам: склад - это  не что иное, как фонема (за исключением  двух складов: "Ъ" и "Ь"). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.

Метод Мура

Основа обучения - интерактивная  среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также устную речь, слушание и письмо под диктовку.

"Поурочные  разработки по обучению грамоте. 1 класс" О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова

 

Содержание:

1.     Авторские методы изучения языков.

2.     Методическая система обучения чтению Майкла Уэста.

3.     М.Уэст и его методика обучения чтению.

 

1. Авторские методы  изучения языков

С тех пор, как люди заговорили на разных языках, общество стало нуждаться  в переводчиках. Толмачи ценились везде. До последнего времени изучение иностранных языков было скорее хобби, чем жестокой реальностью. Знать  иностранный язык - значило быть эстетом, принадлежать к определенному  кругу. Но времена меняются...

Сейчас нас все меньше пугает огромная крепость под названием "Иностранный язык", так как  известно, что строительство любой  крепости начинается с архитектурного плана. И, в данном случае, этим необходимым  планом служит знание современных методик  изучения иностранных языков.

Очевидным остается тот факт, что в конце XXв. в России и других странах произошла "революция" в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению и литературному переводу. Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне.

Сейчас для достижения такого по-прежнему высокого социального  положения тоже требуется немало усердия, упорства и каждодневного  труда. Но поистине "революционно" то, что язык стал в той или  иной форме доступен большинству. Преподавание языка приобрело прикладной характер, в то время как раньше оно было сравнительно отвлеченным и теоретизированным. Еще Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос - качество изложения, пафос - контакт с аудиторией, этос - отношение к окружающим. Это правило справедливо и для оратора, и для актера, и для преподавателя иностранного языка.

Функции педагога в образовательном  процессе значительно изменились. На смену учитель-ментор, учитель-диктатор пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-"умиротворитель" и “руководитель". Хотя личность преподавателя в данном случае отходит на второй план, влияние ее на аудиторию, не уменьшается, а, наоборот, возрастает.

В связи с этим знание истории методики преподавания иностранных  языков поможет начинающему преподавателю  свободнее ориентироваться в  выборе приемов обучения, рационально  их сочетать в своей работе, сознательно и творчески применять рекомендации данного учебного пособия. С этой целью ниже приводится краткий обзор некоторых авторских методов преподавания иностранных языков зарубежными учеными.

Метод Палмера. Английский педагог и методист Гарольд Палмер (Palmer, 1877 – 1950) – автор более 50 теоретических работ, учебников и учебных пособий. Его метод именуется устным методом.

Наибольший интерес в  методе Палмера представляет система упражнений для создания правильных навыков устной речи, которая делится на такие виды:

-                           чисто рецептивная работа (подсознательное понимание, сознательная устная ассимиляция, тренировка в выполнении приказаний, односложные ответы на общие вопросы);

-                           рецептивно-имитативная работа (повторение за учителем звуков, слов и предложений);

-                           условный разговор (вопросы и ответы, приказания и ответы, заканчивание предложений);

-                           естественная беседа.

Метод Уэста. Английский педагог и методист Майкл Уэст (West, 1886) – автор около 100 работ, посвященных обучению чтению, устной речи, а также составлению учебных словарей. Уэст является известным представителем прямого метода. Чтение по методу Уэста является не только целью, но и средством обучения, особенно на начальном этапе: оно позволяет накопить словарь и создать, таким образом, базу для развития навыков чтения и устной речи. Основная заслуга Уэста состоит в том, что он создал серию учебных пособий, представляющих собой тексты, составленные на ранее отобранных лексических единицах с учетом постепенности введения новых слов и повторяемости их.

Метод Блумфилда. Одним из современных вариантов прямого метода является метод Блумфилда. Л.Блумфилд (Bloomfield, 1887 – 1949) – известный американский языковед, оказавший существенное влияние на современное состояние методики преподавания иностранных языков в США и в других странах. Концепция Блумфилда заключается в следующем: обучение иностранному языку преследует практические цели – умение говорить и понимать речь; обучение происходит на устной основе и с устным опережением, путем создания ассоциаций; большое значение придается имитации и заучиванию наизусть; проводится целенаправленная работа по развитию слухового восприятия и слуховой памяти.

Метод Ч.Фриза, Р.Ладо. Американский лингвист-структуралист Чарльз Фриз (Fries, 1887 – 1967) и методист Роберт Ладо (Lado) – авторы теоретических работ и учебников английского языка для иностранцев. Хотя в центре их внимания были вопросы обучения иностранным языкам взрослых, их концепция оказала существенное влияние на школьную методику. Основные принципы метода Фриза – Ладо сводятся к следующем: изучение иностранного языка неразрывно связано с проникновением в культуру его народа, так как они неразделимы. Проникновение в культуру народа имеет не только образовательное, но чисто практическое значение. Независимо от конечной цели основу обучения составляет устная речь. Предварительное устное овладение языком обеспечивает в дальнейшем обучение чтению письму, которые рассматриваются как процесс узнавания и передачи в графическом изображении уже усвоенного устно материала. Так как обучение чтению и письму отлично от обучения устной речи, они не должны смешиваться.

Проанализировав данные методы, можно сделать вывод, что метод  Ч.Фриза, Р.Ладо ограничивается лишь одним аспектом – устной речью; чтение и письмо в нем не разработаны. Метод Л.Блумфилда иллюстрирует возврат к натуральной методике, когда учили с голоса (в данном случае с голоса информанта) и все обучение сводилось к подражанию и к заучиванию наизусть. Метод Палмер также сводится к овладению непосредственно устной речью.

Вышеперечисленные методисты, педагогики и лингвисты являются представителями прямого метода, который возник на базе натурального. Такое наименование он получил потому, что его сторонники стремились слова  иностранного языка и его грамматические формы ассоциировать прямо (непосредственно) с их значением, минуя родной язык учащихся. Прямой метод давал положительные  результаты благодаря рационализации учебного материала, интенсивному учебному процессу, применению наглядных пособий  и активных методов обучения.

 

2. Методическая  система обучения чтению Майкла  Уэста

Английский методист Майкл  Уэст (1886-1973) создал свою методическую систему, которая имела большое  влияние на последующее развитие методики обучения чтению. Свою систему он разработал в 20-30-ые годы XX ст. для массовой школы Бенгалии (Индия) и описал в книжке "Learning to Read а Foreign Language", а также в целой серии градуированных хрестоматий-пособий по чтению на английском языке.

Основным заданием системы  он считает обучение учеников, прежде всего, чтению на иностранном языке, перенося обучение устной речи на последние  два класса, где количество учеников резко сокращается.

Психологическим обоснование  этой системы являются такие положения:

- читать можно учить отдельно от устной речи, во всяком случае, не на его основе;

- чтение является более  легким видом деятельности, чем  речь;

- чтение на любом уровне  развития имеет практическую  ценность, а связанное с этим  ощущение успеха повышает интерес  учеников к иностранному языку;

- чтение является основным  путем приобщения к культуре  народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика  развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется  негативное влияние родного, что  облегчает и убыстряет последующее  развитие устной речи.

Цель обучения иностранных  языков Уэст видит в свободном  чтении про себя с общим охватыванием содержания, в процессе которого чтец не углубляется в детали. Для достижения этой цели непригодны виды работы, принятые в школе: чтение вслух и чтения-слежка, которые приучают ученика к фиксации внимания на каждом слове, которое препятствует развитию навыков свободного, быстрого чтения. На протяжении всего курса обучения используются лишь связные, преимущественно интересные тексты. Каждому из них предшествуют предтекстовые вопросы, на которые ученики должны найти ответы в процессе чтения. Легкий язык текстов в сочетании с заданием на поиск определенной информации, а также захватывающий сюжет создают условия для непосредственного понимания текста и развивают скорость чтения.

Невзирая на то, что Уэст разрабатывает методику обучения чтению, которое не является характерным  для прямистов, его объединяет с представителями этого направления трактовка процессов овладения родным языком и иностранным языком как процессов идентичных: усвоение языкового материала путем его многократного повторения, изучения грамматики путем аналогии и догадки о значении тех или других форм из контекста без любых обобщений и т.п.

Майкл Уэст сделал значительный взнос в методику обучения чтению. Он в первый раз разработал завершенную  систему обучения чтению про себя на иностранном языке. Много его  рекомендаций применяются и в  наши дни в рамках разнообразных  методов для обучения так называемого экстенсивного чтения.

К недостаткам в целом  очень плодотворной системы обучения чтения Уэста, которая пока еще не имеет аналогов в отечественной  и зарубежной методике, можно отнести  ошибочное отождествление зрелого  чтения и чтения с общим пониманием содержания, которое является лишь одним из отдельных проявлений зрелого  чтения. Понимание текста, как и  усвоение всего языкового материала, должно осуществляться по системе Уэста, интуитивно, на основе догадки, без  применения элементов любого анализа, который является недопустимым при  чтении серьезных текстов. Утверждение  Уэста о том, что чтение является легче от говорения, справедливое лишь частично. Рецепция легче постольку, поскольку опознавание по своей  природе является проще, чем воссоздание. Однако вряд ли адекватное понимание  серьезных текстов (не адаптированных, а оригинальных, например, художественных) является более легким, чем разговор на бытовые темы на элементарном уровне.

 

3. М. Уэст и  его методика обучения чтению

Система М.Уэста является промежуточной между прямыми и непрямыми методами обучения иностранным языкам.

М.Уэст - выдающийся методист и его имя связано, прежде всего, с созданием оригинальной системы обучения чтению, которую часто называли Reading Method.

Его педагогическая деятельность проходила в Бенгалии (Индия). Поэтому  на определение целей обучения М.Уэстом в значительной мере повлияли условия обучения и потребности британской администрации. Он полагал, что основной целью обучения для всех школьников является достижение умения читать английские книги и периодику с общим охватом содержания. Лишь наиболее одаренные, будущие руководители в администрации, могут достичь полного владения языком.

Выдвигая в качестве основной цели обучения развитие умений чтения и путь от овладения чтением к  устной речи, он предложил ряд положений, оправдывавший подобный путь.

Во-первых, первичным, по его  мнению, является понимание, а не выражение  мыслей, причем чтение легче, чем понимание  на слух, так как нет необходимости  понимать разные варианты произношения и можно возвращаться к прочитанному при непонимании отдельных предложений.  
Во-вторых, чтение имеет большую практическую значимость, а само умение может совершенствоваться самостоятельно.

В-третьих, при овладении  чтением, обучаемый легче ощущает свои успехи даже на начальном этапе, а на последующих этапах чтение служит источником для развития устной речи. Немаловажно и то, что, ощущая успехи, обучаемый проявляет большой интерес к обучению.

В-четвертых, при обучении чтению не имеет значения наполняемость  классов, ибо любое количество учащихся может работать одновременно.

В-пятых, обучать чтению легче, чем обучать говорению, и в  таком случае нет необходимости  в высокой квалификации преподавателя. Последние пункты особенно были важны  для работы в классах с большой  наполняемостью, а учителя не всегда соответствовали должной квалификации.

М.Уэст уделил также большое внимание отбору языкового материала, признавая дифференцированный подход к отбору продуктивного и рецептивного минимумов. Это отчетливо видно при определении единицы отбора лексики. Дня продуктивного владения в качестве единицы им определялось слово в одном значении. При отборе рецептивного словаря единицей отбора М.Уэст считал значения корня с «полем выводимости», т.е. возможность понять однокоренные слова с разными значениями или оттенками значений, если их можно понять на основе знания корня и словообразовательных элементов. Для отбора словаря им были предложены определенные принципы. Всего М.Уэст предлагал для обучения чтению 3500 слов, а для продуктивного пользования 1200 слов.

Значительно меньшее внимание М.Уэст уделял отбору грамматического материала для чтения. За единицу отбора считалось то явление, которое представляет трудность для понимания. Что же касается грамматического минимума для активного использования, то М.Уэст ограничивался замечанием о его минимальном объеме.

М.Уэст разработал особенно тщательно методику обучения чтению, рассматривая его не только как цель, но и как средство обучения. Признавая, что обучение иностранному языку тождественно овладению родным, он полагал, что чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, по его мнению, независимо от цели обучения, начинать обучение надо с чтения.

М.Уэст разработал требования к текстам учебника. Он считал необходимым, чтобы тексты были увлекательными, соответствующими возрасту учащихся. Интересно, что М.Уэст рекомендовал избегать в текстах сведений об особенностях жизни в стране изучаемого языка, т.к. это учащимся незнакомо, а, следовательно, и неинтересно.

Впервые в методике М.Уэст признал возможность адаптации текстов путем сокращения или упрощения языка оригинала.

Важным требованием являлось выполнение предтекстового задания, от которого зависит степень понимания содержания.

М.Уэст различал два вида чтения: наблюдательное и поисковое, или скользящее беглое. Суть первого состоит в том, что читающий фиксирует свое внимание на каждом или почти каждом слове. Второй вид чтения это чтение с большим охватом содержания, когда читающий ищет информацию. Вот этот вид чтения, по мнению М.Уэста, и есть основная цель обучения.

Важно отметить, что М.Уэст первым определил объем незнакомой лексики в текстах хрестоматий: одно слово на 50-60 подряд идущих слов текста. По его мнению, в этом случае незнакомые слова не будут мешать процессу чтения.

Безусловной заслугой М.Уэста является то, что он создал законченную систему пособий, которая может служить образцом. Он четко определил виды чтения, обосновал требования к текстам, Но, пожалуй, самая большая теоретическая значимость метода М. Уэста в том, что он впервые рассмотрел текст как материал для чтения и понимания содержания. Все это, безусловно, обогатило мировую методику.

Метод "прочти - скажи" при обучении иностранному языку (Майкл  Уэст).

Речь - это форма поведения: кто-то всегда говорит, обращаясь к  кому-то. И очень важно, чтобы учитель  приучил свой класс соблюдать  правило: никогда не говорить, уткнувшись в книгу. Ты говоришь не книге, а кому-то. Ученик должен всегда говорить, обращаясь  либо к другому ученику, либо к  учителю, либо к какому-то воображаемому  лицу, а не к книге или углу комнаты. Он должен прочитать про  себя несколько слов и затем повторить  их, не глядя в текст и обращаясь  к кому-либо (или как будто обращаясь к кому-либо).

Этот вид работы вдвойне  полезен. Во-первых, когда учащийся говорит, он говорит естественно, пользуясь  языком как средством общения  или как если бы это было его  речевой реакцией в какой-то определенной ситуации. Во-вторых, ему приходится удерживать в уме слова целого словосочетания (фразы) или даже целого предложения. Образуется связь не от книги к речевому аппарату, а от книги к мозгу, а затем уже  к воспроизведению речи. Запоминание, таким образом, составляет половину учебного процесса.

Из всех приемов изучения языка прием "прочти и скажи" является, по нашему мнению, самым ценным. С помощью одного только этого  приема можно выучить язык, нося в кармане книгу. Для этого  читайте из нее небольшие отрывки  текста, затем, оторвав взгляд от книги, повторяйте их вслух, как будто обращаясь  к кому-либо. Постепенно вы сможете  запоминать все большие и большие  отрывки: сначала строчку, затем  две или три, и вы произносите  их как бы сами, а не воспроизводите из книги. Если ваши собственные выражения  отличаются от использованных в книге - тем лучше. Более того, по мере продвижения  вперед вы все чаще и чаще и уже  намеренно будете перефразировать  прочитанное, пока в конечном итоге  не начнете заимствовать из книги  только идеи и передавать их своим  собственным языком.

Одним из наиболее ценных приемов, не имеющих широкого распространения в отечественной практике, мы считаем прием английского ученого – педагога "прочти и скажи" (Read and Look Up). Всем учителям знаком неестественный голос, которым ученик часто отвечает в классе, когда его вызывают читать или декламировать. Ученик лишь "озвучивает" слова, а не говорит на языке. Но речь – это форма поведения, кто-то всегда говорит кому-то. И очень важно, чтобы учитель приучил свой класс соблюдать правило: никогда не говори, уткнувшись в книгу; ты говоришь не книге, а кому-то.

Ученик должен всегда говорить, обращаясь к какому-то воображаемому  лицу. Он должен прочитать про себя несколько слов и затем повторить  их, не глядя в текст и обращаясь  к кому-либо или как будто обращаясь к кому-либо. Этот вид работы полезен, так как когда учащийся говорит, он говорит естественно, пользуясь языком как средством общения или как если бы это было его речевой реакцией в определенной речевой ситуации. Кроме того, ученику приходится удерживать в памяти слова целого словосочетания (фразы) или даже целого предложения. Образуется связь не от книги ко рту, а от книги к мозгу, а затем уже ко рту. Запоминание таким способом составляет половину учебного процесса.

Сам Майкл Уэст полагал, что  с помощью одного только этого  приема можно выучить язык, нося в кармане книгу. Для этого  нужно читать из книги небольшие  отрывки текста, затем, оторвав взгляд от книги, повторять их вслух, как  будто обращаясь к кому-то. "Если ваши собственные выражения отличаются от использованных в книге – тем  лучше. Более того, по мере продвижения  вперед вы все чаще и уже намеренно  будете перефразировать прочитанное, пока в конечном итоге не начнете  заимствовать из книги только идеи и передавать их своим собственным  языком". В словах ученого –  педагога, несомненно, есть доля истины.

Но на наш взгляд, для  достижения наибольшей эффективности  в обучении иностранному языку следует  сочетать данный прием с другими  приемами обучения. И, кроме того, обязательным условием эффективности обучения является владение учащимися определенным объемом  знаний о языке как системе. М.Уэст предлагает следующую методику ознакомления учеников с приемом "прочти и скажи". Книгу ученикам следует держать высоко, на уровне груди и немного влево. Учитель говорит: "Read!" ученики читают предложение про себя. После этого учитель произносит: "Speak", и они, повернув книгу к груди и глядя на учителя, произносят слова, двигая губами, и так далее : "Читайте… Говорите… Читайте… Говорите…"

Затем учитель вызывает какого-либо ученика к доске и предлагает ему прочесть отрывок классу. Время  от времени учитель прерывает  его, говоря: "Who did you say that to?", стремясь добиться, чтобы каждая фраза была адресована каком-либо одному ученику, а не безымянно всему классу в целом.

Наиболее эффективная  форма индивидуальной работы вслух  – работа парами с использованием приема "прочти и скажи", хотя ее достаточно сложно осуществлять в переполненном  классе. Все ученики в этом случае делятся на пары, а подстановочные упражнения даются в форме вопросов и ответов. Вместо предложений The teacher went on teaching; The soldier went on fighting и т.д. и т.п. упражнение включает: What did the teacher go on doing?; Who went on teaching? и т.д. Один ученик, держа перед собой открытую книгу, задает вопросы, пользуясь приемом "прочти и скажи", а другой отвечает без книги. Затем учитель предлагает им поменяться ролями: "Change over", и тогда первый ученик отвечает, а второй задает вопросы. В это время учитель ходит по классу между рядами и слушает, правильно ли ученики выполняют упражнение.

Для учителей, не имеющих  достаточной квалификации, М.Уэст дает дополнительные рекомендации. При этом он также исходит из того, что работа в классе должна проходить при самом минимальном вмешательстве со стороны учителя. Даже распоряжения часто отдаются педагогом молча. Например, вместо слов: "Pens!… Pens down!" учитель может просто поднять свою ручку или положить ее. Для того, чтобы восстановить тишину в классе, он поднимает руку или слегка постукивает по столу. Говорит он только тогда, когда объясняет новый материал, показывает, как нужно произносить слово, или исправляет ошибку. Вместо того, например, чтобы самому задавать все вопросы по подстановочным таблицам, он может задать один-два вопроса, а затем использовать только ключевые слова.

Учитель: "What did the teacher do?" Ученик: "The teacher went on teaching". Затем учитель указывает на следующих двух учеников и говорит: "You – You; Soldier".

После чего первый из них  задает вопрос: "What did the soldier do?" а второй отвечает: "The soldier went fighting". Обычно учащиеся совершенно недостаточно тренируются в постановке вопросов, а в английском языке вопросительная форма представляет особые трудности. Несомненно, давая такие рекомендации, следует особо отметить, что недостаток устной речи на уроке в современных условиях возможно компенсировать посредством активного использования аудио- и видеосредств обучения, тем самым позволяя учащимся приобщиться к устной разговорной речи носителей языка.

В заключение хотелось бы отметить, что отличных успехов при обучении английскому языку как иностранному в трудных условиях М.Уэст добился не только благодаря использованию определенных приемов обучения. Решающую роль, на наш взгляд, сыграло его умение выстраивать уроки с помощью "циклов работы", которые он разработал для обучения каждому виду речевой деятельности. Цикл работы – это некий алгоритм выполнения того или иного задания.

Примером цикла может  служить прием "Прочти и скажи". Занятие может состоять из различных  циклов, набор которых меняется из урока в урок в зависимости  от его целей. Но вот сами циклы  должны быть однообразными по форме. Учитель должен строго придерживаться раз выбранного им построения урока, не менять его, чтобы класс знал, что его ожидает. Одним из главных  достоинств неизменного построения "цикла работы" является то, что  ученики знают его цель и что  последует дальше, и поэтому учебный  процесс протекает при минимуме указаний со стороны учителя.

 

Список использованной литературы:

1.                 Миролюбов А.А.  Майкл Уэст и его методика обучения чтению, Иностранные языки в школе, 2003, №2.- с. 46-47, 54.

2.                 Метод "прочти - скажи" при обучении иностранному языку (Майкл Уэст) http://www.booksite.ru/fulltext/teh/nika/fast/rea/ding/9.htm

3.                 М. Уэст и его методика обучения чтению, http://www.efl.ru/forum/threads/12972/


 

 

 

Чтение – мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации.

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как  самостоятельный вид речевой  деятельности  занимает ведущие место по своей важности и доступности.

Оно выполняет следующие  функции:

  1. прививает навыки самостоятельной работы.
  2. Текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования.
  3. Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).
  4. Расширение кругозора.
  5. Прививает любовь к книге.

Для достижения поставленных целей необходимо приобщать к  чтению художественной, публицистической, научной и специальной литературы на иностранном языке.

Предметом чтения является чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию при зрительном восприятии текста.

Продуктом – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат – воздействие на читающего и его собственное речевое или неречевое поведение.

Единица этого вида речевой деятельности – смысловое решение, принятое на основе переработки извлекаемой информации и ее присвоения.

В основу обучения чтению положены следующие принципы, выделенные С.К.Фоломкиной:

  1. обучение чтению – это обучение речевой деятельности, т.е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;
  2. обучение чтению должно строится как познавательный процесс;
  3. обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся;
  4. обучение чтению предполагает опору на овладение структурой языка.

 

   Как и всякая человеческая  деятельность, чтение имеет трехфазовую структуру.  
А именно:

1. Мотивационно-побудительная  фаза этой деятельности, т.е. зарождение  потребности, желания, заинтересованности  в ее осуществлении. Она приводится  в действие специальной коммуникативной  задачей, создающей установку  на чтение. Ориентирует  на извлечение всей или основной, определенной информации. Это определяет замысел и стратегию чтения.

2. Аналитико-синтетическая часть чтения протекает либо только во внутреннем плане (понимание при чтении про себя),  либо во внутреннем и внешнем плане (понимание при чтении вслух) и включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала и его узнавание к его осознанию и принятию смыслового решения, т. е. к пониманию смысла. Следовательно, при чтении аналитико-синтетическая часть включает в себя исполнительную.

3. Контроль и самоконтроль  составляют третью фазу чтения  как вида речевой деятельности, обеспечивающую вынесение понимания  во внешний план. Это может  осуществляться с помощью других  видов речевой деятельности –  говорение и письма. А также  невербально, например, с помощью сигнализации или поступочной реакции.

Все сказанное выше позволяет  уточнить характеристику чтения как  сложного вида речевой деятельности. Имеющей внутренний и внешний  план, протекающий в двух формах (вслух и про себя), осуществляющейся в тесном взаимодействии с другими  видами речевой деятельности.

Основной учебно-методической единицей обучения чтению является текст. Прежде всего, текст – это коммуникативная единица, отражающая определенную прагматическую установку его создателя.

Как единице тексту, помимо воспроизводимости в разных условиях, свойственна целостность, социальная обусловленность, смысловая законченность, проявляющаяся в структурно-смысловой организации речевого произведения, интеграция частей которого обеспечивается семантико-тематическими связями, а также формально-грамматическими и лексическими средствами.

В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.  

 Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в тест для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержание аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные  средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.

Информация о работе Обзор основных методов обучения чтению