Контроль обучения чтению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявление эффективных методов, средств, способов оценивания при обучении чтению на уроках английского языка в средней школе
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
2) выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования и совершенствования навыков и умений чтения

Содержание

Введение 2
Глава I: Организация обучения чтению на уроках английского языка в средней школе 5
1.1. Теоретические основы обучения чтению ..5
1.2. Организация процесса обучения чтению ….15
1.3. Психологические особенности учащихся среднего школьного возраста.22
Глава II: Современные формы, методы и способы оценивания в реализации контроля при обучении чтению учащихся 7 классов………..25
2.1 Функции, виды и формы контроля…………………………………………..25
2.2 Тест как специфическая форма контроля…………………………………...30
2.3 Положительные и отрицательные стороны теста…………………………..32
Глава III: Практическая апробация комплексов упражнений по обучению чтения ..44
3.1. Анализ УМК «Новый курс английского языка для российских школ»для 7-х классов 44
3.2. Анализ педагогической практики 48
3.3. Методические рекоммендации учителю по применению контроля в обучении чтению на уроках английского языка 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа содержит 1 файл

Kontrol` obucheniya chteniyu.doc

— 665.50 Кб (Скачать)

При работе с  любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый [6.c.188].

Послетекстовый  этап будет присутствовать лишь в  том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной и письменной речи, умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим  подробнее цели и задачи каждого  из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап антиципации)

Цели:

  • Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения;
  • Создать необходимый уровень мотивации у учащихся. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения  и задания

  1. Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить:
  • Тематику текста;
  • Перечень поднимаемых в нем проблем;
  • Ключевые слова и выражения и т.д.
  1. Использование ассоциаций, связанных с именем автора (Ж. Верн, Р.Л. Стивенсон, А. Кристи и т.д.)
  • К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
  • Кто, по вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и т.д.)?
  • Где и в какое время может происходить действие? И т.д.
  • Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
  • Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику проблемного текста на основе языковой догадки. Задача учащихся – определить основную идею текста.
  • Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.
  • Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
  • Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста

Текстовый этап

Цели:

  • Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
  • Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения  и задания

  • Найти/выбрать/ прочесть/соединить/вставить:

- ответы на  предложенные вопросы;

-подтверждение  правильности/ложности утверждений;

-подходящий  заголовок к каждому из абзацев;

-подходящее  по смыслу предложение, пропущенное  в тексте;

-предложения  со следующими словами/грамматическими явлениями/идиоматическими выражениями и т.д.;

-глаголы/прилагательные/эпитеты/другие  тропы, используемые автором при  описании кого-либо или чего-либо;

-описание внешности/места  события/отношения кого-либо к  чему-либо и т.д.

  • Догадаться:

-о значении  слова или слов по контексту;

-какой из  предложенных переводов/какая дефиниция  слова наиболее точно отражает  его значение в данном контексте;

-как будут  развиваться события во второй главе/следующей части текста.

Послетекстовый  этап

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой /речевой/содержательной опоры для  развития умений в устной и письменной речи.

     Упражнения  и задания для контроля понимания прочитанного:

  • Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  • Доказать, что…
  • Охарактеризовать…
  • Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
  • Сказать, с какими из данных выражений был бы не согласен автор.
  • Составить план текста, выделив основные мысли.
  • Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, журналиста и т.д.)
  • Кратко изложить содержание текста.
  • Придумать, что могло бы случиться, если бы.… Придумать конец текста.
  • Придумать новое название.
  • Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д. [17; c. 34]

Итак, организовывая  работу с чтением  важно понимать, какому виду чтения мы обучаем, тщательно осуществлять подбор текстов и в соответствии с определённым видом чтения организовывать работу на уроке, следить за пониманием учащихся при выполнении работы с текстом на каждом этапе, а также проводить контроль понимания прочитанного.

1.3 Психологические особенности среднего школьного возраста

Говоря о  психологических особенностях школьника 12— 13 лет, можно сказать, что учащиеся пребывают в возрасте перехода от детства к взрослости – периоде второго рождения человека. Психологи считают, что если в данный период развития школьник находится в ситуации вынужденной деятельности, работает в тех областях, которые в силу каких-либо обстоятельств не способствуют росту познавательной активности, то ребенок становится пассивным, возрастает опасность стресса, когда в его организме и личности все напрягается, сопротивляясь восприятию неинтересного материала. Мотивация к учению несколько снижается. Человеческая деятельность разнообразна, следовательно, разнообразны и интересы людей. Поэтому в ходе учебного процесса приходится решать ряд проблем, обусловленных необходимостью адаптировать учебник, а также использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся, формируя устойчивую мотивацию. «Чувство взрослости» в данном возрасте [11; c.382] появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом — уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Поэтому, опираясь на психологические особенности  учащихся, важно сказать, что к процессу обучения чтению нужно подходить серьёзно. Обучение чтению нужно организовывать таким образом, чтобы возрастала роль чтения на английском языке как средства развития личности, способствовало социализации и выступало источником информации. Содержание текстов должно отражать психологические особенности возраста и удовлетворять информационно интересам учащихся. 

 

Выводы по первой главе

В данной части нашего исследования мы рассмотрели основы чтения, а именно: чтение как вид речевой деятельности и средство обучения, цели, виды, механизмы чтения. Также мы рассмотрели процесс обучения чтению, который включает в себя факторы, влияющие на успешное восприятие иноязычной речи, подготовку текста для чтения и систему работы с текстом. А также, рассмотрели психологические особенности среднего школьного возраста. Как вид речевой деятельности чтение играет большую роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей. Чтение является рецептивным, реактивным и по форме протекания внутренним видом речевой деятельности, опирающимся на зрительное восприятие речи. Суть чтения как вида коммуникативной деятельности заключается в извлечении информации, заключенной в тексте, в необходимом объеме. Основной целью обучения чтению в средней школе является овладение учащимися чтением про себя с непосредственным пониманием читаемого. Чтение вслух используется в учебном процессе как вспомогательное средство обучения и методический прием. Механизмы чтения осуществляется на усвоенном в устной форме языковом материале поэтапно: вначале осваивается чтение слов, затем - чтение структур с их постепенным расширением, после этого - сочетание структур разных типов и, наконец, чтение небольших текстов с постепенным увеличением их объема и усложнением содержания. Чтение разного типа, применяемое в учебном процессе при обучении английскому языку, дает богатый материал для проведения идейно-воспитательной работы с учащимися. Учитель должен воспользоваться этим эффективным средством повышения образовательного уровня учащихся и воспитательного воздействия на их личность, также учителю необходимо всегда помнить о том, что учащиеся изучают английский как второй иностранный язык, предупреждать возможное влияние языковой интерференции.

 

Глава 2. Современные формы, методы и способы оценивания в реализации контроля при обучении чтению учащихся 7 классов.

2.1 Функции, виды  и формы контроля

Контроль знаний и умений учащихся является одним  из наиболее важных компонентов урока  иностранного языка. Он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные методы более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического овладения языком.

Отечественные методисты, такие как М.Е. Брейгина, С.Ф. Булычева, С.Б. Мирошник, Ф.М. Рабинович и др. выделяют следующие функции контроля:

  • Собственно – контролирующая (проверочная),
  • Оценочная,
  • Обучающая,
  • Управляющая (управленческая) и, в частности, корректирующая,
  • Диагностирующая (диагностическая),
  • Обобщающая,
  • Развивающая,
  • Воспитывающая,
  • Дисциплинирующая.

В обучении иностранному языку к контролю предъявляется  ряд требований:

  • Соответствие условиям обучения,
  • Соответствие современным лингводидактическим принципам, целенаправленность, систематичность,
  • Соответствие определенным качественным характеристикам, таким как объективность, репрезентативность, адекватность, надёжность, экономичность, простота выявления и оценки результатов.

Различные объекты  контроля и организационно-временные  факторы определяют разные виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый. [18;c.124-134]

Предварительный контроль предназначен для того, чтобы учитель ознакомился с исходным уровнем знаний учеников, их возможными «пробелами» в конкретных знаниях, и строил процесс обучения на основе полученных данных. Объектом контроля  является уровень сформированности речевых умений. Формы контроля – тест, собеседование.

Текущий контроль помогает выявить отклонения от запланированной программы действий в ходе учебного процесса и принять оперативные решения по коррекции программы освоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. При текущем контроле проявляются практически все функции контроля в обучении иностранному языку: проверочная, оценочная, стимулирующая, дисциплинирующая и другие. Формы контроля – обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Промежуточный контроль – в отличие от итогового  контроля проверке могут подлежать  не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них.  Проверка носит фронтальный характер, а не индивидуальный характер. Формы контроля – тесты.

       Итоговый контроль предназначен для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый      уровень обученности, определить степень сформированности фонетических, лексических, грамматических навыков и умений по завершении определённого этапа обучения. Доминирует оценочная функция. Обычно осуществляется в форме письменных контрольных работ, устных зачётов, экзаменов (письменных и устных) с использованием различных приёмов проверки и оценки сформированности умений.

В отечественной  дидактической и методической литературе принято различать следующие  организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой  и парный. Каждая из этих данных форм может осуществляться устно и письменно. Выбор той или иной формы контроля зависит от проверяемого речевого умения и вида контроля.

Индивидуальный  – наиболее объективный, т.к. он даёт информацию о каждом учащемся, его  достижениях и недостатках. Такой вид контроля лучше всего использовать в ходе итогового контроля и предварительного. Он может использоваться при проверке всех видов речевой деятельности, а также при определении уровня сформированности языковых навыков.

Фронтальный контроль подходит для проведения текущего контроля, т.к. проверкой охватывается большое количество учащихся при относительно меньших затратах учебного времени; обеспечивает активность всех учащихся. Данный вид контроля подходит для проверки письменной речи и рецептивных речевых умений.

Групповой контроль. Разновидность – парная форма. При  подобной организации контроля задания  получают все учащиеся, беседа между  ними управляется учителем, который  заблаговременно составляет для  них подробный сценарий. Парная форма  подходит более всего текущему или завершающему контролю. Наиболее эффективна организация ролевой дискуссии.

Также могут  быть выделены открытая и скрытая  форма контроля. Открытый контроль опирается на произвольную форму  внимания. Установка на контроль мобилизует не только внимание и память, но и эмоции и волю учащихся.

Скрытый контроль проводится на основе непроизвольного  внимания, т.к. деятельность учащихся направлена на учение. Скрытый контроль присутствует во всех играх, проводимых на уроке  и во внеклассной работе.

Контроль включает в себя использование разнообразных приёмов, как количественных, так и качественных. Контроль может проводиться в форме опроса (фронтального, индивидуального, комбинированного, взаимного), наблюдений, собеседования, контрольной работы, оценочных суждений, экзаменов и тестирования. [15; c.369]

Информация о работе Контроль обучения чтению