Управление дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно: учета задолженности на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью задолженности; разработки адекватной состоянию дел фирмы финансовой политики и внедрения в практику современных методов управления задолженностью; контроля за текущим состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. [1]
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью, как основы обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Объектом исследования являются методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......2
1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
в структуре оборотных средств предприятия………………………….. 4
2. Управление дебиторской и кредиторской
задолженностью…………………………………………………………….7
2.1. Управление дебиторской задолженностью……………………………….7
2.2. Управление кредиторской задолженностью……………………………...13
2.3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на
финансовую устойчивость предприятия……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………... 28
3. Расчетная часть (вариант 3)………………………………………………….30
4. Библиография………………………….………………………………………49

Работа содержит 1 файл

теория.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

  Введение……………………………………………………………………......2                                                                                                                                                                                                      

1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности     

    в структуре оборотных  средств предприятия………………………….. 4                                  

2.  Управление дебиторской и кредиторской

     задолженностью…………………………………………………………….7

2.1. Управление дебиторской задолженностью……………………………….7

2.2. Управление кредиторской задолженностью……………………………...13

2.3.  Влияние дебиторской  и  кредиторской задолженности на

    финансовую  устойчивость  предприятия……………………………………22                                                                                                                

  Заключение…………………………………………………………………...  28                                                                                          

3. Расчетная часть (вариант 3)………………………………………………….30                                                              

4. Библиография………………………….………………………………………49                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Стабильность  экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

    В зависимости от места возникновения все эти факторы можно разделить на внутренние и внешние.

      Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимают дебиторская и кредиторская задолженности.

     Вопросы эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента. Проблема низкой ликвидности дебиторской и кредиторской задолженности - ключевая проблема почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской и кредиторской задолженности.

     В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно: учета задолженности  на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью задолженности; разработки адекватной состоянию дел фирмы финансовой политики и внедрения в практику современных методов управления задолженностью; контроля за текущим состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. [1]

     Целью настоящей работы является комплексное  исследование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью, как основы обеспечения финансовой устойчивости  предприятия.

     Объектом  исследования являются методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия

 

     В наиболее общем виде структура оборотных  средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

     Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

     Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, это совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности – векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.[2]

     В бухгалтерском балансе дебиторская  задолженность отражена во втором его разделе «Оборотные активы». Здесь она подразделяется на дебиторскую задолженность платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты и дебиторскую задолженность платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

     Практически у любого предприятия в ходе хозяйственной  деятельности возникает потребность в привлеченных средствах. Такие средства оформляются как кредит и отражаются в финансовой документации предприятия как кредиторская задолженность.

         Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила(задолженность перед поставщиками и подрядчиками). В состав кредиторской задолженности также включается задолженность перед персоналом организации ( например, своему трудовому коллективу по оплате труда), задолженность перед государственными внебюджетными фондами( например, перед органами социального и медицинского страхования ), задолженность по налогам и сборам, ( например, вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи), банковские ссуды и прочие кредиторы.[2]

         В условиях рыночной экономики  основным источником ссуд являются  коммерческие банки. Как правило,  банки требуют документального  подтверждения обеспеченности запрашиваемых  кредитов товарно-материальными  ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

В бухгалтерском  балансе кредиторская задолженность  относится к его пятому разделу «Краткосрочные обязательства».

 

2.  управление дебиторской и кредиторской задолженностью

2.1. Управление дебиторской  задолженностью. 

     Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

     К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

     Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени – на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки – между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и перепродажу права на взыскание долгов.

     При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При  такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на "А" могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на "Б", счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

     Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, необходимо составлять счета на крупные суммы немедленно. [3]

     Когда бизнес развивается пассивно, могут  применяться сезонные датирования  выставления счетов: предприятием предлагает продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

      Можно продавать товары в кредит. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный(коммерческий) кредит и потребительский.

    Товарный  кредит – это форма оптовой реализации продукции ее продавцом на условия отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов.Предоставляется обычно на срок 1-6 мес.

    Потребительский кредит – форма розничной реализации товаров покупателям с отсрочкой платежа.(от 6 мес. до 2лет)

    Расчет  необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в ДЗ по обоим видам  кредитов проидводится по формуле:

ОКдз = планируемый V реализации продукции в кредит*коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью*(средний период предоставления кредита покупателям, в днях+средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях)/360.[4]

     Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 % коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженности