Управление дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

В основе квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью лежит принятие финансовых решений относительно: учета задолженности на каждую отчетную дату; диагностического анализа состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью задолженности; разработки адекватной состоянию дел фирмы финансовой политики и внедрения в практику современных методов управления задолженностью; контроля за текущим состоянием дебиторской и кредиторской задолженности. [1]
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью, как основы обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Объектом исследования являются методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......2
1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
в структуре оборотных средств предприятия………………………….. 4
2. Управление дебиторской и кредиторской
задолженностью…………………………………………………………….7
2.1. Управление дебиторской задолженностью……………………………….7
2.2. Управление кредиторской задолженностью……………………………...13
2.3. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на
финансовую устойчивость предприятия……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………... 28
3. Расчетная часть (вариант 3)………………………………………………….30
4. Библиография………………………….………………………………………49

Работа содержит 1 файл

теория.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности  по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления  счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

     Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать  ли такую защиту, необходимо оценить  ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

     Можно перепродать права на взыскание  дебиторской задолженности, если это  приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

     При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия и текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

 Система кредитных условий формируется на основе следующих элементов:

- Срок предоставления кредита( кредитный период)

- Размер предоставляемого кредита(кредитный лимит)

- Стоимость предоставления кредита( система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию).

- Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

    Критерием оптимальности разработанной кредитной  политики выступает следующее условие:

    Дополнительная  операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит>= дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей ДЗ+ размер потерь капитала, инвестированного в текущую ДЗ, из-за неплатежеспособности покупателей.

     В целом управление дебиторской задолженностью включает: анализ дебиторов; анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; оценку и реализацию факторинга.

     Анализ  дебиторов предполагает прежде всего  анализ их платежеспособности с целью  выработки индивидуальных условий  представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот – о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

     Анализ  дебиторской задолженности и  оценка ее реальной стоимости заключается  в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам.

     Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду  оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью. [5]

    Начальным этапом управления дебиторской задолженностью является анализ величин в предшествующем периоде, проводимый в следующей последовательности.

    1. Определение чистой реализованной  стоимости дебиторской задолженности.(ЧРСдз)

ЧРСдз = Сумма текущей ДЗ за товары и услуги – резерв сомнительных долгов.

    Величина  резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных дебиторов(прямой метод) или на основе соответствующей классификации  дебиторской задолженности этого  вида по срокам ее не погашения с  установлением коэффициента сомнительности ее по каждой группе.(косвенный метод).Величина резерва сомнительных долгов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

    2.Анализ  оборачиваемости дебиторской задолженности.

    а)ОДЗ = В то реализации/ ср.ДЗ

Этот  показатель характеризует кратность  превышения В от реализации над средней  ДЗ.

    б)Период погашения дебиторской задолженности.

ППДЗ = длительность анализируемого периода/оборачиваемостьДЗ

Показатель  характеризует сложившийся за период срок расчетов покупателей.

    в) Доля дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов.

ДДЗв о.а. = ДЗ/оборачиваемостьДЗ*100

Показатель  характеризует структуру оборотных активов.

    г) Доля сомнительной дебиторской задолженности.

ДСДЗ = сомнительная ДЗ/ДЖ*100

    3. Оценка уровня дебиторской задолженности  и его динамики в предшествующем  периоде на основе следующих  показателей:

    а) коэффициент отвлечения оборотных средств в текущую дебиторскую задолженность за работы,услуги(КОАдз) =(Сумма текущей ДЗ покупателей оформленная векселями + сумма резерва сомнительных долгов+ЧРСдз)/ общая сумма оборотных активов предприятия.

    б)коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности(КВИдз) = (сумма текущей ДЗ покупателей, формленная векселями + ЧРСдз )/ (сумма резерва сомнит. зд-ти+ЧРСдз+сумма текущей ДЗ, оформленная векселями).

    3.Оценка  состава ДЗ по отдельным «возрастным  группам»,т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

    4. Определение суммы эффекта (Эдз),полученного  от инвестирования средств в  ДЗ по формуле:

Эдз = дополнительная прибыль предприятия,  полученная от увеличения V реализации продукции за счет предоставления кредита(Пдз)- текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга(ТЗдз)- сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателей(ФПдз).

    Может быть определен и относительный  показатель – коэффициент эффективности  инвестирования средств в текущую ДЗ(КЭдз) = эффект от инвестирования в текущую задолженность/средний остаток текущей ДЗ.[4]

2.2. Управление кредиторской  задолженностью. 

     Для того, чтобы эффективно управлять  долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые.

     Вторым  шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.

     На  третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами. [6]

     Стратегический  подход

     Для того, чтобы отношения с кредиторами  максимально соответствовали целям  обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

     Первый  основополагающий вопрос, который в  связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

     Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно.

     С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам.

     С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

     Следовательно, менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач:

  • максимизации прибыли компании,
  • минимизации издержек,
  • достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство),
  • утверждения конкурентоспособности,

     которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

     Тактические особенности

     Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:

     1) средства инвесторов (расширение  уставного фонда, совместный бизнес);

     2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);

     3) товарный кредит (отсрочка оплаты  поставщикам);

     4) использование собственного "экономического  превосходства".

     Средства  инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе изначально собственный капитал может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженности