Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Дебиторская задолженность относится к основным видам долговых обязательств. В финансовом учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала предприятия. Для целей исследования рассмотрим более подробно термин обязательства в аспекте его роли в системе управления и развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.docx

— 150.63 Кб (Скачать)

       1 Основные теоретические  аспекты управления  дебиторской и  кредиторской задолженностью  на предприятиях  в современных  условиях

       1.1 Дебиторская задолженность:  сущность, виды, политика управления

 

     Дебиторская задолженность относится к основным видам долговых обязательств. В финансовом учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала предприятия. Для целей исследования рассмотрим более подробно термин обязательства в аспекте его роли в системе управления и развития предприятия.

     Согласно  ГК РФ, термин "обязательства" в  первоначальном значении – это отношения, в силу которых одна сторона обязана  совершить в пользу другой стороны  определенные действия [1].

     Для начала исследования дебиторской задолженности рассмотрим термины, которые дают в своих работах различные авторы.

     И. Бланк дает следующее определение: дебиторская задолженность –  задолженность физических и юридических  лиц определенных сумм денежных средств  и их эквивалентов предприятию, которое  возникает в ходе нормального  операционного цикла.

     По  мнению В.В.Ковалева, дебиторская задолженность  представляет собой иммобилизацию  собственных оборотных средств [13, c.133]. Известны различные трактовки термина «иммобилизация». В данном случае иммобилизация имеет негативный оттенок и понимается как отвлечение денежных средств из активного оборота, т.е. их «омертвление», хотя в основном и оправданное, в материальных активах и расчетах. Лингвистический смысл термина таков – «омертвленные» средства не являются мобильными, т.е. их нельзя использовать произвольно в случае острой необходимости и они не приносят регулярного дохода.

     По  определению Ивашкевича В.Б. и Семёновой  М.М., дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами [9, с.7].

     Таким образом, рассмотренные определения  схожи и определяют основную суть дебиторской задолженности –  отвлечение денежных средств из оборота  предприятия.

     Другие  авторы понимают значение дебиторской  задолженности иначе. Например, Карелин  В.С. отмечает, что дебиторская задолженность  с юридических позиций – это  капитал организации-кредитора, но не всегда ее собственный. Только тогда, когда в процессе экономического оборота находившиеся у организаций-должников  средства возвращаются во владение организации-кредитора, они включаются в текущие активы последней [10, c.184].

     Отвлечение  денежных средств из оборота предприятия  является отрицательной стороной наличия  дебиторской задолженности, но можно отметить и положительные стороны (для предприятия, получающего отсрочку платежа) возникновения дебиторской задолженности.

     Дебиторская задолженность - это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда  организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в  его автоматизме, простоте и оперативности  получения. Преимущества для продавца также очевидны – при отсутствии возможности получить товар в  кредит, возможно сделка не состоялась бы.

     Однако  предоставлять отсрочку от уплаты следует  только в тех случаях, когда предприятие  знает своего клиента и может  оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит, не слишком велика. Организация, получающая товары, работы, услуги в кредит является дебитором.

     Таким образом, в широком смысле дебиторская  задолженность охватывает все расчеты  предприятий-поставщиков с предприятиями-покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности.

     Парушина Н.В. определяет дебиторскую задолженность в узком смысле – это то, что контрагенты должны данной организации [20, c.36].

     Согласно  положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н), дебитором является юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию [3, c.157]. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары, рабочий или служащий, получающий аванс на командировку или на другие расходы, и многие другие должники.

     Дебиторская задолженность предприятия-кредитора  относится к его долгосрочным или текущим (краткосрочным) активам, поскольку представляет собой ту часть имущества предприятия, которая  принадлежит ему по праву, но находится  у других лиц. Со временем она должна быть компенсирована, т.е. оплачена предприятию  денежными средствами или поставкой  товаров на бартерной основе.

     На  уровень дебиторской задолженности  влияют следующие основные факторы:

     - оценка и классификация покупателей  в зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности  клиентов, истории кредитных отношений  и предполагаемых условий оплаты;

     - контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской  задолженности;

     - анализ и планирование денежных  потоков с учетом коэффициентов  инкассации.

     Долговые  обязательства могут быть классифицированы по различным основаниям. Прежде всего, их подразделяют на долги, связанные с размещением средств, т.е.,  дебиторскую задолженность.    

По  продолжительности - долгосрочная, срок погашения которой превышает 12 месяцев

- краткосрочная, со сроком погашения менее 12 месяцев

[18, c.51].

Краткосрочная и долгосрочная - срочная (непросроченная), у которой не истёк срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);

- просроченная, у которой истёк срок исполнения;

- отсроченная, по которой продлён срок исполнения;

Просроченная - истребованная,  по возврату которой организация-кредитор  предприняла все предусмотренные  законодательством меры (направление  претензионных писем, подача искового  заявления в суд);

- неистребованная,  для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий

По  валюте платежа - в рублях 

- иностранной  валюте,

 В  результате чего возникают курсовые разницы. Если оплата долга производится в рублях, но по определённому курсу и такие условия сделки установлены договором, возникают суммовые разницы.

По  содержанию обязательств -возникшую в связи с поставкой товаров,

- арендой, 

- выдачей  и получением авансов, 

- хранением  и страхованием грузов,

- оказанием  посреднических услуг и т.д.

По  срокам предоставления - платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты,

- платежи по которой предполагают получить в течение года после отчётной даты.

В текущем  учёте и балансе они показываются раздельно.

По  сроку возврата - нормальная, вытекающая из установленных правил расчётов, являющаяся неизбежным балансовым остатком на 1-е число каждого месяца (по ссудам и займам организаций в пределах сроков договоров; поставщикам при расчётах на инкассо по платежам, срок которых не наступил; налоговым органам и внебюджетным фондам по сборам и отчислениям в пределах установленных сроков);

- просроченная. Подразделяется в учёте на  задолженность: не оплаченную  в срок по расчётным документам, инкассируемым банком; долги с истёкшими сроками исковой давности.

По  степени обеспечения - обеспеченные

- не  обеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором.

По  возможности взыскания - надёжная (сумма  счетов, предъявленных покупателям  с оплатой в пределах срока, установленного договором, а также задолженность дебиторов, обеспеченную залогом, поручительством или банковской гарантией) [16, c.13];

- сомнительная  ( непогашенная в срок и необеспеченная задолженность, по которой, тем не менее, сохраняется вероятность возможного погашения);

- безнадёжная (с истёкшим сроком исковой давности, невозможную к получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник, а также ликвидации организации-дебитора или её банкротства).

 

     В целях минимизации риска возникновения  просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для  предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:

     - оценивать финансовое состояние  контрагентов, которым предоставляется  отсрочка платежа; 

     - предусматривать такие условия  договора, чтобы они побуждали  контрагентов избегать нарушения  сроков оплаты;

     - планировать объем дебиторской  задолженности и мотивировать  на его достижение сотрудников  предприятия, вовлеченных в процесс  управления дебиторской задолженностью;

     - для реализации перечисленных  правил на практике необходимо  создание регламента, досконально  описывающего весь процесс управления  и содержащего информацию о  правах и обязанностях сотрудников,  вовлеченных в процесс управления.

     Для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними  документами и создать для  персонала компании условия, позволяющие  следовать данному регламенту. Должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные и утверждены их права и обязанности, а также  полномочия для решения нетипичных проблем.

     Многие  авторы (Берёзина М.П., Бернсайн Л.А., Ефимова О.В., Фельдман А.Б.) рекомендуют следующие мероприятия по улучшению управления дебиторской задолженностью:

     - определить срок просроченных  остатков на счетах дебиторов  и сравнить этот срок с нормами  в отрасли, показателями конкурентов,  прошлым;

     - периодически пересматривать предельную сумму кредита, исходя из имеющегося финансового положения клиентов;

     - если возникнут проблемы с  получением денег, получить залог  на сумму, не меньшую суммы  на счёте дебитора;

     - использовать учреждения, взыскивающие  долги;

     - продавать счета дебиторов факторинговой компании, если при этом предприятие получит экономию;

     - при продаже большого количества  товаров, немедленно выставлять  счёт покупателям;

     - предлагать отсрочку в уплате  денег для стимулирования спроса;

     - застраховать кредиты для защиты  от больших убытков по безнадёжным  долгам;

     - избегать дебиторов с высоким  риском [11,13,23,49].

     В целом же, для улучшения состояния  расчетов:

     - необходимо следить за соотношениями  дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

     - контролировать политику диверсификации  в отношении дебиторов, т.е.  ориентироваться на увеличение  их количества для уменьшения  риска неуплаты одним или несколькими  крупными покупателями;

     - контролировать состояние расчетов  по просроченной задолженности;

     - производить классификацию покупателей,  в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности и т.д.;

     - имея оперативные данные по  просроченной задолженности, начинать  претензионную работу (высылать  уведомления);

     - разрабатывать разнообразные модели  договоров с гибкими условиями  оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате и др.

     Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решения вопроса  о том, предоставлять или не предоставлять  кредит покупателю. По мнению Ивашкевича В.Б. и  Семёновой М.М., управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчётах. [9, с.4].

     При этом, ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

     Наиболее  полно процесс управления дебиторской  задолженностью рассматривает Бланк  И.А.. Прежде всего, автор определяет цель управления дебиторской задолженностью: «Важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего её размера и обеспечение своевременной инкассации долга» [5, с.111]. При этом, управление дебиторской задолженностью Бланк И.А. определяет как кредитную политику предприятия по отношению к покупателям продукции.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью