Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 07:57, курсовая работа
Дебиторская задолженность относится к основным видам долговых обязательств. В финансовом учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала предприятия. Для целей исследования рассмотрим более подробно термин обязательства в аспекте его роли в системе управления и развития предприятия.
1 Основные теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях в современных условиях
Дебиторская задолженность относится к основным видам долговых обязательств. В финансовом учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала предприятия. Для целей исследования рассмотрим более подробно термин обязательства в аспекте его роли в системе управления и развития предприятия.
Согласно ГК РФ, термин "обязательства" в первоначальном значении – это отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия [1].
Для начала исследования дебиторской задолженности рассмотрим термины, которые дают в своих работах различные авторы.
И. Бланк дает следующее определение: дебиторская задолженность – задолженность физических и юридических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нормального операционного цикла.
По мнению В.В.Ковалева, дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств [13, c.133]. Известны различные трактовки термина «иммобилизация». В данном случае иммобилизация имеет негативный оттенок и понимается как отвлечение денежных средств из активного оборота, т.е. их «омертвление», хотя в основном и оправданное, в материальных активах и расчетах. Лингвистический смысл термина таков – «омертвленные» средства не являются мобильными, т.е. их нельзя использовать произвольно в случае острой необходимости и они не приносят регулярного дохода.
По определению Ивашкевича В.Б. и Семёновой М.М., дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами [9, с.7].
Таким образом, рассмотренные определения схожи и определяют основную суть дебиторской задолженности – отвлечение денежных средств из оборота предприятия.
Другие авторы понимают значение дебиторской задолженности иначе. Например, Карелин В.С. отмечает, что дебиторская задолженность с юридических позиций – это капитал организации-кредитора, но не всегда ее собственный. Только тогда, когда в процессе экономического оборота находившиеся у организаций-должников средства возвращаются во владение организации-кредитора, они включаются в текущие активы последней [10, c.184].
Отвлечение денежных средств из оборота предприятия является отрицательной стороной наличия дебиторской задолженности, но можно отметить и положительные стороны (для предприятия, получающего отсрочку платежа) возникновения дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность - это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Преимущества для продавца также очевидны – при отсутствии возможности получить товар в кредит, возможно сделка не состоялась бы.
Однако
предоставлять отсрочку от уплаты следует
только в тех случаях, когда предприятие
знает своего клиента и может
оценить его
Таким
образом, в широком смысле дебиторская
задолженность охватывает все расчеты
предприятий-поставщиков с
Парушина Н.В. определяет дебиторскую задолженность в узком смысле – это то, что контрагенты должны данной организации [20, c.36].
Согласно положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н), дебитором является юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию [3, c.157]. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары, рабочий или служащий, получающий аванс на командировку или на другие расходы, и многие другие должники.
Дебиторская
задолженность предприятия-
На
уровень дебиторской
-
оценка и классификация
-
контроль расчетов с
-
анализ и планирование
Долговые обязательства могут быть классифицированы по различным основаниям. Прежде всего, их подразделяют на долги, связанные с размещением средств, т.е., дебиторскую задолженность.
По продолжительности | - долгосрочная,
срок погашения которой превышает 12 месяцев
- краткосрочная, со сроком погашения менее 12 месяцев [18, c.51]. |
Краткосрочная и долгосрочная | - срочная (непросроченная),
у которой не истёк срок исполнения по
договору или предельный срок исполнения
(срок исковой давности);
- просроченная, у которой истёк срок исполнения; - отсроченная, по которой продлён срок исполнения; |
Просроченная | - истребованная,
по возврату которой - неистребованная, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий |
По валюте платежа | - в рублях
- иностранной валюте, В
результате чего возникают |
По содержанию обязательств | -возникшую в связи
с поставкой товаров,
- арендой, - выдачей и получением авансов, - хранением и страхованием грузов, - оказанием посреднических услуг и т.д. |
По срокам предоставления | - платежи по которой
ожидаются более чем через 12 месяцев после
отчетной даты,
- платежи по которой предполагают получить в течение года после отчётной даты. В текущем
учёте и балансе они |
По сроку возврата | - нормальная, вытекающая
из установленных правил расчётов, являющаяся
неизбежным балансовым остатком на 1-е
число каждого месяца (по ссудам и займам
организаций в пределах сроков договоров;
поставщикам при расчётах на инкассо по
платежам, срок которых не наступил; налоговым
органам и внебюджетным фондам по сборам
и отчислениям в пределах установленных
сроков);
- просроченная. Подразделяется в учёте на задолженность: не оплаченную в срок по расчётным документам, инкассируемым банком; долги с истёкшими сроками исковой давности. |
По степени обеспечения | - обеспеченные
- не обеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором. |
По возможности взыскания | - надёжная (сумма
счетов, предъявленных покупателям
с оплатой в пределах срока, установленного
договором, а также задолженность дебиторов,
обеспеченную залогом, поручительством
или банковской гарантией) [16, c.13];
- сомнительная ( непогашенная в срок и необеспеченная задолженность, по которой, тем не менее, сохраняется вероятность возможного погашения); - безнадёжная (с истёкшим сроком исковой давности, невозможную к получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник, а также ликвидации организации-дебитора или её банкротства). |
В
целях минимизации риска
-
оценивать финансовое
-
предусматривать такие условия
договора, чтобы они побуждали
контрагентов избегать
-
планировать объем дебиторской
задолженности и мотивировать
на его достижение сотрудников
предприятия, вовлеченных в
-
для реализации перечисленных
правил на практике необходимо
создание регламента, досконально
описывающего весь процесс
Для
успешного управления просроченной
дебиторской задолженностью необходимо
регламентировать процесс внутренними
документами и создать для
персонала компании условия, позволяющие
следовать данному регламенту. Должен
быть формализован подход к работе
с каждым клиентом, налажен документооборот,
назначены ответственные и
Многие авторы (Берёзина М.П., Бернсайн Л.А., Ефимова О.В., Фельдман А.Б.) рекомендуют следующие мероприятия по улучшению управления дебиторской задолженностью:
-
определить срок просроченных
остатков на счетах дебиторов
и сравнить этот срок с
- периодически пересматривать предельную сумму кредита, исходя из имеющегося финансового положения клиентов;
-
если возникнут проблемы с
получением денег, получить
- использовать учреждения, взыскивающие долги;
-
продавать счета дебиторов
-
при продаже большого
-
предлагать отсрочку в уплате
денег для стимулирования
-
застраховать кредиты для
- избегать дебиторов с высоким риском [11,13,23,49].
В целом же, для улучшения состояния расчетов:
-
необходимо следить за
-
контролировать политику
-
контролировать состояние
-
производить классификацию
-
имея оперативные данные по
просроченной задолженности,
-
разрабатывать разнообразные
Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решения вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. По мнению Ивашкевича В.Б. и Семёновой М.М., управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчётах. [9, с.4].
При этом, ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Наиболее полно процесс управления дебиторской задолженностью рассматривает Бланк И.А.. Прежде всего, автор определяет цель управления дебиторской задолженностью: «Важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего её размера и обеспечение своевременной инкассации долга» [5, с.111]. При этом, управление дебиторской задолженностью Бланк И.А. определяет как кредитную политику предприятия по отношению к покупателям продукции.
Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью