Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность организации, и выявления путей повышения этих показателей на ЧУП «Новожилов».
Объектом курсовой работы является частное торгово-производственное унитарное предприятие «Новожилов» (далее - ЧУП «Новожилов»).
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с расчетом показателей прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..................4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ…………………………………………..... 7
1.1. Прибыль, как основной результативный показатель
деятельности предприятия………..........................................................................7

1.2. Рентабельность, как основной показатель экономической эффективности и методики её определения……………………………..…….………….…......18

1.3 Нормативно-правовые акты и методические аспекты по

теме исследования……………………………………………………………….25

ГЛАВА 2 Анализ прибыли и рентабельности организации...29

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.................29

2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли …………..….…………35

2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия……….……….….....43

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……...….67

Работа содержит 1 файл

Диплом Прибыль и рентабельность.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

     В связи с этим, в 2008 году рентабельность продаж составляла 6,06%, а в 2009 году снизилась на 2,58  п.п. или на 42,6% и составила 3,48%.ПРИЧИНЫ?

     Показатели  рентабельности основных средств и  оборотных активов отражают эффективность  использования этих средств, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Эти показатели взаимосвязаны с показателем рентабельности всего капитала предприятия.

     Анализ  показателей рентабельности основных средств, оборотных средств и  всего капитала предприятия представлен  в табл.2.8.

     Как видно из данных табл. 2.8, в 2009 году по сравнению с 2008 годом среднегодовая стоимость основного капитала снизилась на 196 тыс. руб. или на 3,6%, оборотного – на 2410 тыс. руб. или на 1,8%, совокупного – на 2606 тыс. руб. или на 1,9%. Прибыль от реализации продукции снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 16843 тыс. руб. или на 32,6%.

     Рентабельность  основных средств в 2008 году составила 940,61%, а в 2009 году снизилась на 283,49 п.п. или на 30,1% и составила 657,12%; рентабельность оборотных средств  в  2008 году составила 39,55%, а в 2009 году снизилась на 12,4 п.п. или на 31,4% и составила 27,15%; в результате, рентабельность совокупного капитала в 2008 году составила 37,96%, а в 2009 году снизилась на 11,89 п.п. или на 31,3% и составила 26,07%.

     Таблица 2.8

     Анализ  показателей  рентабельности капитала

     ЧУП «Новожилов» за 2008-2009 гг.

п/п

Показатели 2007 2008 Откл. (+,-) Темп роста,  %

( +,-)

 
1
Прибыль от реализации, тыс. р. 51611 34768 -16843 -32,63
2 Основной капитал, тыс. р. 5487 5291 -196 -3,57
3 Оборотные средства, тыс. р. 130483 128073 -2410 -1,85
4 Совокупный  капитал, тыс. р. 135970 133364 -2606 -1,92
 
5
Рентабельность  основных средств, %

 (стр. 1 / стр.2 х 100)

940,61 657,12 -283,49 -30,14
 
6
Рентабельность  оборотных активов, %

(стр. 1 / стр.3 х  100)

39,55 27,15 -12,40 -31,35
 
7
Рентабельность  совокупного капитала, %

(стр. 1 / стр.4 х  100)

37,96 26,07 -11,89 -31,32

     Источник: собственная разработка автора на основании  данных ЧУП «Новожилов».

     Таким образом, на основании проведенного анализа показателей рентабельности деятельности ЧУП «Новожилов» за 2008-2009 гг. можно сделать вывод, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом эффективность деятельности данного предприятия снизилась, о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности продукции, рентабельности продаж, а также рентабельности основного, оборотного и совокупного капитала.

     Важным  этапом в анализе показателей  рентабельности является анализ факторов, оказывающих влияние на показатели рентабельности деятельности предприятия.

     Как уже было сказано, главным аспектом  в анализе рентабельности предприятия занимает расчет и анализ такого показателя, как рентабельность продукции. Она  исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции.

     На  изменение показателя рентабельности продукции оказывают  влияние два основных фактора: себестоимость  реализованной продукции и прибыль. Факторный анализ этих показателей осуществляется на основе отчета о прибылях и убытках. Факторный анализ рентабельности продукции производится методом цепных подстановок  на основе следующей факторной модели: 

                                         Рпр=П/С*100%,                                              (2.2) 

где П- прибыль, руб;

   С - себестоимость  реализованной продукции, руб.

     Для расчета влияния этих факторов определим условную рентабельность продукции: 

     Рпрусл=П 20092008*100=34768/576530*100=6,03%. 

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности продукции представлены в табл. 2.9.

     Таблица 2.9

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности продукции

Показатели  рентабельности продукции Значение показателя
Рентабельность  продукции 2008 года 8,95
  Продолжение табл.2.12
Рентабельность  продукции, рассчитанная при прибыли 2009 года и себестоимости 2008 года 6,03
Рентабельность продукции 2009 года 5,00

     Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия ЧУП «Новожилов».

        Как видно из данных табл. 2.9, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продукции снизилась на 3,95 п.п., в том числе за счет:

     - изменения прибыли от реализации  рентабельность снизилась на  2,92 процентных пункта (6,03-8,95);

     - изменения себестоимости реализованной  продукции – снизилась на 1,03 процентных  пункта (5,00-6,03).

     На  изменение показателя рентабельности продаж ЧУП «Новожилов» оказали влияние два основных фактора: выручка от реализации и прибыль.

     Факторный анализ рентабельности продаж производится методом цепных подстановок  на основе следующей факторной модели: 

                                              Рпр=П/В*100%,                                        (2.3) 

где П- прибыль, руб;

   В – выручка от реализации, руб.

     Для расчета влияния этих факторов определим  условную рентабельность продаж:

     Рпрусл=П 20092008*100=34768/851829*100=4,08%.

       Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж представлены в табл. 2.10.

     Таблица 2.10

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности продаж

Показатели  рентабельности продукции Значение показателя
Рентабельность продаж 2008 года 6,06
  Продолжение табл. 2.13
Рентабельность продаж, рассчитанная при прибыли 2009 года и выручке от реализации продукции  2008 года 4,08
Рентабельность  продаж  2009 года 3,48

     Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия ЧУП «Новожилов».

     Как видно из данных табл. 2.10, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продаж снизилась на 2,58 п.п., в том числе за счет:

     - изменения прибыли от реализации  рентабельность снизилась на  1,98 процентных пункта (4,08-6,06);

     - изменения выручки от  реализации  продукции – снизилась на 0,6 процентных пункта (3,48-4,08).

     На  изменение показателя рентабельности основного капитала  оказали влияние  два основных фактора: среднегодовая  стоимость капитала и прибыль. Для  расчета влияния этих факторов используем следующую модель: 

                                      Рок =П/ОК ср.г.*100,                                       (2.4) 

где ОК - среднегодовая стоимость капитала, руб.

     Исходные  данные для факторного анализа показателей  рентабельности основного капитала представлены в табл. 2.11. 

     Таблица 2.11

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности основного капитала

Показатели 2008 2009 Откл. (+,-)
Прибыль от реализации, тыс. р. 51611 34768 -16843
Основной  капитал, тыс. р. 5487 5291 -196
Рентабельность  основных средств, % 940,61 657,12 -283,49

     Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия ЧУП «Новожилов». 

     Для расчета влияния этих факторов определим  условную рентабельность капитала: 

     Рок усл=П 2009/ОК2008*100=34768/5487*100=633,64%. 

     Как видно из данных табл. 2.14, за счет прибыли от реализации рентабельность основного капитала снизилась на 306,96 процентных пункта (633,64-940,61), а за счет среднегодовой стоимости основного капитала – увеличилась на 23,47 процентных пункта (657,12-633,64).

     Далее проведем факторный анализ рентабельности оборотного капитала предприятия, используя факторную модель: 

                                         Роб к= П /ОА*100,                                         (2.5) 

где ОА – оборотные активы, руб.

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности оборотного капитала представлены в табл. 2.12. 
 
 

     Таблица 2.12

     Исходные  данные для факторного анализа рентабельности оборотного  капитала

Показатели 2008 2009 Откл. (+,-)
Прибыль от реализации, тыс. р. 51611 34768 -16843
Оборотные средства, тыс. р. 130483 128073 -2410
Рентабельность  оборотных активов, % 39,55 27,15 -12,40

     Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия ЧУП «Новожилов». 

     Как видно из данных табл. 2.12, на изменение показателя рентабельности оборотных активов  оказали влияние два основных фактора: среднегодовая стоимость оборотных активов  и прибыль. Для расчета влияния этих факторов определим условную рентабельность оборотных активов:

     Роа усл=П 2009/ОА2008*100=34768/130483*100=26,65%. 

     Таким образом, за счет прибыли от реализации рентабельность оборотных активов  уменьшилась на 12,90 процентных пункта (26,65-39,55), а за счет среднегодовой  стоимости оборотного капитала   увеличилась на 0,5  процентных пункта (27,15-26,65).

     Далее проанализируем влияние факторов на рентабельность совокупного капитала с помощью следующей факторной модели: 

                                           Р ск=П /СК*100%,                                        (2.6) 

где СК – совокупный капитал, руб.

     Исходные  данные для факторного анализа приведены в табл. 2.13. 
 

Информация о работе Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений