Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность организации, и выявления путей повышения этих показателей на ЧУП «Новожилов».
Объектом курсовой работы является частное торгово-производственное унитарное предприятие «Новожилов» (далее - ЧУП «Новожилов»).
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с расчетом показателей прибыли и рентабельности.
Введение……………………………………………………………..................4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ…………………………………………..... 7
1.1. Прибыль, как основной результативный показатель
деятельности предприятия………..........................................................................7
1.2. Рентабельность, как основной показатель экономической эффективности и методики её определения……………………………..…….………….…......18
1.3 Нормативно-правовые акты и методические аспекты по
теме исследования……………………………………………………………….25
ГЛАВА 2 Анализ прибыли и рентабельности организации...29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.................29
2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли …………..….…………35
2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия……….……….….....43
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……...….67
В связи с этим, в 2008 году рентабельность продаж составляла 6,06%, а в 2009 году снизилась на 2,58 п.п. или на 42,6% и составила 3,48%.ПРИЧИНЫ?
Показатели рентабельности основных средств и оборотных активов отражают эффективность использования этих средств, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Эти показатели взаимосвязаны с показателем рентабельности всего капитала предприятия.
Анализ показателей рентабельности основных средств, оборотных средств и всего капитала предприятия представлен в табл.2.8.
Как видно из данных табл. 2.8, в 2009 году по сравнению с 2008 годом среднегодовая стоимость основного капитала снизилась на 196 тыс. руб. или на 3,6%, оборотного – на 2410 тыс. руб. или на 1,8%, совокупного – на 2606 тыс. руб. или на 1,9%. Прибыль от реализации продукции снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 16843 тыс. руб. или на 32,6%.
Рентабельность основных средств в 2008 году составила 940,61%, а в 2009 году снизилась на 283,49 п.п. или на 30,1% и составила 657,12%; рентабельность оборотных средств в 2008 году составила 39,55%, а в 2009 году снизилась на 12,4 п.п. или на 31,4% и составила 27,15%; в результате, рентабельность совокупного капитала в 2008 году составила 37,96%, а в 2009 году снизилась на 11,89 п.п. или на 31,3% и составила 26,07%.
Таблица 2.8
Анализ показателей рентабельности капитала
ЧУП «Новожилов» за 2008-2009 гг.
№
п/п |
Показатели | 2007 | 2008 | Откл. (+,-) | Темп роста,
%
( +,-) |
1 |
Прибыль от реализации, тыс. р. | 51611 | 34768 | -16843 | -32,63 |
2 | Основной капитал, тыс. р. | 5487 | 5291 | -196 | -3,57 |
3 | Оборотные средства, тыс. р. | 130483 | 128073 | -2410 | -1,85 |
4 | Совокупный капитал, тыс. р. | 135970 | 133364 | -2606 | -1,92 |
5 |
Рентабельность
основных средств, %
(стр. 1 / стр.2 х 100) |
940,61 | 657,12 | -283,49 | -30,14 |
6 |
Рентабельность
оборотных активов, %
(стр. 1 / стр.3 х 100) |
39,55 | 27,15 | -12,40 | -31,35 |
7 |
Рентабельность
совокупного капитала, %
(стр. 1 / стр.4 х 100) |
37,96 | 26,07 | -11,89 | -31,32 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных ЧУП «Новожилов».
Таким образом, на основании проведенного анализа показателей рентабельности деятельности ЧУП «Новожилов» за 2008-2009 гг. можно сделать вывод, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом эффективность деятельности данного предприятия снизилась, о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности продукции, рентабельности продаж, а также рентабельности основного, оборотного и совокупного капитала.
Важным этапом в анализе показателей рентабельности является анализ факторов, оказывающих влияние на показатели рентабельности деятельности предприятия.
Как уже было сказано, главным аспектом в анализе рентабельности предприятия занимает расчет и анализ такого показателя, как рентабельность продукции. Она исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции.
На
изменение показателя рентабельности
продукции оказывают влияние два основных
фактора: себестоимость реализованной
продукции и прибыль. Факторный анализ
этих показателей осуществляется на основе
отчета о прибылях и убытках. Факторный
анализ рентабельности продукции производится
методом цепных подстановок на основе
следующей факторной модели:
где П- прибыль, руб;
С - себестоимость реализованной продукции, руб.
Для
расчета влияния этих факторов определим
условную рентабельность продукции:
Рпрусл=П 2009/С2008*100=
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции представлены в табл. 2.9.
Таблица 2.9
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции
Показатели рентабельности продукции | Значение показателя |
Рентабельность продукции 2008 года | 8,95 |
Продолжение табл.2.12 | |
Рентабельность продукции, рассчитанная при прибыли 2009 года и себестоимости 2008 года | 6,03 |
Рентабельность продукции 2009 года | 5,00 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия ЧУП «Новожилов».
Как видно из данных табл. 2.9, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продукции снизилась на 3,95 п.п., в том числе за счет:
-
изменения прибыли от
-
изменения себестоимости
На изменение показателя рентабельности продаж ЧУП «Новожилов» оказали влияние два основных фактора: выручка от реализации и прибыль.
Факторный
анализ рентабельности продаж производится
методом цепных подстановок на основе
следующей факторной модели:
где П- прибыль, руб;
В – выручка от реализации, руб.
Для расчета влияния этих факторов определим условную рентабельность продаж:
Рпрусл=П 2009/В2008*100=
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж представлены в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж
Показатели рентабельности продукции | Значение показателя |
Рентабельность продаж 2008 года | 6,06 |
Продолжение табл. 2.13 | |
Рентабельность продаж, рассчитанная при прибыли 2009 года и выручке от реализации продукции 2008 года | 4,08 |
Рентабельность продаж 2009 года | 3,48 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия ЧУП «Новожилов».
Как видно из данных табл. 2.10, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продаж снизилась на 2,58 п.п., в том числе за счет:
-
изменения прибыли от
- изменения выручки от реализации продукции – снизилась на 0,6 процентных пункта (3,48-4,08).
На
изменение показателя рентабельности
основного капитала оказали влияние
два основных фактора: среднегодовая
стоимость капитала и прибыль. Для
расчета влияния этих факторов используем
следующую модель:
где ОК
- среднегодовая стоимость
Исходные
данные для факторного анализа показателей
рентабельности основного капитала
представлены в табл. 2.11.
Таблица 2.11
Исходные данные для факторного анализа рентабельности основного капитала
Показатели | 2008 | 2009 | Откл. (+,-) |
Прибыль от реализации, тыс. р. | 51611 | 34768 | -16843 |
Основной капитал, тыс. р. | 5487 | 5291 | -196 |
Рентабельность основных средств, % | 940,61 | 657,12 | -283,49 |
Источник:
собственная разработка автора на основании
данных предприятия ЧУП «Новожилов».
Для
расчета влияния этих факторов определим
условную рентабельность капитала:
Рок
усл=П 2009/ОК2008*100=34768/
Как видно из данных табл. 2.14, за счет прибыли от реализации рентабельность основного капитала снизилась на 306,96 процентных пункта (633,64-940,61), а за счет среднегодовой стоимости основного капитала – увеличилась на 23,47 процентных пункта (657,12-633,64).
Далее
проведем факторный анализ рентабельности
оборотного капитала предприятия, используя
факторную модель:
где ОА – оборотные активы, руб.
Исходные
данные для факторного анализа рентабельности
оборотного капитала представлены в табл.
2.12.
Таблица 2.12
Исходные данные для факторного анализа рентабельности оборотного капитала
Показатели | 2008 | 2009 | Откл. (+,-) |
Прибыль от реализации, тыс. р. | 51611 | 34768 | -16843 |
Оборотные средства, тыс. р. | 130483 | 128073 | -2410 |
Рентабельность оборотных активов, % | 39,55 | 27,15 | -12,40 |
Источник:
собственная разработка автора на основании
данных предприятия ЧУП «Новожилов».
Как видно из данных табл. 2.12, на изменение показателя рентабельности оборотных активов оказали влияние два основных фактора: среднегодовая стоимость оборотных активов и прибыль. Для расчета влияния этих факторов определим условную рентабельность оборотных активов:
Роа
усл=П 2009/ОА2008*100=34768/
Таким образом, за счет прибыли от реализации рентабельность оборотных активов уменьшилась на 12,90 процентных пункта (26,65-39,55), а за счет среднегодовой стоимости оборотного капитала увеличилась на 0,5 процентных пункта (27,15-26,65).
Далее
проанализируем влияние факторов на рентабельность
совокупного капитала с помощью следующей
факторной модели:
где СК – совокупный капитал, руб.
Исходные
данные для факторного анализа приведены
в табл. 2.13.
Информация о работе Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений