Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа
Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов, доходов и капитала, возникающие на совместном предприятии в результате осуществления им производственно-хозяйственной деятельности. В данной курсовой работе раскрывается сущность финансового механизма государства и предприятия, принципы организации и управления его финансами.
Введение
Понятие финансовых отношений
Субъекты и объекты финансовых отношений
Финансовые отношения как инструмент экономического стимулирования
Развитие финансовых отношений в условиях рыночной экономики
Место и роль финансовых отношений в рыночной экономике
Финансовые отношения в рыночной экономике зарубежных государств
Финансовые отношения в рыночной экономике Казахстана
Заключение
Финансовые отношения в условиях рыночной экономики
Введение
Заключение
Каждая экономическая категория имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы, как специфическая распределительная категория, участвует в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.
Термин
«механизм» имеет техническое
На
современном этапе финансы
Общая система финансов или финансовая система страны подразделяется на три основные сферы, находящиеся между собой в тесном взаимодействии:
В
связи с выше сказанным данная
курсовая работа написана на актуальную
тему, в которой изучаются
Предметом
исследования являются экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием денежных
фондов, доходов и капитала, возникающие
на совместном предприятии в результате
осуществления им производственно-хозяйственной
деятельности. В данной курсовой работе
раскрывается сущность финансового
механизма государства и
Цель данной курсовой работы – рассмотрение места финансовых отношений в экономическом механизме государства и их развитие в условиях рыночной экономики Казахстан.
В процессе работы были использованы следующие монографии и периодическая литература: учебник «Финансы» Мельникова В.Д. и Ильясова К.К., учебное пособие «Финансы предприятий» Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С. , а также статья «Совместные предприятия как эффективная форма международного сотрудничества» (Смагулова Ш. А, Саякова Ж. //Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы,).
В курсовой работе были применены методы анализа, синтеза, библиографический и статистический.
Финансовые отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства.
Финансовые отношения (как разновидность общественных отношений) подразделяются на материальные и организационные.
Эти две группы финансовых отношений имеют существенные различия.
Но прежде всего обозначим признаки, свойственные всем видам финансовых отношений (т. е. как материальным, так и организационным).
Для финансовых отношений характерны следующие признаки.
1. Финансовые отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства
Еще
раз подчеркнем, что предметом
финансового права выступают
не все финансовые отношения, а лишь
те, которые мы именуем «государственные
финансовые отношения»; финансовые отношения,
относящиеся к категории
2. Обязательным субъектом финансового отношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа).
Будучи продуктом финансовой деятельности государства и не существуя без него, в конструкцию финансовых отношений объективно заложено участие в них государства (или его органа) в качестве субъекта данных отношений.
3. Финансовые отношения носят характер «власти и подчинения».
При
этом властвующим субъектом
Государственно-властный характер финансовых отношений объясняется самой спецификой финансовой деятельности государства, где оно либо отбирает у кого деньги (например, в процессе взимания налогов), либо кому-то их выделяет, действуя при этом в одностороннем порядке (например, в процессе бюджетного финансирования). Наиболее четко момент властвования, приобретающий характер одностороннего принуждения, свойственен такой разновидности финансовых правоотношений, как налоговые правоотношения. Опять-таки юридическое свойство общественного отношения определяется его экономическим содержанием - налог есть насильственное изъятие денег, которое можно реализовать лишь путем юридического принуждения. Отсюда один из субъектов налогового правоотношения - государство - является носителем власти, другой - налогоплательщик - подчинения, что придает этому правоотношению характер правового неравенства.
Но экономические финансовые отношения многообразны, поскольку многообразны и методы осуществления финансовой деятельности государства. Поэтому многообразны и финансовые правоотношения.
В одних из них момент властвования государства (а следовательно, и юридическое неравенство сторон) выражено совершенно четко (например, налоговые отношения), в других оно смягчено (например, отношения государственного займа, в котором субъекты внешне выглядят чуть ли не равноправными). Тем не менее юридическое неравенство сторон свойственно любым финансовым правоотношениям, что определяется самим фактом участия в них в качестве субъекта государства, которое могущественнее любого другого субъекта этого отношения. И выражается это в первую очередь в том, что государство, являясь стороной правоотношения, одновременно выступает субъектом, осуществляющим его правовое регулирование посредством издания правовых актов. Вторая сторона этого правоотношения вынуждена подчиняться установлениям государства. Те же отношения государственного займа, хотя и построены по аналогии с займом вообще, что придает им сходство с гражданско-правовым договором, отличаются от последнего тем, что условия займа диктует заемщик -государство. Оно же может в любой момент изменить их, вплоть до одностороннего расторжения договора и отказа от исполнения своих денежных обязательств.
Все эти признаки свойственны материальным финансовым отношениям.
Материальные финансовые отношения опосредуют непосредственное движение денежных средств. В зависимости от кого и к кому идут деньги, это движение может быть различным. Это может быть движение денег от плательщика к тот или иной государственный фонд, что выражает процесс его формирования. Примером может служить движение суммы налогового платежа от плательщика в бюджет. В других случаях деньги и движутся из фонда к получателю, что выражает процесс распределения денежного фонда. Например, из бюджета выделяются деньги какому-либо министерству для финансирования его деятельности. В процессе такого движения деньги могут менять своего собственника.
Например, при уплате налога гражданином деньги из частной собственности переходя в государственную, в иных случаях это происходит в рамках государственной собственности (при перемещении денег от одного государственного субъекта к другому).
1.
Материальное финансовое отношение опосредует
процессы, связанные либо с формированием
государственного денежного фонда, либо
с его распределением.
2. Объектом материального финансового отношения выступают деньги или денежные обязательства.
Материальные
финансовые правоотношения опосредуют
финансово-экономические
3. Содержанием материального финансового отношения выступает экономическое финансовое отношение.
Во-первых,
финансовое отношение представляет
собой единое общественное отношение,
содержанием которого выступает
экономическое финансовое отношение,
формой - финансовое правоотношение. Во-вторых,
экономические финансовые отношения,
не существуя помимо государства, являются
продуктом его финансовой деятельности
и выступают порождением
Обусловленность финансов государством вытекает из того простого факта, что государство является обязательным субъектом любого финансового отношения. Нет государства - не может и быть финансового отношения, нет этого отношения - нет и государственных финансов
Объективность и вневолевой характер экономических финансовых отношений проявляется в первую очередь в наличии экономической потребности государства в денежных средствах. Без денег государство, как явление реальной действительности, существовать не может. В силу этого сами финансы (а соответственно и экономические финансовые отношения) превращаются в объективную реальность. Но становятся таковой только через действия государства. Именно в этом качестве экономические финансовые отношения выступают предметом правового регулирования, являясь одновременно продуктом этого регулирования, приобретая форму финансового правоотношения. Непосредственной причиной возникновения финансового от ношения (причем как экономического, так и правового, поскольку они возникают одновременно и в силу одной обшей для них причины) выступает правовой акт государства.
Информация о работе Финансовые отношения в условиях рыночной экономики