Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование теоретических и практических факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность организации, и выявления путей повышения этих показателей на ЧУП «Новожилов».
Объектом курсовой работы является частное торгово-производственное унитарное предприятие «Новожилов» (далее - ЧУП «Новожилов»).
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических проблем, связанных с расчетом показателей прибыли и рентабельности.
Введение……………………………………………………………..................4
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ…………………………………………..... 7
1.1. Прибыль, как основной результативный показатель
деятельности предприятия………..........................................................................7
1.2. Рентабельность, как основной показатель экономической эффективности и методики её определения……………………………..…….………….…......18
1.3 Нормативно-правовые акты и методические аспекты по
теме исследования……………………………………………………………….25
ГЛАВА 2 Анализ прибыли и рентабельности организации...29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.................29
2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли …………..….…………35
2.3 Оценка рентабельности деятельности предприятия……….……….….....43
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……...….67
Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг.
Незаменимым
показателем при текущем
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Также, рентабельность трактуется, как показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. УКАЗАТЬ ПОДХОДЫ К РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАЗЛ-Х АВТОРОВ.
Рентабельность – это важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям, работающим на основе хозяйственного расчёта. Она означает доходность, прибыльность предприятия и определяется путём сопоставления получаемых результатов (прибыли, валового дохода) с затратами или неиспользуемыми ресурсами [2, с. 433].
Рентабельность измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Показатели рентабельности измеряют доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1)
показатели, базирующиеся на затратном
подходе (рентабельность
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.) [10, с. 194].
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции:
RЗ
= ПРП / ЗПР
100,
где RЗ – рентабельность производственной деятельности, %;
Прп – прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, млн. руб.;
Зрп – сумма затрат по реализованной продукции, млн. руб.
Она показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность
операционной деятельности рассчитывается
в целом по организации как отношение
прибыли от операционной деятельности
до выплаты процентов и налогов к общей
сумме затрат по операционной деятельности:
RОД
= ПОД / ЗОД
100,
где RОД – рентабельность операционной деятельности, %;
ПОД – прибыль от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов, млн. руб.;
ЗОД – сумма затрат по операционной деятельности, млн. руб.
Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным
образом определяется окупаемость
инвестиционных проектов: полученная
или ожидаемая сумма прибыли от проекта
относится к сумме инвестиций в данный
проект (ИЗ):
RI
= ПИД / ИЗ
100,
где RI – рентабельность инвестиционного проекта, %;
ПИД – полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта, млн. руб.;
ИЗ – сумма затрат по инвестиционному проекту, млн. руб.
Рентабельность
продаж (оборота) рассчитывается делением
брутто-прибыли от реализации продукции,
работ и услуг на сумму полученной выручки.
Характеризует эффективность предпринимательской
деятельности: сколько прибыли имеет предприятие
с рубля продаж. Рассчитывается в целом
по организации и отдельным видам продукции:
Rоб
= ПРП / ВРП
100,
где Rоб – рентабельность продаж, %;
ПРП – прибыль от реализации продукции, работ и услуг, млн. руб.;
ВРП – сумма выручки от реализации продукции, работ и услуг, млн. руб.
На основании значений этого показателя за несколько периодов можно судить о том, как организация реализует свою продукцию и насколько выгодно, с точки зрения издержек, производит ее.
Рентабельность
(доходность) операционного капитала
исчисляется отношением брутто-прибыли
от операционной деятельности до выплаты
процентов и налогов (ПОД) к среднегодовой
стоимости операционного капитала (ОК).
Он характеризует доходность капитала,
задействованного в операционном процессе:
где n – число месяцев в отчетном периоде.
– рентабельность операционного капитала, %;
ПОД – прибыль от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов, млн. руб.;
ОК – среднегодовая стоимость операционного капитала, млн. руб.
Рентабельность
(доходность) совокупного капитала
исчисляется отношением общей суммы брутто-прибыли
до выплаты процентов и налогов к среднегодовой
стоимости совокупного капитала. Характеризует
доходность всего совокупного капитала,
вложенного в активы предприятия:
где – рентабельность операционного капитала, %;
БП – прибыль от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов, млн. руб.;
KL – среднегодовая стоимость операционного капитала, млн. руб.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами [5, с. 272].
Уровень рентабельности производственной деятельности (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная
модель этого показателя имеет вид:
,
где – рентабельность производственной деятельности, %;
– прибыль от реализации продукции, млн. руб.;
– сумма затрат по реализации продукции, млн. руб.;
– общий объем реализованное продукции, усл. ед.;
– удельный вес реализации i-ой единицы продукции в общем ее объеме, %;
– цена реализации i-ой единицы продукции, руб.;
– себестоимость реализации i-ой единицы продукции, руб.
Детерминированная
факторная модель рентабельности продаж,
исчисленной в целом по предприятию, имеет
следующий вид:
,
(1.8)
где – рентабельность продаж, %;
– прибыль от реализации продукции, млн. руб.;
– выручка от реализации продукции, млн. руб.
Уровень
рентабельности продаж отдельных видов
продукции зависит от среднего уровня
цены и себестоимости единицы продукции:
,
(1.9)
где – рентабельность продаж отдельных видов продукции, %;
– прибыль от реализации i-ой единицы продукции, млн. руб.;
– выручка
от реализации i-ой единицы продукции,
млн. руб.
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. Напротив, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции [7, с. 221].
Взаимосвязь
названных факторов с уровнем
рентабельности капитала можно записать
в виде:
.
(1.10)
где рентабельность капитала, %
БП – сумма прибыли отчетного периода до налогообложения, млн. руб.;
KL – среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млн. руб.;
Коб – коэффициент оборачиваемости капитала;
– прибыль от реализации продукции, млн. руб.;
ПФР – прибыль от операционной и внереализационной деятельности, млн. руб.;
– удельный вес реализации i-ой единицы продукции в общем ее объеме, %;
Информация о работе Пути повышния прибыли и рентабельности в условиях рыночных отношений