Лекция
3. Основные подходы
к правовому регулированию
в сфере финансово-экономической
деятельности
- Принципы
правового регулирования экономической
деятельности
- Теориям
макроэкономического регулирования
- Основные
типы экономических систем и механизм
их регулирования
- Модели государственного
регулирования экономики
Принципы
права, правового
регулирования —
Это основные
идеи, отражающие сущность, назначение
либо закономерности, тенденции
развития права, закреплениям
прямо или косвенно в правовых
нормах
Общая теория права
выделяет общеправовые, отраслевые и межотраслевые
принципы.
Принцип
сочетания публичных
и частноправовых
начал
В правовом
регулировании экономики
- Основная
задача публично-правового регулирования
— выполнение лишь вспомогательной
функции по охране институтов частного
права
- Степень соотношения
публичного и частноправового регулирования
экономических отношений в значительной
степени зависит от экономической и правовой
политики государства в тот или иной момент
развития
Рыночное хозяйствовние
принципиально основывается не на различных
формах собственными, а на частной
собственности
Принцип
государственной
поддержки конкуренции
- Федеральный
закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите
конкуренции"
- От 17 августа
1995г. 147-Ф3 "О естественных монополиях"
- От 8 декабря
2003г. 164-Ф3 "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности"
- От 30 ноября
1995г. "О финансово-промышленных группах"
- От 14 июля
1995г. "о государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ"
Конкуренция (экономика)
— соперничество субъектов рыночных отношений
за лучшие условия и результаты коммерческой
деятельности
Экономика
России — одна из самых монополизированных
в мире
24 крупнейшие
финансово-промышленные группы контролируют
более 30% всего народного хозяйства.
Добыча полезных ископаемых сконцентрируете
в руках нескольких компактны: на долю
девяти предприятий приходится 24%
Идея
свободной торговли
России намерена
присоединиться к конкуренции, обычаи,
правила и стандарты которой
были раньше созданы государствами
в области международной торговли
Согласование
интересов всех сторон,
при компетентном
участии публичной
власти
Именно согласование
интересов, а не свобода и жесткая
конкуренция любыми средствами позволяет
экономике расширяется и развиваться
Принцип
юридической гарантированности
прав и свобода человека
и гражданина
Данный принцип
означает наличие в обществе средств
и условий, обеспечивающих соблюдение
законов, беспрепятственное осуществление
прав и свобод человека, интересов
государства и общества в целом
Некоторые
отраслевике принципы
экономической деятельности
- Законность
налогообложения, всеобщность и
равенство налогообложения
- Соразмерность
- Экономическая
обоснованность налогообложения
- Единство
налоговой системы России
- Принцип однократности
налообложения
- Защита и
обеспечения устойчивости рубля
Принципы частного
права
- Равенство
субъектов права
- Неприкосновенность
собственности
- Свобода договора
- Недопустимость
произвольного вмешательства кого-либо
в частные дела
- Необходимость
беспрепятственного осуществления гражданских
прав
Теории
макроэкономического
регулирование
В истории
развития мировой цивилизации
были разные подходы к оценке
роли государства в экономике.
В их числе можно назвать
меркантилизм, классический подход,
марксизм, кейсианство, монетаризм
и др.
Рыночный
механизм
Способ организации
и функционирования экономических
отношений между субъектами хозяйствования,
основанных на принципах экономической
свободы, свободного взаимодействия
спроса и предложения, свободного
ценообразования, конкуренции
Административно-командная
система управления
Это жестоко
централизованное тотальное государственное
управление социально-экономическим
развитием страны на основе директивного
планирования
Недостатки рынка
возникают вследствие:
- Несостоятельности
конкуренции (т.к. в процессе клеветницам
капитала создаются монополии)
- Несосточльность
рынка обеспечивать людей общественными
товарами (данные полезные вещи неделимы,
т.к. состоят из столь крупных единиц, которые
невозможно продать отдельным лицам; эти
блага достаются бесплатно)
- Наличие неполноты
рынка (т.е. когда предприятия не могут
обеспечить потребности потребителей
товарами или же если цены повышают затраты
на их производство)
- Недостаток
информации
- Экономическая
нестабильность (существует три эк феномена;
безработица, кризис и инфляция)
- Отсутствие
гарантий определенного благосостояния
для всех, в том числе нетрудоспособных,
малоимущих и безработных
Смешанная
экономика
- Рынок определяет
выпуск и устанавливает цены в
большинстве отдельных его секторов
- Государство
управляет экономикой в целом с помощью
программ налогообложения, расходов и
кредитно-денежного регулирования
- Обе стороны
— рынок и государство — важны для бесперебойного
функционирования экономики
Смешанное
управление национальной
экономикой
Система управления,
базирующаяся на плюрализме форм собственности
органически объединяющей преимущества
рыночных и государственных регуляторов
Характерные
черты смешанной
системы управления
- Основные
регулятором экономических процессов
выступает рыночный механизм. Государственное
регулирование экономики дополняют рыночные
рычаги
- Система объединяет
гибкость рыночного саморегулирования,
и устойчивость государственного управления
- Обеспечивается
реализации основных макроэкономических
целей: макроэкономическая эффективность
и конкурентоспособность, социальная
справедливость, стабильность экономическим
рост
- Вместе с
рыночными и государственными макроэконом
регуляторами формируется еще один элемент
самоуправления - институт социального
партнерства
Институт
социального партнерства
Выполняет функцию
(поиска консенсуса - согласие) — объединение
общегосударственных и штурмовых
интересов в социально-экономической
сфере (доходов, занятости, условий
труда и тд) путем переговоров,
консультаций и достижения договоренностей
Трипартизм
Социальное партнерство,
обеспечивающие взаимодействие трех субъектов:
государства, работодателей и работников
Смешанная система
макроэконом регулирования причуда
странам с развитой рыночной экономикой.
Имея общие черты, она характеризуется
и определенным национальными особенностями.
Выделяют основные виды регулирования
- экономический либерализм, экономический
дирижизм и несколько моделей ГРЭ.
Экономический
либерализм
Система социально-экономических
отношений, в которой доминируют рыночные
регуляторы, а роль государства сведена
к минимуму
Экономический
дирижизм (руководящий)
Предполагает
значительное влияние государства
на социально-экономическое развитие
страны
Глава 2.
Конституция РФ устанавливаются
и раскрываются:
- Содержание
и роль частной собственности
как неотъемлемого права человека
в рыночном обществе (п. 1, 2ст. 35)
- Право на
свободу экономической деятельность (п.
1, ст. 34)
- Правовые
гарантии права собственности
- Правовой
режим важнейших объектов имущества в
отношениях частной собственности (например,
право на интеллектуальную собственность)
- Принцип свободного
труда как важнейшего социального элемента
рыночных отношений
В
других главах Конституции
РФ устанавливаются:
- Виды и уровни
публичной собственности (федеральная
собственность, субъектов РФ, муниципальная)
- Пределы государственного
вмешательства и гарантии обеспечена
ряда принципов рыночной эк. (запрет на
установление таможенных границ, пошлин,
сборов и иных препятствий для свободного
перемещения товаров и услуг, установление
ограничений свободного передвижения
товаров и услуг только федеральным законом)
- Важнейшие
институты государственного регулирования
экономики: денежная единица, принципы
денежной эмиссий, основы налоговой политики,
государственных займов
- Компетенцию
органов государственной власти в сфере
экономики (например, распределение полномочии
в сфере бюджетных и налоговых вопросов)
- Совокупность
конституционных норм, регулирующих экономические
отношения, составляют конституционные
основы этих отношений
- Для конституционно-правового
регулирования основ экономической системы
общества определяющее значение имеют
отношения собственность, формы и виды
собственности, принципы их регулирования
и обес-печения
3.
Собственность как конституционная
категория
Категория
собственности имеет
многоплановый характер
- В Экономическом
смысле собственность представляет собой
отношение по поводу присвоения (отчуждения)
материальных благ
- Как правовая
категория собственность выступает в
2 качествах: как объективное и субъективное
право
Право
собственности в
объективном смысле
- Совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения по поводу присвоения
материальных благ
- Совокупность
правомочий собственника и исключительная
возможность полного хозяйственного господства
над имуществом
В Конституции
РФ термин “собственность” используется
неоднозначно
- В ст. 8 он
представлен в двух смыслах: как любое
принадлежащее лицу имущество; и как совокупность
экономических отношений, связанных с
определенным способом ведения хозяйственной
деятельности (форма собственности)
- В ст. 35 –
как абсолютное вещное право лица на определенную
вещь, включающее правомочия владеть,
пользоваться и распоряжаться этой вещью
4.
Конституция и
форма собственности
Форма
собственности является
конституционной
категорией, ее содержание
выражается в следующем:
- Учреждается
и обеспечивается экономическая модель,
основанная на признании существования
и равной правовой защите частных и общественных
форм собственности
- Устанавливаются
определенные приоритеты для наиболее
перспективных форм хозяйствования
- Устанавливаются:
статус субъектов отношений собственности,
их полномочия; социально-политическое
назначение и правовой режим использования
важнейших для общества объектов собственности
Анализ Конституции
РФ показывает приоритетность частной
собственности:
- В перечне
частная собственность стоит на первом
месте
- Закрепляются
важнейшие принципы рыночной экономики
(свобода эк. Деятельности, свобода передвижения
товаров и услуг, единство экономического
пространства, поддержка конкуренции),
которые являются необходимой базой для
существования и развития частной собственности
(п.1 ст.8)
- Допускается
частная собственность на землю и другие
природные ресурсы – объекты, которые
относятся к национальному достоянию
всего общества (п.2,ст.9)
- Право частной
собственности представлено как естественное
право человека, раскрыто его экономическое
и правовое содержание (п.2): “каждый вправе
иметь имущество в собственности, Владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично,
так и совместно с другими лицами”