Лекции по основам финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:12, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 1 файл

Основы Финансового права.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Лекция 3. Основные подходы  к правовому регулированию в сфере финансово-экономической деятельности

  1. Принципы  правового регулирования экономической  деятельности
  2. Теориям макроэкономического регулирования
  3. Основные типы экономических систем и механизм их регулирования
  4. Модели государственного регулирования экономики

   

Принципы  права, правового  регулирования —

 Это основные  идеи, отражающие сущность, назначение  либо закономерности, тенденции  развития права, закреплениям  прямо или косвенно в правовых  нормах 

Общая теория права  выделяет общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.

Принцип сочетания публичных  и частноправовых начал 

В правовом регулировании экономики  

  • Основная  задача публично-правового регулирования  — выполнение лишь вспомогательной  функции по охране институтов частного права
 
  • Степень соотношения публичного и частноправового регулирования экономических отношений в значительной степени зависит от экономической и правовой политики государства в тот или иной момент развития
 

Рыночное хозяйствовние  принципиально основывается не на различных формах собственными, а на частной собственности

Принцип государственной  поддержки конкуренции 

 
  • Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции"
  • От 17 августа 1995г. 147-Ф3 "О естественных монополиях"
  • От 8 декабря 2003г. 164-Ф3 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
  • От 30 ноября 1995г. "О финансово-промышленных группах"
  • От 14 июля 1995г. "о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ"
 
 

Конкуренция (экономика) — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности  
 
 

 Экономика  России — одна из самых монополизированных  в мире  

24 крупнейшие  финансово-промышленные группы контролируют  более 30% всего народного хозяйства.  Добыча полезных ископаемых сконцентрируете в руках нескольких компактны: на долю девяти предприятий приходится 24%

Идея  свободной торговли

 

России намерена присоединиться к конкуренции, обычаи, правила и стандарты которой  были раньше созданы государствами  в области международной торговли

Согласование  интересов всех сторон, при компетентном участии публичной  власти

Именно согласование интересов, а не свобода и жесткая  конкуренция любыми средствами позволяет  экономике расширяется и развиваться 

Принцип юридической гарантированности прав и свобода человека и гражданина

 

Данный принцип  означает наличие в обществе средств  и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление  прав и свобод человека, интересов  государства и общества в целом 

Некоторые отраслевике принципы экономической деятельности

 
  • Законность  налогообложения, всеобщность и  равенство налогообложения 
  • Соразмерность
  • Экономическая обоснованность налогообложения
  • Единство налоговой системы России
  • Принцип однократности налообложения
  • Защита и обеспечения устойчивости рубля
 

Принципы частного права  

  • Равенство субъектов права
  • Неприкосновенность собственности
  • Свобода договора
  • Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела
  • Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав

Теории  макроэкономического  регулирование 

 В истории  развития мировой цивилизации  были разные подходы к оценке  роли государства в экономике.  В их числе можно назвать  меркантилизм, классический   подход, марксизм, кейсианство, монетаризм и др.  
 

Рыночный  механизм

 Способ организации  и функционирования экономических  отношений между субъектами хозяйствования, основанных на принципах экономической  свободы, свободного взаимодействия  спроса и предложения, свободного  ценообразования, конкуренции

Административно-командная  система управления

Это жестоко  централизованное тотальное государственное  управление социально-экономическим  развитием страны на основе директивного планирования  

Недостатки рынка  возникают вследствие:

  • Несостоятельности конкуренции (т.к. в процессе клеветницам капитала создаются монополии)
  • Несосточльность рынка обеспечивать людей общественными товарами (данные полезные вещи неделимы, т.к. состоят из столь крупных единиц, которые невозможно продать отдельным лицам; эти блага достаются бесплатно)
  • Наличие неполноты рынка (т.е. когда предприятия не могут обеспечить потребности потребителей товарами или же если цены повышают затраты на их производство)
  • Недостаток информации
  • Экономическая нестабильность (существует три эк феномена; безработица, кризис и инфляция)
  • Отсутствие гарантий определенного благосостояния для всех, в том числе нетрудоспособных, малоимущих и безработных

Смешанная экономика 

  1. Рынок определяет выпуск и устанавливает цены в  большинстве отдельных его секторов
  2. Государство управляет экономикой в целом с помощью программ налогообложения, расходов и кредитно-денежного регулирования
  3. Обе стороны — рынок и государство — важны для бесперебойного функционирования экономики

 

Смешанное управление национальной экономикой

Система управления, базирующаяся на плюрализме форм собственности  органически объединяющей преимущества рыночных и государственных регуляторов 

Характерные черты смешанной  системы управления

  • Основные  регулятором экономических процессов  выступает рыночный механизм. Государственное регулирование экономики дополняют рыночные рычаги
  • Система объединяет гибкость рыночного саморегулирования,  и устойчивость государственного управления
  • Обеспечивается реализации основных макроэкономических целей: макроэкономическая эффективность и конкурентоспособность, социальная справедливость, стабильность экономическим рост
  • Вместе с рыночными и государственными макроэконом регуляторами формируется еще один элемент самоуправления - институт социального партнерства

Институт  социального партнерства 

Выполняет функцию (поиска консенсуса - согласие) — объединение  общегосударственных и штурмовых  интересов в социально-экономической  сфере (доходов, занятости, условий  труда и тд) путем переговоров, консультаций и достижения договоренностей

Трипартизм

 

Социальное партнерство, обеспечивающие взаимодействие трех субъектов: государства, работодателей и работников  

Смешанная система  макроэконом регулирования причуда  странам с развитой рыночной экономикой. Имея общие черты, она характеризуется и определенным национальными особенностями. Выделяют основные виды регулирования - экономический либерализм, экономический дирижизм и несколько моделей ГРЭ.  

Экономический либерализм

Система социально-экономических  отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму

Экономический дирижизм (руководящий)

Предполагает  значительное влияние государства  на социально-экономическое развитие страны  
 
 
 

Глава 2. Конституция РФ устанавливаются  и раскрываются: 

  • Содержание  и роль частной собственности  как неотъемлемого права человека в рыночном обществе (п. 1, 2ст. 35)
  • Право на свободу экономической деятельность (п. 1, ст. 34)
  • Правовые гарантии права собственности
  • Правовой режим важнейших объектов имущества в отношениях частной собственности (например, право на интеллектуальную собственность)
  • Принцип свободного труда как важнейшего социального элемента рыночных отношений
 

В других главах Конституции  РФ устанавливаются:

  • Виды и уровни публичной собственности (федеральная собственность, субъектов РФ, муниципальная)
  • Пределы государственного вмешательства и гарантии обеспечена ряда принципов рыночной эк. (запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг, установление ограничений свободного передвижения товаров и услуг только федеральным законом)
  • Важнейшие институты государственного регулирования экономики: денежная единица, принципы денежной эмиссий, основы налоговой политики, государственных займов
  • Компетенцию органов государственной власти в сфере экономики (например, распределение полномочии в сфере бюджетных и налоговых вопросов)
  • Совокупность конституционных норм, регулирующих экономические отношения, составляют конституционные основы этих отношений
  • Для конституционно-правового регулирования основ экономической системы общества определяющее значение имеют отношения собственность, формы и виды собственности, принципы их регулирования и обес-печения
 
 
 
 
 
 
 

3. Собственность как конституционная категория 

Категория собственности имеет  многоплановый характер

  • В Экономическом смысле собственность представляет собой отношение по поводу присвоения (отчуждения) материальных благ
  • Как правовая категория собственность выступает в 2 качествах: как объективное и субъективное право

Право собственности в  объективном смысле

  • Совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения по поводу присвоения материальных благ
  • Совокупность правомочий собственника и исключительная возможность полного хозяйственного господства над имуществом
 

В Конституции  РФ термин “собственность” используется неоднозначно

  • В ст. 8 он представлен в двух смыслах: как любое принадлежащее лицу имущество; и как совокупность экономических отношений, связанных с определенным способом ведения хозяйственной деятельности (форма собственности)
  • В ст. 35 – как абсолютное вещное право лица на определенную вещь, включающее правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью
 

4. Конституция и  форма собственности 

Форма собственности является конституционной  категорией, ее содержание выражается в следующем:

  • Учреждается и обеспечивается экономическая модель, основанная на признании существования и равной правовой защите частных и общественных форм собственности
  • Устанавливаются определенные приоритеты для наиболее перспективных форм хозяйствования
  • Устанавливаются: статус субъектов отношений собственности, их полномочия; социально-политическое назначение и правовой режим использования важнейших для общества объектов собственности
 

Анализ Конституции  РФ показывает приоритетность частной  собственности:

  • В перечне частная собственность стоит на первом месте
  • Закрепляются важнейшие принципы рыночной экономики (свобода эк. Деятельности, свобода передвижения товаров и услуг, единство экономического пространства, поддержка конкуренции), которые являются необходимой базой для существования и развития частной собственности (п.1 ст.8)
  • Допускается частная собственность на землю и другие природные ресурсы – объекты, которые относятся к национальному достоянию всего общества (п.2,ст.9)
  • Право частной собственности представлено как естественное право человека, раскрыто его экономическое и правовое содержание (п.2): “каждый вправе иметь имущество в собственности, Владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами” 

Информация о работе Лекции по основам финансового права