Лекция по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:17, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по "Финансовому праву"

Работа содержит 1 файл

Финансовое право1.docx

— 111.17 Кб (Скачать)

Финансовое право 

Тема 5: Бюджет и  бюджетное право 

  1. понятие бюджета  и бюджетного правоотношения. Социально  – экономическая ункция государства

В материальном аспекте Гос бюджет, как и местный, представляет собой централизованный в масштабах определенного государства  или муниципального образования  денежный фонд, явлющийся собственностью государства, его территориального подразделения или муниципального образования, от имени которых осуществляют формирование и использование бюджетных  средств соответствубщие компетентные органы государственной власти и  местного самоуправления.

Централизованные  – бюджеты, гос внебюджетные фонды, ден средства от гос страхования, помощь гос-ву

Децентрализованный  – финансы, оставшиеся после уплаты налогов 

С экономической  точки зрения бюджет рассмативается как совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в  связи с образованием, распределенем  и использованием централизованных денежных сфондов, предназначенных  для осуществления общезначимых задая и функций государтсва  и муниципальных образований. 

С правовой точки  зрения бюджет – правовой акт, основной финансовый план образования, распределения  и использования централизованнго денежного фонда государства  или муниципального образования, утвержденный соответствующими представительными (законодательными) органами государственной  власти или местного самоуправления. 

Правовая форма  бюджета раскрывается в ст 11 БК РФ: 

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме фежерального закона

Бюджет субъекта РФ – в форме закона субъекта РФ

Местный бюджет – в форме правового акта представительного  органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом  муниципального образования.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней  на соответствующей территории без  учета межбюджетных трансферов (ст 6 БК РФ) 

Признаки бюджета  как правовой категории:

  1. бюджет – это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов
  2. бюджет – это финансовый план государства,в ктором указаны его доходы и расходы в предстоящем году
  3. бюджет – это основной финансовый план государства, на основаниии котрого и во исполнении которого принимаются остальные финансовые планы
 

Бюджет –  это публичные экономические  отношения, опосрелущие процесс  аккумулиования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств определенного  государственно – территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжени органов государственной  власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося  основным финансовым праном, утверждаемым соответствущим представительным органом  в правовой форме 

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму формирования и расходвания денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. 

Наличие взаимоотношений  между звеньями бюджетной системы  порожают бюджетные правоотношения, которые обусловлены фактом существования  государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство 

Бюджетное право  – это подотрасль финансового  права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с  ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельность гсударства и муниципальных образований 

В бюджетном  прве можно выделить блоки норм:

1. Общие положения  бюджетного права (предмет, принципы, источники, содеражение, перечень  субъектов бюджетных правоотношений)

2. Бюджетное  устройство РФ, виды бюджетов, входящие  в бюджетную систему страны, принципы  взаимной связи и функции каждого  их видов бюджета

3. состав доходов  и расходов бюджетной системы  (в целом и по отдельности), разграничение между бюджетами  разных уровней

4. разграничение  компетенций РФ, субъектов РФ  и муниципальных образований  по вопросам функционирования  бюджетной системы

5. бюджетный  процесс (процедурный порядок формирования и реализации бюджета, порядок отчетности о его исполнении) 

предмет бюджетного права – это совокупность возникающих  вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования  общественных отношений... 

общественные  отнощения, входящие в предмет бюджетного права, классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

  1. установления доходных источников все уровней
  2. расхожования бюджетных денежных средств
  3. межбюджетного регулирования
  4. бюджетного процесса
  5. осуществления бюджетного контроля
  6. установления оснований
 

источники бюджетного права – это внешние конкретные формы его выраженя, т. е. правовые акты представительных органов исполительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности. 

Источники бюжетного  права:  

Конституция РФ

Бюджетное законодательство (бюджетный кодекс, федеральное законодательство о федеральном бюджете на соответствущий год, законы субъектов федерации  о бюджетах субъектов федерации  на соответствующий год, нормативно – правовые акту предствительных  органов местного самоуправления о  местных бюджетах на соответствущий год, иные федеральные законы, законы субъектов федераций, правовые акты представительных органов местного самоупрелавние, регулирующие соответствующие  бюжетные отношения)

Подзаконные нормативные  акты

Международные правовые акты

Судебные решения 

Приоритет норм международного законодательства над  нормами местного законодательства, НО только если Россия ратифицировала данный акт 

Бюджетное правоотношение – это вид общественных отношений, в которых посредством специальных  методов реализуется установленная  или санкционированная государственной  волей система финансово –  правовых норм в конкретне правоотношения относительно взаимодействия РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований  в бюджетной деятельности 

Особенности бюджетныъ  правоотношений

  • б.п. возникают с связи с образованием, распредеением и испоьзованием централизованных государственыъ или муниципальных денежных фондов общего значения, находящегося в собственности соответствующего территорального образования
  • права и обязанности субъектов бп обусловлены формирование и использованием бюджета как основного финансовоного плана
  • в бп непосредственно участвует государство, государстыенные или муниципальные образования, а также органы государственной власти или местноо самоуправления
  • бп, как нормы финансового, бюджетного права могут быть материальными и процессуальными
 
 

К бюджетным  полномочиям субъектов РФ относятся:

  • вопросы взаимоотношений субъектов РФ с другими субъектами бюджетного права
  • вопросы по составлению, рассмотрению проектов бюджетов субъектов РФ, утвердеию и исполнению
 

К  бюджетным  полномочиям органов местного самоуправления относятся:

  • становление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета
  • составление и рассмотрение проекто местного бюджета
  • осуществление контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполении местного бюджета
  • определение порядка представления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов
  • установление и исполнение расходных обязателств муниципальных образований
  • осуществление муниципальых заимствований, определение порядка такого осуществления
 

Тема 6: Бюджетное  устройство и бюджетный процесс 

Понятие основные принципы и тд 

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов

местные бюджеты 

бюджетное устройство – это основаное на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии  их доходов и расходов 

структуры бюджетной  системы:

  • федеральный бюджет
  • бюджеты субъектовРФ
  • бюджет ...
 

особенностью  бюджетного устройства федеративных государств является наличие трехуровневой  бюджетной системы 

доходы бюджета  – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета

Расходы бюджета  – это выплачевыемые из бюджета  денежные средства, за исключением  средств, которые вляются в соответствии с БК РФ источником ифнансирования дефицита бюджета 

Бюджетная классификация  – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджета, бюджетной системы РФ, ипользуемая  для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной  отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджета.

Министерство  финансов отвечает за структуру кодов  в бюджетной классификации 

Основные направления  расходов гос бюджета:

  • содержание органов гос власти и местного самоуправления, судов, правоохранительных органов
  • обеспечение обороны и безопасности страны
  • поддержание и развитие отраслеф экономики
  • обеспечение охраны окружающей природной среды
  • социально – культурная сфера
  • наука
  • международная  деятельность
  • обслуживание и погашение гос и муниципальных долговых обязательств
 

закрепление доходов  за федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ, бюджетом мниципальных образований осуществляется на постоянной основе и не подлежат ежегодному изменению, составляет основу финансовой самостоятельности  субъектов бюджетных правотношений 

закрепленный  доход – это доходы, которые  в соответствии с законодательством, или в твердой фиксированной  доле (процент), закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами (региональные). НДС, налог на прибыль

регулирующие  –. Передаются в определенные бюджеты, не на постоянной основе, а на конкретной бюджетной основе, с целью сбалансирования доходов и расходов 

регулирование может осуществляться путем передачи бюджету процентных отчислений, либо путем оказания прямой финансовой помощи (дотации, субсидии и субвенции)

дотация – бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на безвозвратной безвозмездной  основе без установления направления  использования (идут на выравнивание бюджетной  обеспеченности опр бюджета, не имеют  целевой характер). В РФ есть федеральный  фонд финансовой поддержки российской федерации

субсидии –  бюджетные средства, безвозмездные  и безвозвратные, предоставляемые  на условиях долевого финансирования целевых расходов. Федеральный фонд софинансирования расходов. Могут предоставляться  на строительство школ

отличие субсидий – целевое, но в доле

субвенция –  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня для осуществлеия определенных целевых расходовв  целях выполнения гос функций (финансирование нижестоящих бюджетов только в целях  обеспечения гос задач вышестояего  органа). Тоже безвозвратная и безфозмездная 

Информация о работе Лекция по "Финансовому праву"