Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:17, лекция
Работа содержит лекцию по "Финансовому праву"
Финансовое право
Тема 5: Бюджет и
бюджетное право
В материальном
аспекте Гос бюджет, как и местный,
представляет собой централизованный
в масштабах определенного
Централизованные – бюджеты, гос внебюджетные фонды, ден средства от гос страхования, помощь гос-ву
Децентрализованный
– финансы, оставшиеся после уплаты
налогов
С экономической
точки зрения бюджет рассмативается
как совокупность экономических (денежных)
отношений, которые возникают в
связи с образованием, распределенем
и использованием централизованных
денежных сфондов, предназначенных
для осуществления общезначимых
задая и функций государтсва
и муниципальных образований.
С правовой точки
зрения бюджет – правовой акт, основной
финансовый план образования, распределения
и использования
Правовая форма
бюджета раскрывается в ст 11 БК РФ:
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме фежерального закона
Бюджет субъекта РФ – в форме закона субъекта РФ
Местный бюджет – в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Консолидированный
бюджет – свод бюджетов всех уровней
на соответствующей территории без
учета межбюджетных трансферов (ст
6 БК РФ)
Признаки бюджета как правовой категории:
Бюджет –
это публичные экономические
отношения, опосрелущие процесс
аккумулиования, распределения и
использования
Бюджетный кодекс
РФ определяет бюджет как форму формирования
и расходвания денежных средств,
предназначенных для
Наличие взаимоотношений
между звеньями бюджетной системы
порожают бюджетные правоотношения,
которые обусловлены фактом существования
государства, поэтому внешне выражаются
в тех формах, которые им определяет
государство
Бюджетное право
– это подотрасль финансового
права, представляющая собой совокупность
установленных государством общеобязательных
однородных правовых норм, регулирующих
имущественные и связанные с
ними неимущественные общественные
отношения, складывающиеся в процессе
бюджетной деятельность гсударства
и муниципальных образований
В бюджетном прве можно выделить блоки норм:
1. Общие положения
бюджетного права (предмет,
2. Бюджетное
устройство РФ, виды бюджетов, входящие
в бюджетную систему страны, принципы
взаимной связи и функции
3. состав доходов и расходов бюджетной системы (в целом и по отдельности), разграничение между бюджетами разных уровней
4. разграничение компетенций РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам функционирования бюджетной системы
5. бюджетный
процесс (процедурный порядок формирования
и реализации бюджета, порядок отчетности
о его исполнении)
предмет бюджетного
права – это совокупность возникающих
вследствие государственного учреждения,
закрепления или регулирования
общественных отношений...
общественные отнощения, входящие в предмет бюджетного права, классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:
источники бюджетного
права – это внешние конкретные
формы его выраженя, т. е. правовые
акты представительных органов исполительных
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, регулирующие
общественные отношения в сфере бюджетной
деятельности.
Источники бюжетного
права:
Конституция РФ
Бюджетное законодательство (бюджетный кодекс, федеральное законодательство о федеральном бюджете на соответствущий год, законы субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год, нормативно – правовые акту предствительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствущий год, иные федеральные законы, законы субъектов федераций, правовые акты представительных органов местного самоупрелавние, регулирующие соответствующие бюжетные отношения)
Подзаконные нормативные акты
Международные правовые акты
Судебные решения
Приоритет норм
международного законодательства над
нормами местного законодательства,
НО только если Россия ратифицировала
данный акт
Бюджетное правоотношение
– это вид общественных отношений,
в которых посредством
Особенности бюджетныъ правоотношений
К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся:
К бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относятся:
Тема 6: Бюджетное
устройство и бюджетный процесс
Понятие основные
принципы и тд
Федеральный бюджет
Бюджеты субъектов
местные бюджеты
бюджетное устройство
– это основаное на правовых нормах
принципы построения бюджетной системы,
ее структура и организация
структуры бюджетной системы:
особенностью
бюджетного устройства федеративных государств
является наличие трехуровневой
бюджетной системы
доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источником финансирования дефицита бюджета
Расходы бюджета
– это выплачевыемые из бюджета
денежные средства, за исключением
средств, которые вляются в соответствии
с БК РФ источником ифнансирования
дефицита бюджета
Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, бюджетной системы РФ, ипользуемая для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджета.
Министерство
финансов отвечает за структуру кодов
в бюджетной классификации
Основные направления расходов гос бюджета:
закрепление доходов
за федеральным бюджетом, бюджетом
субъектов РФ, бюджетом мниципальных
образований осуществляется на постоянной
основе и не подлежат ежегодному изменению,
составляет основу финансовой самостоятельности
субъектов бюджетных
закрепленный доход – это доходы, которые в соответствии с законодательством, или в твердой фиксированной доле (процент), закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами (региональные). НДС, налог на прибыль
регулирующие
–. Передаются в определенные бюджеты,
не на постоянной основе, а на конкретной
бюджетной основе, с целью сбалансирования
доходов и расходов
регулирование может осуществляться путем передачи бюджету процентных отчислений, либо путем оказания прямой финансовой помощи (дотации, субсидии и субвенции)
дотация – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозвратной безвозмездной основе без установления направления использования (идут на выравнивание бюджетной обеспеченности опр бюджета, не имеют целевой характер). В РФ есть федеральный фонд финансовой поддержки российской федерации
субсидии – бюджетные средства, безвозмездные и безвозвратные, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов. Федеральный фонд софинансирования расходов. Могут предоставляться на строительство школ
отличие субсидий – целевое, но в доле
субвенция –
бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня для осуществлеия
определенных целевых расходовв
целях выполнения гос функций (финансирование
нижестоящих бюджетов только в целях
обеспечения гос задач