Лекции по основам финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:12, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 1 файл

Основы Финансового права.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

- форма образования  и расходования денежных средств,  предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных  к предметам ведения субъектов РФ

- Бюджет субъекта  РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его  территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ 

Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет)

  • Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления
  • Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ
 
 

 Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке 
 
 
 

Классификация доходов бюджетов РФ

- является группировкой  доходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ и основывается  на законодательных актах РФ, определяющих источников формирования  доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

- группы доходов  состоят из статей доходов,  объединяющих конкретные виды  доходов по источникам и способам  их получения  

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений  

К налоговым доходам  относятся предусмотренные  налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы 

К неналоговым доходам  относятся:

- доходы от  использования имущества

- доходы от платных услуг

- средства, полученные  в результате применения мер  юридической ответственности

- доходы в  виде финансовой помощи, полученной  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ 

- иные неналоговые  доходы  
 

В соответствии с БК под бюджетным процессом понимается – процесс составления проект бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения  

Составлению проектов бюджета предшествуют разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований  и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов  
 

Бюджетный процесс  длится около 3,5года, на 4 стадии:

    1. Составление проекта бюджета
    2. Рассмотрение проекта в органах
    3. Исполнение бюджета
    4. Составление, внешняя проверка

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период

Проект бюджета  субъекта РФ и проекты территориальных  государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются.  
 

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться  основные характеристики бюджета:

- Общий объем  дохода бюджета 

- Общий объем  расходов бюджета

- Дефицит (профицит) бюджета 

В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться  основные характеристики бюджета:

  • Общий объем доходов бюджета
  • Общий объем расходов бюджета
  • Дефицит (профицит) бюджета

Одновременно  с проектом бюджета составляются:

  • Основные направления налоговой и бюджетной полтитики
  • Предваритенльные итоги социально-экономическогог развития соответствующей территории за истекший период и ожидаемые итоги за текущий финансовый год
  • Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории
  • Прогноз основных характеристик
  • Пояснительная записка к проекту бюджета, методики и расчёты распределения межбюджетных трансфертов
  • Верхний предел государственного долга на конец очередного финансового года
  • Проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год
  • Проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год
  • Оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год
  • Проекты  законов о бюджетах на текущий финансовый год
  • Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов
  • Иные документы и материалы

Внесение проекта закона о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа:

Правительство РФ вносит проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 26 августа текущего года.

Одновременно  с проектом закона о федеральном  бюджете Правительство РФ вносит в ГД проекты законов:%

  • Об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета государственых внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году
  • О бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и пдановый период
  • О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В течении суток  со дня внесения проекта о бюджете, Совет ГД направляет его в комитет  ГД, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства

ГД рассматривает  проект закона о бюджете в трех чтениях.

В тесении 15 дней комитеты Г готовят и направляют в Комитет по бюджету заключекния  по указанному законопроекту и предложения о его принятии или об отклонении, а также предлождения и рекомендации по предмету первого чтения

При рассмотрении в первом чтении ГД заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ, а также доклад Председателя Счетной Палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта

В случае принятия ГД законопроекта, в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета

В случае отклонения:

  • Передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей ГД, представителей СФ и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта в соответствии с предложениями и рекомендациями.
  • Вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку
  • Поставить вопрос о доверии Правительства РФ

Предметом рассмотрения ГД проекта закона о бюджете во втором чтении:

  • Бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении
  • Приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов
  • Программа государственных внутренних и внешних заимствований
  • Приложение по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ.

В третьем чтении:

  • В третьем чтение5и, утверждаются ведомственная структура расходов бюджета
  • Законопроект выносится на голосование в целом
  • Принятый закона в течение пяти дней со дня рассмотрения передается на рассмотрение СФ.

Федеральный закон  о бюджете подлежит обязательному  рассмотрению СФ РФ в порядке. Предусмотренном  конституцией.

Испонение федерального бюджета и бюджета государственых внебюджетных фондов РФ, бюджета субъета РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно:

  • Правительством РФ
  • Высшим исполнительным органом государственой власти субъекта РЫ
  • Местной администрации муниципального образования

Финансовый год  завершатся 31 декабря:

  • До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета
  • И т.д.

Отчет об исполнении бюджета:

  • Готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
  • Содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета
  • И т.д.

Тема: Основы налогового права  РФ

  1. Роль налогов в современном государстве
  2. Понятие, предмет и метод налогового права
  3. Источники налогового права
  4. Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
  5. Налоговая система РФ
  6. Участники налоговых правоотношений
  7. Специальные налоговые режимы

В России налоговая  система нормативно определена в  НК РФ

  • Налоговым платежем является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности,Ю безвозмездности и, поступающая в специальные бюджетные и внебюджетные фонды
  • Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:
  • Налог
  • Сбор

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физический лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Признаки налоговых  платежей:

  • Обязательность
  • безвозмездность
  • Отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий со стороны государства.

Признаки сборов:

  • Обязательность
  • Наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определённых последствий

Понятие, предмет  и метод налогового права

Налоговое право:

  • Относится к публичным отраслям права
  • Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют  общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Предмет налогового права:

  • Общественные отношения, возникающие  в процессе реализации налоговых правоотношений
  • Они отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

Метод налогового права:

  • Специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений
  • Основным методом является метод: «власти и подчинения»

Источники налогового права:

  • Законодательство РФ о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК)
  • Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п.4 ст. 1 НК)
  • Нормативно правовые акты муниципальных образований
  • НК

Информация о работе Лекции по основам финансового права