Правовые основы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Организация финансового контроля - важная задача и функция государственного управления. В ней отражаются общественная потребность и экономическая необходимость, порождаемые движением финансовых потоков. Лимская декларация руководящих принципов контроля начинается словами «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Содержание

Введение 3

Бюджетный Кодекс и финансовый контроль 6

Бюджетный Кодекс - правовая основа финансового контроля 7

Органы государственного и муниципального контроля 8

Контрольные функции Минфина России 10

Контрольные функции Федерального казначейства 11

Базовые параметры контроля по Бюджетному Кодексу 12

Недостатки и недоработки в Бюджетном Кодексе 16

Заключение 23

Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

Финансовое законодат-во. Правовые основы фин-го контроля.rtf

— 231.53 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Марийский государственный технический университет»  
 
 
 
 

Кафедра Экономики и Финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по финансовому законодательству

На тему: «Правовые основы финансового контроля» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. з/у ФК-12

Панова Н.В.

Проверил:

Эркубаев З.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола

2011г.

План

 

Введение 3

Бюджетный Кодекс и финансовый контроль 6

Бюджетный Кодекс - правовая основа финансового контроля 7

Органы государственного и муниципального контроля 8

Контрольные функции Минфина России 10

Контрольные функции Федерального казначейства 11

Базовые параметры контроля по Бюджетному Кодексу 12

Недостатки и недоработки в Бюджетном Кодексе 16

Заключение 23

Библиографический список 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Организация финансового контроля - важная задача и функция государственного управления. В ней отражаются общественная потребность и экономическая необходимость, порождаемые движением финансовых потоков. Лимская декларация руководящих принципов контроля начинается словами «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

     Недостаточное осознание этого в постсоветской России имело ярко выраженные негативные последствия. Председатель Счетной Палаты Российской  Федерации С.В.Степашин  полагает, что «затянувшийся экономический кризис обусловлен прежде всего ослаблением функции государственного финансового контроля. Чтобы преодолеть этот кризис, нужно преодолеть правовой нигилизм в бюджетной сфере, создать целостную систему жесткого финансового контроля».

     Президент страны В.В.Путин заявил на 5-м конгрессе Европейской организации высших органов финансового контроля, что «… в России уже практически сформированы все необходимые элементы системы государственного финансового контроля, … но … это все находится только в стадии становления».

     С обывательской точки зрения государственный контроль - это возможность безапелляционного вмешательства чиновников в любые процессы. При таком подходе к контролю функция управления подменяется неписанным правом вышестоящего бездоказательно «поправлять» и «отменять». С другой стороны, понятие государственного контроля сильно размыто. К примеру, от имени государства практически все существующие  министерства и ведомства осуществляют контрольные функции наряду с основными отраслевыми функциями.

     По содержательной сути государственный контроль - это проверка государством того, как государственные служащие выполняют возложенные на них обязанности, как функционирует государственная служба в целом.

     Статьёй 10 Конституции РФ установлены разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличия контрольных функций у законодательной ветви власти Конституция не предусматривает, а судебная власть действует присущими ей формами и способами конституционного, гражданского, административного и уголовного делопроизводства. Следовательно, контроль - функция специальных органов или исполнительной власти. Сила контроля в том, что он реализуется по вертикали и независимо и действовать он должен от имени Президента или закона.

     Создание системы государственного контроля требует формирования его правовой базы, ибо в Конституции РФ и действующих федеральных законах сама категория государственного контроля практически отсутствует.

     Правовая база контроля определяет принципы и порядок его осуществления.  В документальном выражении правовая база финансового контроля это:

     - конституционное определение и закрепление  основных целей и полномочий контроля;

     - законодательное установление задач, функций и полномочий контрольных органов и их работников;

     - регламентирование и регулирование содержания, деталей и особенностей процесса контроля путем издания подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и собственных актов контрольных органов.

     Современная правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации уже довольно основательна, но в силу исторически сложившихся обстоятельств разнородна, внутренне противоречива. Самое главное в том, что в целом правовая составляющая системы государственного финансового контроля все еще отстает от экономической реальности, интересов общества и задач государства в финансовой сфере. Сюда тесно примыкает вопрос о высшем контрольном конституционном органе, каковым фактически является Счетная Палата Российской Федерации.

     Современная Россия в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания необходимой правовой базы финансового контроля. В развитие положений Конституции РФ принят Федеральный закон  «О Счетной Палате Российской Федерации». Вопросы государственного и муниципального контроля широко отражены в Бюджетном Кодексе РФ.  Аудиторское дело с первых шагов получило ощутимую правовую поддержку в виде утвержденных Указом Президента Российской Федерации Временных правил аудиторской деятельности. Теперь принят и действует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

     Одним из первых юридических  документов, в котором решались проблемы государственного финансового контроля в условиях построения правового государства и становления рыночной экономики, явился Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Указ установил, что в РФ государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он также определил круг органов, на которые в соответствии с установленным законодательством возлагается финансовый контроль. В Минфине это Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление.

     В 1998 году был принят и с 1января 2000 г. вступил в действие (за исключением отдельных положений) Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Бюджетный кодекс и финансовый контроль

     Принятие, а затем вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации явилось, без преувеличения, этапным событием в финансовой жизни страны.

     Бюджетное дело получило постоянную правовую основу. Новый для финансовой практики и финансовой политики страны документ регламентировал вопросы, которые раньше решались волей руководства, "горловым" способом в органах, утверждающих бюджеты и сметы, путем откровенного лоббирования в коридорах власти.

     Для специалистов финансового контроля, руководителей учреждений, бухгалтеров, других должностных лиц, которым приходится иметь дело с контролем, важность Бюджетного кодекса состояла еще и в том, что он впервые в законодательном порядке сформулировал и решил целый ряд нормативных правовых проблем содержания и организации финансового контроля. До этого в постсоветской России не было (кроме целенаправленного федерального закона о Счетной палате, принятого ранее Кодекса) такого законодательного акта.

     Именно поэтому вопросы государственного финансового контроля в Бюджетном кодексе заслуживают отдельного разговора. Споры о содержании кодекса вообще и его отдельных аспектов в частности  продолжаются до сих пор. И, скорее всего, в том или ином виде будут продолжаться практически всегда. Их разрешение должно носить в большинстве конкретных случаев сценарный характер. В условиях, когда экономический кризис в стране преодолен не полностью, когда бюджет из года в год, хотя и укрепляется, но далеко не приобрел желаемую стабильность, нельзя требовать «железной» стабильности и от бюджетного регулирования, от бюджетного контроля. Надо иметь четкие отправные точки и четкие цели и двигаться от одних к другим, соизмеряясь с предлагаемыми обстоятельствами, учась обращать их на пользу общества, государства, граждан.

     Говорят о том, что некоторым вопросам контроля придан расширительный смысл, а иные, напротив, не получили должной проработки, указывают на отдельные противоречия в положениях и формулировках Кодекса, касающихся финансового контроля. Вызывают недоумение некоторые поправки, впоследствии внесенные в Кодекс. Тем не менее, крупный - и по существу первый - шаг в формировании правовых основ государственного и муниципального финансового контроля был сделан именно с принятием Кодекса.

Бюджетный  Кодекс - правовая основа финансового контроля

     Предложения специалистов финансового контроля о том, что в условиях формирования рыночной экономики в стране необходимо законодательно закрепить понятие, правовые основы, задачи и систему государственного финансового контроля не раз высказывались в печати, на совещаниях, семинарах, конференциях, были признаны на государственном уровне.

     И вот с появлением Бюджетного кодекса термины «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «муниципальный финансовый контроль», «органы финансового контроля» фактически впервые появились в законодательном лексиконе современной России в своем содержательном понимании. Очевидно, что авторы Кодекса и законодатели предавали вопросам финансового контроля серьезное значение. Об этом свидетельствует наличие в документе специального раздела "Государственный и муниципальный финансовый контроль", а кроме него - целого ряда статей по отдельным вопросам финансового контроля и положений в других статьях, затрагивающих параметры контроля.

Органы государственного и муниципального контроля

     Естественно, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации вопросы финансового контроля рассматриваются в контексте бюджетных правоотношений. Осуществление контроля за исполнением бюджетов всех уровней предстает как важная и органичная составляющая компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования этих отношений. Органы государственного и муниципального финансового контроля признаются полноправными участниками бюджетного процесса.

     Были названы и сами эти органы, прежде всего - Счетная палата Российской Федерации.

     Было установлено, что полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно соответствующих органов государственного или муниципального финансового контроля. Типичным примером является постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации», в котором нашли отражение мотивы уже принятого, хотя и не вступившего к моменту принятия постановления в силу Кодекса. Бюджетный кодекс предусмотрел распределение контрольных полномочий в бюджетной сфере между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и полномочий между контрольными органами.

     Документ определил, что органы финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами власти, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, различных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства. Компетенция органов финансового контроля, создаваемых соответствующими органами исполнительной власти и осуществляющих ведомственный контроль за исполнением бюджетов, несколько иная - в ней больше текущей и оперативной работы, в нее не входит экспертиза.

Информация о работе Правовые основы финансового контроля