Конституционные основы финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

В основе финансового права лежит принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов.

Содержание

1.Конституционные основы (принципы)

финансового права.

2. Бюджетная компетенция (права) субъектов РФ.

3. Понятие государственного и муниципального кредита и долга.

Работа содержит 1 файл

финансовое право контрольная.docx

— 29.09 Кб (Скачать)
  1. Конституционные основы (принципы) финансового права
 
 

     В основе финансового права лежит  принцип приоритета в области  финансовой деятельности государства  представительных органов перед  исполнительными органами государственной  власти. Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов.

     Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно  участвовали обе ветви власти. Право принять закон о федеральном  бюджете имеют только обе палаты представительного органа (ст. 106 Конституции). То же касается и всех других уровней  бюджетов при обсуждении и утверждении  их органами государственной и исполнительной власти. За представительными органами власти закреплены также вопросы  налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного  дела и т.д.

     Вторым  принципом финансовой деятельности и финансового права считается  принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права следует признать принцип законности.

     Финансовое  право не обходится и без принципа плановости. Хотя в условиях перехода к рынку от административного  планирования отказались, однако, анализируя развитие человечества, можно сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простой товарообмен, затем сложилось денежное обращение, а затем общество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы, и, что особенно важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не спланировав свои доходы и расходы на следующий год.

     Рассчитывая количество и объем доходов, которые  должны поступить в бюджет, государство  в то же время не может не учесть и затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь  единый плановый акт в государстве  — бюджет, или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной  системе и отражающихся в консолидированном  бюджете (см. ст. 13 БК). Это — объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего  остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих  обращение, и т.д. Есть отдельный  план — по доходам государства  и специальный план — по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль. Таким образом, принцип плановости есть основное условие  всей финансовой деятельности государства. 
 

  1. Бюджетная компетенция (права) субъектов РФ
 

     Бюджетные права - это полномочия различных  субъектов бюджетного права. Бюджетные  права РФ и бюджетные права  ее субъектов между собой тесно  связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского  государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные  отношения.

     Важной  стороной в характеристике бюджетно-правового  статуса субъектов РФ выступает  их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты РФ согласно Конституции РФ являются равноправными.

     Правовой  основой компетенции субъектов  РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство РФ, а также законодательство субъектов  РФ.

     Бюджетные права субъектов РФ отражают связи  последних по линии бюджета по трем направлениям: с федеральными органами власти; с другими субъектами РФ; с органами власти местного самоуправления.

     Совокупность  следующих прав характеризует бюджетно-правовой статус субъектов РФ:

     1) установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов  субъектов РФ;

     2) составление отчета об исполнении  консолидированного бюджета субъекта  РФ;

     3) составление и рассмотрение проектов  бюджетов субъектов РФ и консолидированных  бюджетов субъектов РФ, утверждение й исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

     4) распределение доходов от региональных  налогов и сборов, иных доходов  субъектов РФ между бюджетом  субъекта РФ и местными бюджетами;

     5) определение порядка направления  в бюджет субъекта РФ доходов  от использования собственности  субъекта РФ, доходов от налогов  и сборов субъекта РФ, иных  доходов бюджета субъекта РФ;

     6) разграничение полномочий по  осуществлению расходов между  бюджетом субъекта РФ и местными  бюджетами в соответствии с  законодательством РФ;

     7) установление совместно с органами  государственной власти РФ порядка  и условий предоставления финансовой  помощи бюджетам субъектов РФ;

     8) определение порядка и предоставление  финансовой помощи и бюджетных  ссуд из бюджета субъекта РФ  местным бюджетам;

     9) установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов;

     10) определение перечня и порядка  осуществления и осуществление  государственных внутренних и  внешних заимствований субъекта  РФ и управление государственным  долгом субъекта РФ. 
 
 
 

  1. Понятие государственного и  муниципального кредита и долга.
 

     Государственный кредит - урегулированная нормами  финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических  и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

     Управление  государственным кредитом может  рассматриваться в узком и  широком смысле.

     Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его  деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Как одно из направлений финансовой политики управление государственным кредитом находится в руках органов  власти и управления государством. Именно они определяют общий объем  бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для  его финансирования, основные направления  и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

     В узком смысле под управлением  государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с  подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию  рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

     В процессе управления государственным  кредитом следующие задачи:

     • минимизация стоимости долга  для заемщика;

     •недопущение  переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса;

     • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

     • обеспечение своевременного возврата кредитов;

     • максимальное решение задач, определенных финансово политикой, например снижение темпов инфляции.

     Управление  государственным кредитом в узком  смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным  кредитом под руководством Правительства  обычно осуществляет Министерство финансов или Казначейство совместно с  Центральным банком (ЦБ РФ).

     Формы государственного кредита:

     1) государственные займы;

     2) государственные долговые обязательства;

     3) сберегательное дело. 

     Субъекты  государственного кредита:

     1) РФ, ее субъекты - заемщик;

     2) муниципальные образования, физические  и юридические лица - заимодавец.

     Результатом государственного кредита является государственный долг. 

     Значение  государственного долга - формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. 

     Государственный долг России - долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ.

     Государственный долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     Методы  управления государственным долгом:

     1) рефинансирование (новация) - замена  старых кредитных обязательств  новыми путем их выпуска;

     2) конверсия - изменение кредитных  отношений путем изменения (увеличения  или снижения) процентной ставки  по кредиту;

     3) консолидация - продление сроков  действующих займов;

     4) унификация займов - объединение  нескольких займов в один;

     5) отсрочка погашения займов;

     6) аннулирование государственного  долга - прекращение кредитных  обязательств государства путем  его отказа от долга. Так,  например, Правительство РФ вправе  осуществить списание государственного  внутреннего долга РФ по государственным  займам, осуществленным путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ  в валюте РФ, по которым истек  срок исковой давности.

     Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

     Долговые  обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

     Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

     Государственные долговые обязательства РФ могут  существовать в следующих формах:

     1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России  как заемщика с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями. Порядок заключения  и действия международных договоров  определяется ФЗ от 15.07.1995 г. №  101 О международных договорах РФ;

Информация о работе Конституционные основы финансового права