Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения
Таблица 7
Динамика закрытия неработающих счетов в ООО КБ «ИСТОК»
| 01.01. 2009 год | 01.01. 2010 год | ||
| Количество (шт.) | Удельный вес (%) | Количество (шт.) | Удельный вес (%) |
Всего счетов: | 2264 | 100 | 2453 | 100 |
- из них, функционирующих | 1714 | 75,7 | 1953 | 79,6 |
Неработающих, -всего: | 550 | 24,3 | 500 | 20,4 |
Данные таблицы свидетельствуют, что в филиале на 01.01. 2009 г. имелось 550 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 1714 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела 50 неработающих счетов было закрыто. Таким образом, на 01.01.2010г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.
Для осуществления расчетных операций ООО КБ «ИСТОК» обладает существенным конкурентным преимуществом. Масштабная филиальная сеть, интегрированная в единую расчетную систему, позволяет осуществлять платежи практически в любую точку России.
Развитие собственной расчетной системы, обеспечивающей межрегиональные расчеты в режиме реального времени, является основой расширения обслуживания безналичных финансовых потоков корпоративных клиентов.
Темпы роста безналичных перечислений проанализированы на основе статистических данных ООО КБ «ИСТОК» и отражены в таблице 8.
Таблица 8
Темпы роста безналичных перечислений по некоторым отделениям ООО КБ «ИСТОК» за 2009- 2010 г.г.
Наименование Отделений | Безналичные перечисления в 2009 г. (тыс. руб.) | Безналичные перечисления в 2010 г. (тыс. руб.) | Темп роста % |
Липецкий филиал | 355305 | 518385 | 145,9 |
Орловский филиал | 591021 | 823076 | 139,3 |
Саратовский филиал | 255676 | 367857 | 143,9 |
На основе данных таблицы 8, можно сделать вывод, что в течении 2010 г. ООО КБ «ИСТОК» произведено более 500 млн. безналичных платежей в рублях и иностранной валюте. Это на 45,9% больше, чем в 2009 году. В других филиалах ООО КБ «ИСТОК», в частности, Липецком, Саратовском, темпы безналичных платежей так же увеличились. Относительно комиссии, полученной по ООО КБ «ИСТОК» можно сказать, что ее структура весьма разнообразна. Данные о структуре представлены на рисунке (Рисунок 2)
Из рисунка видно, что удельный вес комиссии, полученной по отделу РКО самый большой в общей структуре, и составляет порядка 42%.
Для обслуживания клиентов, ориентированных на внешний рынок, банк имеет широкую сеть корреспондентских отношений в зарубежных странах.
Для осуществления безналичных операций юридические лица используют различные формы безналичных расчетов. Структура форм безналичных расчетов, применяемых клиентами ООО КБ «ИСТОК», отражены в таблице ( Таблица 9).
Таблица 9
Структура безналичных форм расчетов ООО КБ «ИСТОК»
Формы расчетов | Структура, в % | Темп роста в % | |
| 01.01.2009г | 01.01.2010г |
|
Платежные поручения | 55 | 60 | 5 |
Аккредитивы | __ | __ | __ |
Чеки | __ | __ | __ |
Расчеты по инкассо | 18,5 | 19,91 | 1,41 |
Векселя | 25,7 | 20,26 | -5,44 |
Корпоративные пластиковые карты | 0,78 | 0,81 | 0,07 |
Всего | 100 | 100 | __ |
Из таблицы 9 видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают банковские векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2010 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Причина связана с изменениями в налоговом законодательстве. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В период с 2009-2010 г.г в ООО КБ «ИСТОК» открывалось два отзывных, покрытых аккредитива. В 2009 – 2010гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ООО КБ «ИСТОК» не используется. Доля расчетов с помощью корпоративных пластиковых карт на начало 2010 года увеличилось на 4%. Это новая форма расчетов и пока еще не носит массового характера применения и в настоящее время активно рекламируется.
2.5.Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк».
Отдельного упоминания требует система Клиент – банк. Автоматизированная система “Клиент-банк” предназначена для обмена информацией в электронном виде между банком и его клиентами. Применение АС "Клиент-банк" обеспечивает клиенту:
Оперативное получение информации о состоянии и движении денежных средств по счету в банке в любой момент времени.
Получение промежуточных выписок по счету.
Осуществление операций по счетам не выходя из офиса, что экономит время и снижает накладные расходы предприятия, связанные с оплатой курьерских и транспортных расходов.
Возможность управления счетом из других регионов.
Возможность быстрой корректировки платежного поручения в случае необходимости.
Увеличение скорости прохождения платежей от формирования платежного документа до зачисления средств на счета организаций-получателей средств.
Возможность работы клиентов с банком 24 часа в сутки.
Обработка платежей, поступивших от клиента, осуществляется в пределах операционного времени банка для приема платежей, согласно заключенному между банком и клиентом Договору.
Возможность получения выписки по счету за определенный период, поскольку в банке ведется архив полученных электронных документов.
Осуществление передачи любой информации, касающейся различных сфер деятельности банка и клиента. Ведение переписки.
Возможность экспорта-импорта документов из “Клиент-банк” в другие бухгалтерские программы.
Применяемая банком система защиты информации обеспечивает шифрование, контроль целостности документа, защиту от несанкционированного доступа к счету, а также подтверждение авторства и подлинности электронных документов.
По автоматизированной системе “Клиент-банк” принимаются к исполнению следующие виды платежных документов:
в валюте РФ:
o рублевые платежные поручения;
o платежные требования;
o заявления об отказе от акцепта;
в иностранной валюте:
o валютные платежные поручения;
o поручения на продажу валюты;
o поручения на покупку валюты;
o поручения на обязательную продажу валюты на ММВБ.
Валютные операции осуществляются в различных видах валют.
Предоставляется возможность работы по ссудным счетам клиентов, в том числе с использованием овердрафтного кредитования.
Дополнительно обновляются и поддерживаются справочники:
1. Справочник курсов валют - содержит официальные курсы валют ЦБ РФ, учетные цены ЦБ по драгоценным металлам.
2. Справочник БИК банков - содержит информацию о наименованиях банков, их адресе, корреспондентском счете, коде участника системы расчетов ООО КБ «ИСТОК», участника электронных расчетов в системе ЦБ РФ.
В ООО КБ «ИСТОК» система Клиент – банк появилась в 2009 г и в настоящий момент активно используется и развивается. По данным отдела РКО за период январь – декабрь 2009г. по данной системе было получено 5609 документов. Документов, отправленных по системе – 0. За аналогичный период 2010г. картина заметно меняется. Полученных документов – 12134, отправленных – 496. Данные по работе с использованием системы Клиент –банк представлены в таблице 10.
Показатели работы по системе банк-Клиент
Таблица 10
| 01.янв.09 | 01.янв.10 | ||
план | факт | план | факт | |
кол-во договоров | 91 | 79 | 91 | 112 |
кол-во Дт платежей за месяц шт. |
| 11337 |
| 16448 |
кол-во Дт платежей через Б-К шт. |
| 3191 |
| 5553 |
% Дт платежей, обработанных через Б-К. | 35% | 28% | 39% | 33,8% |