Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

Документооборот проходит в следующей последовательности:

1) Отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг; 2) Выписка платежного поручения плательщиком в соответствии с условиями договора (авансовы платеж, прямой акцепт, частичные платежи; 3) предъявление платежного поручения в банк, обслуживающий покупателя 4) Перечисление средств со счета плательщика банком, обслуживающим плательщика, на счет поставщика в банк, обслуживающий поставщика; 5)выписка с расчетного счета поставщика о списании средств; 6) выписка с расчетного счета поставщика о зачислении средств.

                                                          (1)

              (2)

                          (6)                 (5)         (3)

              (4)

 

 

                        Рис. 1. Расчеты платежными поручениями

                Преимущество   расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг.

В общем безналичном расчете ООО КБ «ИСТОК» эта форма расчетов составляет свыше 80%.

Расчеты платежными требованиями. Платежное требование (Приложение 3) - это требование поставщика к получателю оплатить на основании документов, представленных в банк плательщика, произвести оплату указанных услуг, выполненных работ. [5]

Платежные требования выписываются поставщиком на основании фактического исполнения услуги на стандартном бланке в 3-х экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляются в банк плательщика через банковскую почту. Банк плательщика передает плательщику платежные документы, в то время как отгрузочные документы остаются в картотеке банка.

Плательщик в трехдневный срок обязан либо оплатить требование, либо отказаться от него. В случае отказа от акцепта плательщик должен обосновать его. В этой ситуации неакцептованные требования вместе с отгрузочными документами и обоснованием отказа возвращается в банк поставщика, а потом – самому поставщику.

Если плательщик соглашается оплатить требование, то он ставит на первом экземпляре оттиск своей печати, а также подписи уполномоченных лиц и оплачивает в том же порядке, что и обычное платежные поручения.

В банковской практике укоренились следующие формы акцепта:

                        положительный – плательщик заявляет в письменной форме о своем согласии;

                        отрицательный – плательщик заявляет в письменной форме об отказе от оплаты;

                        предварительный – плательщик заявляет о своем согласии на оплату до списания денег с его счета.

Расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил о своем отказе в течение пяти рабочих дней.

Расчеты платежными требованиями, так же как и платежные поручения не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже.

Документооборот при этом имеет следующую схему (Рис.2):

– отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ (1);

– выписка комплекта платежных требований и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика(2);

– передача банком – плательщиком полученных документов для акцепта покупателя (3);

– возврат платежных требований – поручений с акцептом (4);

– направление документов из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающего получателя (5);

– выписка с расчетного счета получателя о зачислении суммы (6).

                                                 

                                                                    1

          6                                                        2                                  4                                3                                                                                                         

  

                                                                    5

                            Рис. 2. Расчеты платежными требованиями

Данная форма расчетов в ООО КБ «ИСТОК» встречаются довольно редко (2%) – это в основном требования с акцептом, выставляемые юридическими лицами за неуплату за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги, а также банками за просроченные кредиты.

Расчеты чеками.

Чек (Приложение 4) - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. [6]

Чек оплачивается плательщиком за счет средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока договора для его предъявления к оплате.

В соответствии с ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование "чек", включенное в текст документа; поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек; оттиск печати чекодателя. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выписан.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.

Банком выдаются чеки с оттиском штампа банка с указанием на каждом чеке номера счета клиента, с которого он будет оплачиваться.

              Схема документооборота при расчетах чеками включает:

1) Заявление, направляемое фирмой в обслуживающий банк, на получение чековой книжки; 2) Депонирование средств; 3) Выдача чековой книжки; 4) Отгрузка ценностей, выполнение работ, услуг; 5) Выписка и передача чека; 6) направление реестра чеков для оплаты; 7) Требование на оплату; 8) Перечисление средств.

                                                                                (5)

             

              (6)              (4)              (1)              (3)

              (7)             

              (8)

      

              (2)

                                                     Рис. 3. Расчеты чеками

Аккредитивная форма расчетов. 

Аккредитив (Приложение 5) – это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действует по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, производит платежи получателю денежных средств. [7]

Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Банками могут открываться следующие виды аккредитива: -

                        покрытые и непокрытые;

                        отзывные и безотзывные.

При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

Отзывным считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив. Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

Преимущество аккредитивной формы расчетов от других форм расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товара. 

Документооборот при расчетах по аккредитиву происходит по следующей схеме:

1) заключение договора, предусматривающего аккредитивную форму расчета; 2) заявление об открытии аккредитива; 3) списание денежных средств со счета покупателя; 4) перечисление средств в банк, обслуживающий поставщика, для платежа по аккредитиву; 5) открытие счета «Аккредитивы…» в банке, обслуживающем поставщика, и зачисление на него перечисленных денег; 6) уведомление поставщика об открытии аккредитива; 7) отгрузка товаров; 8) представление в банк, обслуживающий поставщика, реестра счетов, отгрузочных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива; 9) проверка банком, обслуживающим поставщика, соблюдения поставщиком условий аккредитива, правильности оформления реестров счетов; 10) зачисление средств на счет поставщика обслуживающим его банком; 11) сообщение об использовании аккредитива; 12) уведомление покупателя об использовании аккредитива.

                                                                                                   (1)

             

             

              (8)         (6)              (9)              (12)              (2)

             

                                                                                                     (11)

 

                 

                                                                                                      (4)

                                  Рис.4. Расчеты с использованием  аккредитива

 

Расчеты по инкассо. Инкассовое поручение (Приложение 6) является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. [8]

Инкассовые поручения применяются:

 когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

 для взыскания по исполнительным документам;

 в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии, что банку, обслуживающему плательщика, предоставлены права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Банки приостанавливают списание денежных средств, в бесспорном порядке, в следующих случаях:

 по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскании;

 при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

 по иным основаниям, предусмотренных законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскания по которому должны быть приостановлено.

При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось, возвращается вместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку-эмитенту для передачи взыскателю лично, под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий банк делает в исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата. О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы и причины возврата. Данная форма расчетов в ООО КБ «ИСТОК» встречается довольно часто (10%), это обычно происходит в конце налогового периода, при неуплате обязательных платежей в бюджет (налогов), налоговые службы выставляют инкассовые поручения на счета неплательщиков.[9]

Все расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

-   наименование расчетного документа;

-   номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки.

- реквизиты кредитной организации плательщика, ее наименование; наименование плательщика, номер его счета;

-    наименование получателя средств, номер его счета;

- наименование кредитной организации получателя (в чеке не указывается), ее реквизиты;

- идентификационные номера, присвоенные юридическим лицам при постановке на учет в налоговых органах

- назначение платежа (в чеке не указывается);

- сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

- на первом экземпляре подписи должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам.

Подавляющее большинство клиентов банка ООО КБ «ИСТОК»– это малые предприятия с небольшим количеством платежей и эпизодическими остатками. Расширение безналичных расчетов ожидается в основном за счет большого количества клиентов с небольшим оборотом.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»