Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

Получив объявление на взнос наличными, кассир приходной кассы проверяет наличие и тождественность подписи операционного работника по имеющемуся у него образцу, соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически получившейся при подсчете. При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и вручает ее вносителю денег. Объявление кассир оставляет у себя, а ордер к объявлению передает соответствующему операционному работнику для проведения бухгалтерской проводки по счету клиента. В дальнейшем ордер выдается клиенту вместе с выпиской по его лицевому счету.

Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.

Прием банком денежной наличности в послеоперационное время производится вечерними кассами. Принятые вечерней кассой деньги должны быть зачислены на соответствующие счета клиентов банка не позднее следующего рабочего дня. При приеме денежной наличности непосредственно от организации вноситель сдает деньги в вечернюю кассу также по объявлению на взнос наличными. Оформление объявления и прием денег от клиентов осуществляются аналогично порядку осуществления этих операций в операционное время банка. По окончании приема денег вечерней кассой кассир и операционный работник производят сверку их фактического наличия с данными приходных документов и кассового журнала по приходу и подписывают кассовый журнал. Наличные деньги, приходные кассовые документы, кассовый журнал и печать по окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, который сдается под охрану. Утром следующего дня работники вечерней кассы принимают сейф от охраны и сдают деньги и приходные документы заведующему кассой под расписку в кассовом журнале.

Другой канал поступления наличных денег в банк — через аппарат инкассации. Банк может осуществлять инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензию Банка России на проведение операций по инкассации.

Выдача наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам (Приложение 7).

Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику. Тот проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также заверяются подписями чекодателя.

Проверив правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходную кассу.

Получив денежный чек, кассир проверяет правильность его заполнения.

Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и объявление на взнос наличными, не допускается.

Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения банка. Снятие денег со счета клиента производится в день получения их в кассе банка. [11]

Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов — физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется, прежде всего, для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и др.

Выдача денег по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов.

Порядок совершения кассовых операций ООО КБ «Исток» определяется на основании Положения об организации кассовой работы в филиале.

Филиал ООО КБ «Исток» осуществляет операции с наличной иностранной валютой в операционной кассе на основании доверенности на управление филиалом. Работа операционной кассы в кассовом узле организована и осуществляется на основании «Регламента работы пунктов обмена валют ООО КБ «Исток», а также нормативными актами БР  (113-И) и распространяет свое действие на операционные кассы в кассовом узле.

Курсы устанавливаются на основании приказа по филиалу за подписью руководителя. Информация о курсах фиксируется в Журналах курсов валют при приеме – передаче курсов валют.

В течение операционного дня, по мере совершения операций кассир заполняет реестр операций с наличной валютой в электронном виде. Клиенту выдается «Подтверждение о совершении операции». Реестр заполняется в одном экземпляре по окончанию рабочего дня или смене курсов, распечатывается за подписью кассира и направляется в кассовые документы.

Операционная касса обеспечена справочным материалом по определению платежеспособности денежных знаков БР и иностранных государств, а также оснащена необходимыми техническими средствами.

За месяц составляется отчет по форме  0409601 «Отчет об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте».

Отчетность формируется на основании данных реестров, электронных журналов, приходных и расходных ордеров и иных документов. В отчете отражается информация об операциях с наличной иностранной валютой, осуществляемых в филиале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями

Одна из важнейших задач конкурентоспособного банка - удержание обслуживающихся в нем клиентов. По мнению специалистов, «старый» клиент обходится банку в несколько раз дешевле нового. Отсюда следует, что банку важно выделить из числа своих клиентов такую группу, которая в текущий момент склонна к переходу на обслуживание к банкам-конкурентам. При этом для банка опасна не только полная потеря клиента, но также и его «частичный уход», Так, сокращение наполовину оборотов по счетам у 15% клиентов банка будет иметь для него большие негативные финансовые последствия, нежели полная потеря 5% клиентской базы.

Как правило, переход клиента на обслуживание в другой банк занимает некоторое время. Банк должен использовать это время - определить группу «уходящих» клиентов и провести с ними специальную работу. Как правило, клиенты уходят из банка по конкретным причинам, наиболее распространенная среди них - недостаточное качество обслуживания, отсутствие внимания и т.д. (рис. 1). Многие из проблем можно решить и тем самым удержать клиента.

Рис.1 – Причины потери клиентов банком

Конечно, удерживать необходимо не только «уходящих» клиентов, но именно они нуждаются в особом внимании и особых подходах.

Наличие пробелов в обслуживании клиентов в основном связано с повышенной проблемой конкурентоспособности банков. Существование проблемы в сфере конкурентных отношений в банковском секторе сегодня признается не только банковским сообществом, но и властными структурами, и, что особенно важно, теми организациями, которые призваны их регулировать.

Нельзя не отметить позитивную роль решения проблемы неравноправной конкуренции в банковском секторе Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также Банка России, конструктивно содействующих совершенствованию законодательной, нормативной и методологической базы развития конкуренции на рынке банковских услуг.

Основная конкуренция среди банков – это борьба, прежде всего, за дешевые пассивы, в то время как в проведении активных операций, осуществляемые кредитными организациями в более или менее равных условиях, уровень конкуренции значительно ниже. Направления размещения активов примерно одинаково для всех банков.

Таким образом, основной проблемой оттока клиентов из банков является неудовлетворенность, как банковским продуктом, так и равнодушное обращение к клиенту. Отсюда следует, что менеджерам банков необходимо строго прорабатывать тактику обслуживания клиентов, обсуждая её с сотрудниками. В свою очередь должны присутствовать дополнительные стимулы для самих сотрудников и создаваться необходимые условия работы, что в свою очередь будет располагать к хорошему настроению работника, а соответственно будет и другое отношение и к клиенту.

 

3

 



 

2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В  ООО КБ «ИСТОК»

2.1.  Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура  услуг  и  тарифной  политики.

Филиал ООО КБ «ИСТОК» является обособленным подразделением банка расположенным вне места его нахождения, имеет отдельный баланс, который входит в сводный баланс головного банка и осуществляет свою деятельность в пределах предоставленных полномочий.

ООО КБ «ИСТОК» является небольшим, но динамично развивающимся универсальным российским банком. Банк был создан 6 октября 1993 года. На момент регистрации уставный капитал банка составил 190 млн. рублей.

Банк стремится стать инфраструктурной составляющей отечественной экономики. Работа с реальным сектором для него не абстрактная категория и не предмет теоретических рассуждений. Банк внедряет новейшие технологии, постоянно расширяет спектр банковских продуктов и услуг, осваивает альтернативные каналы продаж.

Основными целями создания Банка являются:

1) получение оптимального размера прибыли от использования собственных и привлеченных средств с целью обеспечения доходов по вкладам участников Банка;

2) развитие банковского дела;

3) содействие развитию товарно-денежных отношений, становлению рыночной экономики и укреплению хозяйственных структур России.

В своей деятельности ООО КБ «ИСТОК» выполняет следующие задачи:

1) наиболее полное удовлетворение потребностей и запросов клиентов и участников Банка;

2) содействие развитию предпринимательской деятельности, использование кредитных рычагов в целях ускорения научно-технического развития, внедрение прогрессивных методов управления хозяйственной деятельностью;

3) содействие развитию внешнеэкономической деятельности, импорту товаров и услуг в целях насыщения отечественного рынка.

Филиальная сеть Банка позволяет ему способствовать развитию производства на местах и укреплению хозяйственных связей в масштабах всей страны, а сотрудничество с зарубежными финансовыми институтами — содействовать интеграции российской экономики в мировую.

Филиал ООО КБ «ИСТОК» создан решением Общего собрания участников банка от 6 сентября 2009 года.

Филиал осуществляет свою деятельность на основе Устава Головного банка, Положения о Филиале, разработанным Головной организацией ООО КБ «ИСТОК», доверенности ООО КБ «ИСТОК», выданной филиалу, а также на основе действующего законодательства.

Филиал функционирует под общим руководством Правления Банка. Непосредственное руководство текущей деятельностью филиала осуществляет управляющий. Имущество филиала формируется за счет целевых отчислений Банка и доли чистой прибыли, оставляемой Банком в распоряжении филиала. Доход филиала используется на оплату расходов, связанных с деятельностью филиала; на уплату обязательных налогов и сборов по месту нахождения филиала.

Ассортимент услуг,  условия  обслуживания  клиентов  и  размер  платы  за  предоставляемые  услуги - важные  параметры,  влияющие  на  выбор  банка  клиентами.  Основным  условием  расширения  клиентской  базы  банка  является  развитие  всего  спектра  банковских  продуктов  и  услуг,  предоставляемых  юридическим  лицам. 

В  настоящее  время  ООО КБ «ИСТОК» предоставляются  следующие  виды  услуг  для  юридических  лиц:

1)Расчетное  обслуживание

      Открытие  и  обслуживание  счетов  в  рублях  и  иностранной  валюте;

      Все  виды  расчетов;

      Автоматизированная  система  передачи  данных  «Клиент - банк»;

      Прием  и  выдача  наличных  денег;

3)     Размещение  средств  в  рублях  и  валюте;

4)     Инкассация.  Доставка  денег  и  ценностей;

5)     Перечисление  заработной  платы  во  вклад  и  на  пластиковые  карты;

6)     Предоставление  кредитов;

7)     Осуществление  валютных  операций.

Остановимся  более  подробно  на  услугах, осуществляемых отделом расчетно – кассового обслуживания юридических лиц. ООО КБ «ИСТОК»   осуществляет  все  виды  расчетных  операций,  связанных  с  открытием  и  ведением  счетов,  безналичным  перечислением  по  счету,  в  том  числе  с  использованием  электронного  документооборота  «Клиент-банк»,  приемом  и  перечислением  платежей,  кассовым  обслуживанием   и  доставкой  ценностей,  а  также  прочими  услугами.  В    целом,  данный  перечень  услуг  составляет  более  20  наименований.  В  ассортименте  услуг  помимо  традиционных  присутствуют  и  новейшие  банковские  продукты,  внедренные  с  учетом  спроса  клиентов.  Среди  них  можно  назвать  следующие:

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»