Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения
1) Открытие и ведение рублевых и валютных счетов юридических лиц. Обслуживание внешне-экономической деятельности предприятий. Банк может осуществлять любые операции в рамках валютного законодательства РФ. В процессе выполнения функций агента валютного контроля, банк оказывает помощь в подготовке внешнеторговых контрактов, проводит сопровождение платежей по ним. Также составляет паспорта сделок по экспортно - импортным операциям и ведет неторговые контракты.
2) Автоматизированная система передачи данных «Клиент-банк». Система предназначена для приема - передачи по линии связи платежных документов клиентов банка. Используя данную систему клиент может не выходя из офиса в любой момент иметь полную и достоверную информацию о состоянии банковского счета. Важнейшим свойством системы является ее информационная безопасность. Она обеспечивается применением специальных мер защиты, исключающих злоумышленный перехват, прочтение и искажение документов.
3) Аренда индивидуальных сейфов в банке. Один из надежных способов хранения документов, ценных бумаг и драгоценностей. Банк гарантирует полную сохранность и конфиденциальность хранящихся ценностей.
Таким образом, ООО КБ «ИСТОК» предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг для юридических лиц.
С целью увеличения массовых продаж банк проводит постоянную работу по улучшению качества, уровня сервиса и культуры обслуживания клиентуры. Осуществляется внедрение новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.
Для выявления конкурентных позиций ООО КБ «ИСТОК» на рынке финансовых услуг г. Орла необходимо сравнить его с другими банками города. На рынке города кредитные услуги предоставляют еще 4 филиала банков: «Темп банк», ОАО КБ «Русь Банк», ОО КБ «ТРАСТ», ОАО КБ «ТрансКредитБанк».
Для объективного выявления конкурентных позиций произведен сравнительный анализ тарифов вышеназванных кредитных учреждений. Данные анализа отражены в таблице ( Таблица 1). Таблица включает сводные данные по тарифам на расчетно - кассовые услуги в различных банках города. Из данных видно, что тарифы за РКО в ООО КБ «ИСТОК» выше, чем в остальных банках города Орла. Это значит, что услуги предоставляемые ООО КБ «ИСТОК» наиболее дорогие, в сравнении с услугами остальных банков. Высокие тарифы могут создать препятствия для привлечения малых предприятий на РКО. Хотя, в настоящее время, политика банка такова, что он стремится привлечь на РКО в большей степени крупных клиентов. Сотрудничество с крупными юридическими лицами наиболее выгодно для банка, так как обороты по счетам у них гораздо значительнее, чем у предпринимателей.
Наименование расчетно - кассовых услуг | ООО КБ «ИСТОК» | ОАО КБ «Русь Банк» | ОО КБ «ТРАСТ» | «ТрансКредитБанк» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Открытие счета | 5000 руб. | 1000 руб. | 1000 руб. | 400 руб. |
2Ведение счета | 100 руб./мес. | 100 руб./мес. | 250 руб./квартал | 100 руб./мес. |
3 Закрытие счета | бесплатно | ___ | ___ | 100 руб. |
4 Зачисление сред-в на счет клиента | бесплатно | бесплатно | Бесплатно | Бесплатно |
5 Переоф-е юридического дела клиента | 100 руб. | 100 руб. | 50 руб. | ___ |
6 Выдача выписок о состоянии счета | бесплатно | бесплатно | ___ | 40 руб. |
7 РКО с использованием системы «Клиент-банк» | 800 руб. | 1000- 1700 руб. | 600 руб. | ___ |
8 Открытие счета для инкассации выручки | 500 руб. | ___ | ___ | ___ |
9Услуги инкассации | От 0,15-0,5% от суммы | бесплатно | ___ | ___ |
10 прием наличных денежных средств | 0,2% от суммы | ___ | ___ | ___ |
11 Выдача наличных денежных средств из кассы | 0,5-2% от суммы | 1% от суммы | 0,25-2% от суммы | 0,5-2% от суммы |
12 Оформление чековых книжек | 50 руб. | 50-75 руб. | 30 руб. | 35 руб. |
13 Начисление на остаток ср-в на расч. счете, свыше 100 тыс. руб. | 2% | ___ | ___ | 2% |
Недостатком в тарифной политике ООО КБ «ИСТОК» является отсутствие гибкого ценообразования. Необходимо разрабатывать более гибкие цены, величина которых будет зависеть от количества услуг. Чем больше расчетно-кассовых услуг выбирает клиент, тем меньше цену за них платит. Это с одной стороны, активизирует спрос у клиентов на больший ассортимент услуг по РКО, с другой стороны, увеличит доходность банка.
В настоящее время, в условиях жесткой межбанковской конкуренции, Сбербанк стремится реализовать комплексный подход в работе с клиентурой. Прежде всего это выражается в комплексном обслуживании клиентов. Это возможно благодаря широкому ассортименту расчетно - кассовых услуг, имеющемуся в ООО КБ «ИСТОК». Сейчас, по расчетам специалистов банка, в среднем на одного клиента приходится 3,7 услуг. Ставится задача увеличить данный показатель до 5 услуг на одного клиента. Комплексное обслуживание позволит удержать существующих клиентов и не допустить фактов перевода активно работающих клиентов в другие коммерческие банки города. Кроме того, широкий ассортимент новейших и традиционных услуг банка создают отличные предпосылки для привлечения на обслуживание новых клиентов. Таким образом, комплексное обслуживание клиентов способствует расширению и укреплению клиентской базы банка.
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка
Увеличение ресурсной базы коммерческого банка происходит за счет пассивных операций. В разрезе рассматриваемой темы к пассивным операциям следует отнести операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. Также источником формирования выступают остатки средств на счетах юридических лиц. Структуру, состояние и динамику ресурсной базы можно проанализировать, рассмотрев некоторые показатели работы отдела расчетно - кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.
Остатки средств на счетах юридических лиц являются наиболее выгодным источником формирования ресурсной базы. Это объясняется низкой процентной ставкой, уплачиваемой за использование средств. ООО КБ «ИСТОК» начисляет 2% годовых, на остаток на счетах юридических лиц. Начисление процентов происходит лишь в тех случаях, если остаток превышает 100тыс. рублей и выше (Таблица 2.1.).
С другой стороны, на обслуживание любого клиента банк затрачивает и свои ресурсы. Поэтому банку необходимо сопоставлять получаемый доход от обслуживания клиента и затрачиваемые ресурсы, то есть следить за эффективностью обслуживания клиентуры.
Для оценки эффективности формирования ресурсной базы банка за счет привлечения клиентов на РКО, необходимо проанализировать выполнение бизнес - плана отделом РКО. Данные анализа отражены в таблице ( Таблица 2)
Таблица 2
Выполнение бизнес - плана отделом РКО ООО КБ «ИСТОК» за 2009 -2010гг.
(Тыс. руб.)
Наименование | 01.01.2009 год | 01.01.2010 год | ||||
| План | Факт | % выполнения плана | План | Факт | % выполнения плана |
Формирование рублевых ресурсов |
|
|
|
|
|
|
1 Остатки средств юридических лиц - всего | 63898 | 87929 | 138 | 96821 | 120435 | 125 |
По Воронежу | 58694 | 82050 | 140 | 87336 | 109214 | 125 |
По Краснодару | 1453 | 1745 | 120 | 2450 | 3382,3 | 138 |
По Липецку | 2687 | 3019,2 | 112 | 5895 | 6398,2 | 108 |
По Орлу | 1064 | 1114,8 | 105 | 1140 | 1440,2 | 126 |
2 Прирост остатка на расчетных счетах | 25265 | 32506 | 129 | 30120 | 35569 | 118 |
Доход от РКО - всего | 4200 | 5339 | 127 | 5500 | 6016 | 109 |
По Воронежу | 3180 | 3225 | 105 | 4100 | 4550 | 124 |
По Краснодару | 350 | 720 | 206 | 320 | 350 | 109 |
По Липецку | 610 | 1114 | 183 | 980 | 1012 | 103 |
По Орлу | 60 | 280 | 460 | 100 | 104 | 104 |
Из таблицы 2.2. видно, что отдел РКО в 2009 году, 2010 году перевыполнил план по формированию рублевых ресурсов. В 2009 году остатки на счетах юридических лиц на 38% превысили запланированный объем и фактически составили 87929 тыс. руб. В 2010 году фактические остатки на счетах увеличились до 120435 тыс. руб. Кроме того, полученный доход от РКО за последние 2 года был выше запланированного. В 2009 году доход составил 5339 тыс. руб. ,что на 27% выше плана. В 2010 году величина дохода увеличилась до 6016 тыс. руб., что на 9% выше плана. Показатель доходности является важнейшим качественным показателем, характеризующий расчетно - кассовые операции с точки зрения рентабельности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года в Отделении эффективно выполнялся бизнес - план. Положительная динамика наблюдается как в формировании рублевых ресурсов, так и в увеличении дохода.
Доход от РКО юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Факт получения дохода свидетельствует об обоснованности тарифов и массовости продаж расчетно-кассовых услуг. Для более детального выявления тенденции доходности РКО юридических лиц, необходимо проанализировать таблицу (Таблица 3), в которой представлены данные о комиссионном доходе банка, полученном в начале 2010 года. .
Таблица 3
Комиссия, полученная по ООО КБ «ИСТОК» за 2010 год
(тыс. руб)
Наименование | За январь 2010 года | За февраль 2010 года | Отклонение | |||
| Сумма (руб.) | Доля в комис-х доходах ОСБ | Сумма (руб.) | Доля в комис-х доходах ОСБ | Абсолютное (руб.) | Относительное(%) |
Открытие расчетных счетов | 37114 | 3,01 | 46150 | 3,41 | +9036 | 124 |
Закрытие расчетных счетов | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
За справки, копии РКО | 1220 | 0,10 | 5545 | 0,41 | +4325 | 455 |
За чековые книжки | 1167 | 0,09 | 1292 | 0,10 | +125 | 110,7 |
За провед. плат. поруч. | 26123 | 2,12 | 23654 | 1,75 | -2469 | 90,5 |
За РКО счетов ежемесячно | 108301 | 8,79 | 116871 | 8,63 | +8570 | 107,9 |
За систему «Клиент -Сбербанк» | 3900 | 0,29 | 3950 | 0,30 | __ | 100 |
За раскрытие аккредитива | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
За прием выручки | 1007 | 0,07 | 1288 | 0,1 | +281 | 127,9 |
За выдачу наличных денег -всего: | 302640 | 24,57 | 315336 | 23,27 | +12696 | 104,2 |
- на зарплату - на хоз. расходы | 69097 189695 | 5,10 15,40 | 112945 246239 | 9,17 18,17 | +43848 +56544 | 163,4 129,8 |
За пересчет наличных 0,1% с суммы | 1563 | 0,12 | 5597 | 0,45 | +4034 | 358 |
Итого по отделу РКО: | 741827 | 43,6 | 878867 | 46,3 | +137040 | 118,7 |
Прочая комиссия: | 885015 | 56,4 | 978870 | 53,7 | +93855 | 110,6 |
Всего комиссия: | 1626842 | 100 | 1857757 | 100 | +230895 | 114,2 |