Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

           1) Открытие и ведение рублевых и валютных счетов юридических лиц. Обслуживание  внешне-экономической  деятельности  предприятий.  Банк  может  осуществлять  любые  операции  в  рамках  валютного  законодательства  РФ.  В  процессе  выполнения  функций   агента  валютного  контроля,  банк  оказывает  помощь  в  подготовке  внешнеторговых  контрактов,  проводит  сопровождение  платежей  по  ним.    Также  составляет  паспорта  сделок  по  экспортно - импортным  операциям  и  ведет  неторговые  контракты.

2) Автоматизированная  система  передачи  данных  «Клиент-банк».  Система  предназначена  для  приема - передачи  по  линии  связи  платежных  документов  клиентов  банка. Используя  данную  систему  клиент  может  не  выходя  из  офиса  в  любой  момент  иметь  полную  и  достоверную  информацию  о  состоянии  банковского  счета.  Важнейшим  свойством  системы  является  ее  информационная  безопасность. Она  обеспечивается  применением  специальных  мер  защиты,  исключающих  злоумышленный  перехват,  прочтение  и  искажение  документов.

   3) Аренда  индивидуальных  сейфов в  банке.  Один  из  надежных  способов  хранения  документов,  ценных  бумаг  и  драгоценностей.  Банк  гарантирует  полную  сохранность  и  конфиденциальность  хранящихся  ценностей.

Таким  образом,  ООО КБ «ИСТОК» предлагает  полный  спектр  банковских  продуктов  и  услуг  для   юридических  лиц.

      С  целью  увеличения  массовых  продаж  банк  проводит  постоянную  работу  по  улучшению  качества,  уровня  сервиса  и  культуры  обслуживания  клиентуры.  Осуществляется  внедрение  новых  банковских  продуктов  и  услуг  для  максимального  удовлетворения  потребностей  клиента.

              Для  выявления  конкурентных  позиций  ООО КБ «ИСТОК»   на  рынке  финансовых  услуг  г. Орла необходимо  сравнить  его  с  другими  банками  города.  На  рынке  города  кредитные  услуги  предоставляют  еще  4  филиала банков:  «Темп банк», ОАО КБ «Русь Банк», ОО КБ «ТРАСТ»,  ОАО КБ «ТрансКредитБанк». 

  Для  объективного  выявления  конкурентных  позиций произведен  сравнительный  анализ  тарифов  вышеназванных  кредитных учреждений. Данные  анализа  отражены  в  таблице ( Таблица 1). Таблица  включает  сводные  данные  по  тарифам  на  расчетно - кассовые  услуги  в  различных  банках  города.  Из  данных  видно,  что  тарифы  за  РКО  в  ООО КБ «ИСТОК»  выше,  чем  в  остальных  банках  города  Орла.  Это  значит,  что  услуги  предоставляемые  ООО КБ «ИСТОК» наиболее  дорогие,  в  сравнении  с  услугами  остальных  банков.  Высокие  тарифы  могут  создать  препятствия  для  привлечения  малых  предприятий  на  РКО.  Хотя,  в  настоящее  время,  политика  банка  такова,  что  он  стремится  привлечь  на  РКО  в  большей  степени  крупных  клиентов.  Сотрудничество  с  крупными  юридическими  лицами  наиболее  выгодно  для  банка,  так  как  обороты  по  счетам  у  них  гораздо  значительнее,  чем  у  предпринимателей.        

                                                                                                                   Таблица 1

Структура  тарифов  за  РКО  юридических  лиц  в  различных  банках  города

Наименование  расчетно - кассовых  услуг

ООО КБ «ИСТОК»

ОАО КБ «Русь Банк»

ОО КБ «ТРАСТ»

«ТрансКредитБанк»

1

2

3

4

5

1 Открытие счета

5000 руб.

1000 руб.

1000  руб.

400  руб.

2Ведение  счета

100 руб./мес.

100 руб./мес.

250 руб./квартал

100 руб./мес.

3 Закрытие  счета

бесплатно

___

___

100 руб.

4 Зачисление  сред-в  на  счет  клиента

бесплатно

бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

5 Переоф-е юридического  дела клиента

100 руб.

100 руб.

50 руб.

___

6 Выдача выписок  о состоянии  счета

бесплатно

бесплатно

___

40 руб.

7 РКО с использованием  системы  «Клиент-банк»

800 руб.

1000- 1700 руб.

600 руб.

___

8 Открытие  счета  для  инкассации  выручки

500 руб.

___

___

___

9Услуги  инкассации

От  0,15-0,5% от  суммы

бесплатно

___

___

10 прием  наличных  денежных  средств

0,2%  от  суммы

___

___

___

11 Выдача  наличных  денежных  средств  из  кассы

0,5-2%  от  суммы

1%  от  суммы

0,25-2%  от  суммы

0,5-2%  от  суммы

12  Оформление  чековых  книжек

50  руб.

50-75 руб.

30  руб.

35 руб.

13 Начисление  на  остаток  ср-в  на расч. счете, свыше  100 тыс. руб.

2%

___

___

2%

                       Недостатком  в  тарифной  политике ООО КБ «ИСТОК» является  отсутствие  гибкого  ценообразования.  Необходимо  разрабатывать  более  гибкие  цены,  величина  которых  будет  зависеть  от  количества  услуг.  Чем  больше  расчетно-кассовых  услуг  выбирает  клиент,  тем  меньше  цену  за  них платит.  Это  с  одной  стороны,  активизирует  спрос  у  клиентов  на  больший  ассортимент  услуг  по  РКО,  с  другой  стороны,  увеличит  доходность  банка.

              В  настоящее  время,  в  условиях  жесткой  межбанковской  конкуренции,  Сбербанк  стремится  реализовать  комплексный  подход  в  работе  с  клиентурой.  Прежде  всего  это  выражается  в  комплексном    обслуживании  клиентов.  Это  возможно  благодаря  широкому  ассортименту  расчетно - кассовых  услуг,  имеющемуся  в  ООО КБ «ИСТОК». Сейчас,  по  расчетам  специалистов  банка,  в  среднем  на  одного  клиента  приходится  3,7  услуг.  Ставится  задача  увеличить  данный  показатель  до  5  услуг  на  одного  клиента.  Комплексное  обслуживание  позволит  удержать  существующих  клиентов  и  не допустить  фактов  перевода  активно  работающих  клиентов  в  другие  коммерческие  банки  города.  Кроме  того,  широкий  ассортимент  новейших  и  традиционных  услуг  банка  создают  отличные  предпосылки  для  привлечения  на  обслуживание  новых  клиентов.  Таким  образом,  комплексное  обслуживание  клиентов  способствует  расширению  и  укреплению  клиентской  базы  банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  формирования  ресурсной  базы  банка

             Увеличение  ресурсной  базы коммерческого  банка происходит за счет пассивных операций. В разрезе рассматриваемой темы к пассивным операциям следует отнести операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. Также   источником  формирования  выступают  остатки  средств  на  счетах  юридических  лиц. Структуру, состояние и динамику ресурсной базы можно проанализировать, рассмотрев некоторые показатели работы отдела расчетно - кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.

Остатки средств на счетах юридических лиц являются наиболее выгодным источником формирования ресурсной базы.  Это  объясняется  низкой  процентной  ставкой,  уплачиваемой  за  использование  средств. ООО КБ «ИСТОК»  начисляет    2%  годовых,  на  остаток  на  счетах  юридических  лиц.  Начисление  процентов  происходит  лишь  в  тех  случаях,  если  остаток  превышает  100тыс.  рублей  и  выше (Таблица 2.1.).

С  другой  стороны,  на  обслуживание  любого  клиента  банк  затрачивает  и  свои  ресурсы.  Поэтому  банку  необходимо  сопоставлять  получаемый  доход  от  обслуживания  клиента  и  затрачиваемые  ресурсы,  то есть  следить  за  эффективностью  обслуживания  клиентуры.

              Для  оценки  эффективности  формирования  ресурсной  базы  банка  за  счет  привлечения  клиентов  на  РКО,  необходимо  проанализировать  выполнение  бизнес - плана  отделом  РКО.    Данные анализа  отражены  в  таблице  ( Таблица 2)

Таблица 2

Выполнение  бизнес - плана  отделом  РКО  ООО КБ «ИСТОК» за  2009 -2010гг.

(Тыс. руб.)

Наименование

01.01.2009 год

01.01.2010 год

 

План

Факт

% выполнения плана

План

Факт

% выполнения плана

Формирование  рублевых  ресурсов

 

 

 

 

 

 

1 Остатки  средств  юридических  лиц - всего

63898

87929

138

96821

120435

125

По  Воронежу

58694

82050

140

87336

109214

125

По Краснодару

1453

1745

120

2450

3382,3

138

По  Липецку

2687

3019,2

112

5895

6398,2

108

По  Орлу

1064

1114,8

105

1140

1440,2

126

2  Прирост  остатка  на  расчетных  счетах

25265

32506

129

30120

35569

118

Доход  от  РКО - всего

4200

5339

127

5500

6016

109

По Воронежу

3180

3225

105

4100

4550

124

По  Краснодару

350

720

206

320

350

109

По  Липецку

610

1114

183

980

1012

103

По Орлу

60

280

460

100

104

104

 

Из  таблицы 2.2.  видно, что  отдел  РКО  в  2009 году,  2010 году  перевыполнил  план  по  формированию  рублевых  ресурсов.  В  2009 году  остатки  на  счетах  юридических  лиц  на  38%  превысили  запланированный  объем  и  фактически  составили  87929  тыс.  руб.  В  2010 году  фактические  остатки  на  счетах  увеличились  до  120435  тыс. руб.  Кроме  того,  полученный  доход  от  РКО  за  последние  2  года  был  выше  запланированного.  В  2009 году  доход  составил  5339 тыс. руб. ,что  на  27%  выше  плана.  В  2010 году  величина  дохода  увеличилась  до  6016 тыс. руб., что  на  9%  выше  плана.  Показатель  доходности  является  важнейшим  качественным  показателем,  характеризующий  расчетно - кассовые  операции  с  точки  зрения  рентабельности.  Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  за  последние  2  года  в  Отделении  эффективно  выполнялся  бизнес - план.  Положительная  динамика  наблюдается  как  в  формировании  рублевых  ресурсов,  так  и  в  увеличении  дохода.

Доход  от  РКО  юридических  лиц  определяется  исходя  из  утвержденных  банковских  тарифов  и  объема  продаж.   Факт  получения  дохода  свидетельствует  об  обоснованности  тарифов  и  массовости  продаж  расчетно-кассовых  услуг.  Для более  детального   выявления  тенденции  доходности  РКО  юридических  лиц,  необходимо  проанализировать  таблицу (Таблица 3),  в  которой  представлены  данные  о  комиссионном  доходе  банка,  полученном  в  начале  2010 года.  .   

Таблица 3

Комиссия, полученная  по  ООО КБ «ИСТОК» за  2010 год

(тыс. руб)

Наименование

За  январь  2010 года

За  февраль  2010 года

Отклонение

 

Сумма (руб.)

Доля  в комис-х доходах ОСБ

Сумма (руб.)

Доля  в  комис-х доходах ОСБ

Абсолютное (руб.)

Относительное(%)

Открытие расчетных  счетов

37114

3,01

46150

3,41

+9036

124

Закрытие  расчетных  счетов

0

0,00

0

0,00

0

0,00

За  справки, копии   РКО

1220

0,10

5545

0,41

+4325

455

За  чековые  книжки

1167

0,09

1292

0,10

+125

110,7

За  провед. плат. поруч.

26123

2,12

23654

1,75

-2469

90,5

За РКО счетов ежемесячно

108301

8,79

116871

8,63

+8570

107,9

За  систему «Клиент -Сбербанк»

3900

0,29

3950

0,30

__

100

За  раскрытие  аккредитива

0

0,00

0

0,00

0

0,00

За  прием  выручки

1007

0,07

1288

0,1

+281

127,9

За  выдачу  наличных денег -всего:

302640

24,57

315336

23,27

+12696

104,2

- на  зарплату - на хоз. расходы

69097 189695

5,10 15,40

112945 246239

9,17 18,17

+43848 +56544

163,4 129,8

За  пересчет  наличных  0,1% с суммы

1563

0,12

5597

0,45

+4034

358

Итого  по  отделу 

РКО:

741827

43,6

878867

46,3

+137040

118,7

Прочая  комиссия:

885015

56,4

978870

53,7

+93855

110,6

Всего  комиссия:

1626842

100

1857757

100

+230895

114,2

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»