Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

      Данные  таблицы  свидетельствуют,  что  фактическая  величина  общего  комиссионного  дохода  банк  в  феврале  2010 г.  составляет  1857757 руб.,  что  на  14,2%  больше,  чем  в  январе  того  же  года.  Из  всей  суммы  комиссионных  доходов,  доход  от  РКО  составляет  741827  руб.  или  43,6%  в  январе.  В  феврале  этот  показатель  равен  878857  руб.  или  46,3%.Это  значит,  что  более  1/3  всего  комиссионного  дохода  приносит  РКО  юридических  лиц.  В  структуре  комиссионных  платежей  наибольший  доход  приносит  выдача  наличных  денег - 23,27%,  а  также  ежемесячные  платежи  по  счету - 8,63%.

Эффективность  работы  службы  РКО  также  можно  проанализировать  с  помощью  показателя  доходности  на  счет  юридического  лица.  Для  этого  необходимо  величину  комиссии,  полученной  от  РКО  разделить  на  количество  счетов.  В  настоящее  время  в  ООО КБ «ИСТОК» открыто  2453 счета  юридических  лиц.  Таким  образом,  доходность  на  счет  в  январе  2010 года  составляет:  741827/2453=343,2 руб.  В  феврале  2010 г.  составляет: 878867 / 2453 = 358,3 руб.  Данный  расчет  подтверждает  динамику  роста  доходности  от  РКО  юридических  лиц.

Анализ  доходности   отдела     РКО  необходимо  дополнить  анализом  прироста  величины  остатков  средств    юридических  лиц.    Сведения  об  остатках  средств  отражены  в  таблице (Таблице 4).  

 

Таблица 4

Динамика привлеченных средств

                                                                                                        (Тыс. руб.)

Наименование

01.01.2008 года

01.01.2009 года

01.01.2010 года

 

План

факт

% выполнения

план

Факт

% выполнения

План

факт

% выполнения

На  счетах  и  депозитах 1)Рублевых 2)Валютных

35768  34928 820

58520  58020 508

164  165 121

75471  74961 510

93411  92747 664

124  123 130 

84160  83360 800

95457  94616 841

114  113 105

В депозитных  сертификатах (сальдо)

10

11

110

0

0

__

0

0

__

В банковских  векселях

28120

29390

103

21350

27024

127

25840

29543

114

Всего  средств  юридических  лиц:

63898

87929

138

96821

120435

124

110000

125000

114

Сумма  пассива  баланса (справочно)

__

550498

__

__

695271

__

__

711540

__

Удельный  вес  в пассиве баланса (%)

__

16,1

__

__

17,3

__

__

17,8

__

           Основываясь  на  данные  Таблицы 2.4.,  можно  сделать  следующие  выводы.  В  течение  последних  трех  лет  фактическая  величина  средств  юридических  лиц  постоянно  увеличивалась.  На  1  января  2010 г.   их  величина  уже  составляет  125000 тыс.  руб.,  что  на  14%  больше  запланированного  в  бизнес - плане.  Наибольший  объем  средств  сконцентрирован  на  счетах  и  депозитах.  Здесь  так  же  наблюдается  динамика  роста.  Объем  средств  в  банковских  векселях  составляет  1/3  всех  привлеченных  ресурсов  юридических  лиц.  Их  фактическая  величина  на  1.01.2010 года  составляет  29543 тыс. руб.,  что  на  14%  больше  плана.  Привлечение  средств  юридических  лиц  в  депозитные  сертификаты  наблюдалось  лишь  в  2008 году.  В  тот  период  привлечение  в  депозитные  сертификаты  являлось  целесообразным.  Высокие  проценты,  уплачиваемые  по  сертификату,  привлекали  новых  клиентов.  Это  способствовало  расширению  клиентской  базы  банка.  В  2009 г., 2010 г.  привлечение  средств  в  депозитные  сертификаты  отсутствует. Сейчас  привлечение  новых  клиентов  происходит  с  использованием  менее  затратных  методов,  например,  повышая  качество  обслуживание,  скорость  в  работе  и  т.д.

              На  01.01.2010 года,  удельный  вес  средств  юридических  лиц  в  пассиве   баланса   составляет  17,8%.  Это  больше,  чем  в  соответствующие  периоды  2008 г.  и  2009 г.  Банку  следует  поддерживать  данную  динамику  роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Анализ  клиентской  базы  банка

Укрепление  клиентской  базы -  непременное  условие  сохранения  банком  рыночных  позиций.  Существенное  значение  для  сохранения  клиентов  банка  имеет  постоянное  повышение  качества  обслуживания.

              Первым  шагом  на  пути  повышения  качества  обслуживания  клиентов   является  их  дифференциация.  В ООО КБ «ИСТОК»,  руководство  службы  РКО разделяет  корпоративных  клиентов  на  группы,  в  зависимости  от  величины  остатков  средств  на  счетах,  оборотов  по  счету,  а  так  же  от  объема  использования  расчетно-кассовых  услуг  банка. В  соответствии  с этим,  выделяют  3  категории  клиентов:  1) элитные  клиенты (крупные  предприятия),  2) перспективные  клиенты (средние  предприятия  с  большим  потенциалом),  3) все  остальные  юридические  лица. 

           Наибольшую  ценность  для  банка  представляет  категория  элитных  клиентов.  В  эту  группу  входят  крупные  предприятия,  обладающие  значительными  финансовыми  возможностями.  Поэтому  на  счетах  элитных  клиентов  сосредоточены  наибольшие  остатки  средств,  проводятся  крупные  платежи  по  счетам.  Кроме  того,  данная  категория  клиентов  использует  широкий  ассортимент  расчетно-кассовых  услуг.  Банку  очень  выгодно  сотрудничать  с  такого  рода  клиентами.  Немаловажной  категорией  являются  и  средние,  активно  работающие  предприятия.  Это  своеобразный  резерв  банка,  из  которого  в  последствии  будет  пополняться  группа  элитных  клиентов.  Последняя  категория  клиентов (индивидуальные  предприниматели,  мелкие  предприятия)  также  важна  для  банка,  так  как  малый  бизнес  составляет  основу  экономики  г.  Рубцовска.

              По  организационно - правовой  форме  клиентами  ООО КБ «ИСТОК»   являются  предприятия  различных  форм  собственности  и  отраслей  народного  хозяйства,  индивидуальные  предприниматели,  финансовые  учреждения. Всего  в  регионе  зарегистрировано  3263  юридического  лица,  16052  предпринимателей  без  образования  юридического  лица. В  ООО КБ «ИСТОК»   обслуживается  1584  предприятий  и  организаций,  что  составляет  51,4%  общего  числа  зарегистрированных  в  регионе  юридических  лиц  и  2% общего  числа  предпринимателей.  С  каждым  клиентом  Сбербанк  стремится  к  установлению  долгосрочных  партнерских  отношений.

              Структурный  анализ  клиентуры  банка  можно  сделать  на  основе  данных  бизнес - плана.  Анализ  представлен  в     таблице  ( Таблица 5).

Таблица 5

Структура  корпоративных  клиентов  ООО КБ «ИСТОК»

Организационно - правовая форма  собственности  клиентов

Структура,  в %

Отклонение в %

 

На  01.01.2009г.

На  01.01.2010г.

 

Коммерческие  организации

65

68

+3

Не коммерческие  организации

10

10

0

Индивидуальные  предприниматели

23

20

-3

Финансовые  организации

0,5

0,5

0

Бюджетные  организации

1,5

1,5

0

Всего

100

100

0

               Из  данных  таблицы 2.5  следует,  что  наибольший  удельный  вес  в  структуре  клиентов  банка  занимают  коммерческие  организации.  В  2010  году  их  величина  составляет  68%,  что  на  3%  больше,  чем  в  2009 году.  Второе  место  в  структуре  занимают  индивидуальные  предприниматели,  23%  в  2009  году  и  20%  в  2010  году.  Далее  следуют  не  коммерческие  организации,  финансовые  и  бюджетные  организации.  Их  структура  на  01.01.2010 г.  не  изменилась  в  сравнении  с  01.01.2009 г.                Для количественной  оценки  корпоративных  клиентов  необходимо  проанализировать  изменение  клиентской  базы  по  ООО КБ «ИСТОК» с  учетом  универсальных  филиалов.     Данная динамика  отражена  в  таблице.

 

Таблица 6

«Показатели  изменения  клиентской  базы»

Филиалы

Количество  рублевых счетов  юридических  лиц

Количество  элитных  клиентов

Количество  валютных  счетов  юридических  лиц

 

1.01.09 г.

1.01.10 г.

1.01.09 г.

1.01.10 г.

1.01.09 г.

1.01.10 г.

Краснодарский

1725

1903

47

49

58

140

Саратовский

179

183

1

1

_

_

Воронежский

210

213

_

_

_

_

Липецкий

150

154

1

_

_

_

Всего

2264

2453

49

50

58

140

              Данные  таблицы 6  показывают,  что  на  начало  2010 г.  в  ООО КБ «ИСТОК»,  с  учетом  филиалов,  открыто  2453  рублевых  счета.  Количество  валютных  счетов  на  начало  этого   года  составляет  140,  что  на  82  счета  больше,  чем  в  2009 году.  В  универсальных  филиалах  открытых  валютных  счетов  нет  из-за  отсутствия  спроса  клиентов.  Количество  элитных  клиентов  на  начало  2010 года  составляет  50,  что  на  одного  клиента  больше,  чем  в  начале  предыдущего года. Перед  универсальными  филиалами  ставится  задача  « вырастить»  новых  элитных  клиентов.                В  целом  можно  сделать  вывод,  что в ООО КБ «ИСТОК» наблюдается  положительная  динамика  изменения  клиентской  базы.  Растет  число  как  рублевых,  так  и  валютных  счетов.  Увеличилось  и  количество  элитных  клиентов. Банком  осуществляется  постоянная  работа  с VIP - Клиентами.  Службой  РКО  проводится  контроль  за  динамикой  наличных  и  безналичных  поступлений  на  счет,  за  объемами  предоставляемых  услуг.  Кроме  того,  специалистами  отдела  РКО  выявляется  спрос  на отдельные  виды  продуктов  и  услуг.  На  основе  выявленных  потребностей  соответствующие  банковские  продукты  и  услуги  внедряются  в  практику.  В  настоящее  время,  по  данным  специалистов  банка,  в  средним  один  элитный  клиент  пользуется  следующими  видами  услуг: бизнес - счет,  кредитование,  использование  векселей,  системы  «Клиент-банк» в настоящее  время  в  филиале активно  рекламируются  и  внедряются  услуги  инкассации,  зарплатный  проект.  В  целях  комплексного  обслуживания  клиентов,  ООО КБ «ИСТОК» стремится  увеличить  объем  предоставляемых  услуг  до  15  на  одного  клиента.  В  универсальных  филиалах  необходимо  разработать  программу  по  выявлению и формированию группы  элитных  клиентов.  По  отношению  к  ним,  необходимо  разработать  и  внедрить  ряд  мероприятий   для  активизации  спроса  на  расчетно-кассовые  услуги.  Поэтому в каждом  филиале  экономист  должен  готовить  ежемесячные (ежеквартальные)  отчеты  о  работе  по  привлечению  клиентов,  выполнению  планов  по  остаткам  на  счетах,  движению  клиентской  базы.

 

2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»

  Необходимо отдельно остановится  на  проблеме,  связанной  с  неработающими  счетами  юридических  лиц.  Такие  счета  «засоряют»  базу  данных,  усложняют  труд  инспекторов  РКО,  а  также  увеличивают  издержки  банка.  Филиалом  ведется  постоянная  работа,  направленная  на  закрытие  неработающих  счетов. Проведем  анализ  динамики  закрытия  неработающих  счетах.   Данные  о  неработающих  счетах  отражены  в  таблице (Таблица  7).

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»