Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 878.50 Кб (Скачать)

Предлагаемая схема лизинговой операции вполне реальна, так как у головного банка имеется генеральная лицензия позволяющая осуществлять различного рода операции, предусмотренные законодательством для банков. При осуществлении данного рода сделки филиалу ООО КБ «ИСТОК» выгодно предложить страховую компанию – своего клиента, так как он легко может проследить состояние счетов страховой компании. У клиента и банка при этом складываются неформального рода отношения, что способствует дружественным отношениям и служит своего рода рекламой для потенциальных клиентов. Следует также учесть и экономическую выгоду: рост дохода страховой компании растет, растет количество средств на его счетах, а соответственно филиал ООО КБ «ИСТОК» получает при этом дополнительные привлеченные средства.

Схему лизинговых операций, предлагаемую нами, можно представить в виде рис.3

              1а

 

              1б

                                1б                                                  1в

                      4                                      1г                                  9в

                     7                                       2                                 

                     12                                    6

                                                             8                                   9г

                                                             10

                                                            11

                       

                          1г    3     5     6   7                  9а                                  9б

             

                                 

Рис.3 – «Организация многосторонней лизинговой сделки при участии филиала ООО КБ «ИСТОК» и страховой компании как посредников»

1а - Потенциальный получатель лизинга направляет заявку в филиал ООО КБ «ИСТОК». В заявке должны содержаться данные о предприятии-заявителе, предмете лизинга, сообщать­ся предполагаемый срок лизинга, предложения или пожелания о плате и другая информация. К заявке прилагаются бизнес-план, расчет окупаемос­ти, копии учредительных документов, бухгалтерский баланс, материалы предварительных переговоров с поставщиком, доверенность на проведение переговоров с поставщиком, другие документы.

1б – Филиал ООО КБ «ИСТОК» анализирует заявку и документы, определя­ет финансовое состояние заявителя, находит подходящего лизингодателя из списка клиентов, в зависимости от предмета лизинга. Сообщает о лизингодателе лизингополучателю.

1в – Лизингополучатель направляет уже определенному  лизингодателю заявку и документы, ранее направляемые в филиал ООО КБ «ИСТОК».

1г – Лизингодатель анализирует эффективность проекта лизингополучателя и целесооб­разность своего участия в сделке. Если принимается положительное реше­ние, то компания сообщает об этом заявителю, одновременно направляя ему условия контракта, ставки и график платежей, подтверждает поставщи­ку готовность оплатить заказываемое заявителем оборудование, готовит ли­зинговый контракт (договор).

2 - Клиент знакомится с условиями контракта, принимает их (если условия устраивают его) и информирует об этом лизинговую компанию (лизингодателя).

3, 4 - Лизингодатель направляет поставщику заказ-наряд на поставку продукции, заключает кредитный договор с банком.

5 - Лизингодатель и поставщик заключают договор купли-продажи (поставки) предмета лизинга, а при необходимости - также договор подря­да на проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Сторо­ной данных договоров может быть и сам лизингополучатель.

6 - Поставщик поставляет необходимое оборудование, стороны (пос­тавщик, лизингодатель, лизингополучатель) подписывают акт о его прием­ке в эксплуатацию.

7 - Поставка оплачивается за счет кредита банка.

8 - Заключается лизинговый договор.

9а, 9б – Филиал ООО КБ «ИСТОК» предлагает лизингополучателю страховую компанию Орловский филиал ЗАО АСК «Инвестстрах» – своего клиента. Направляет страховой компании сведения о лизинговой сделке и лизингополучателе.

9в, 9г - Заключается договор о страховании предмета лизинга в пользу лизингодателя. Данный договор может заключить непосредственно лизин­годатель. Страховая компания получает страховые взносы.

10 - Лизинговые платежи.

11 - Предмет лизинга возвращается лизингодателю.

12 - Банку возвращают кредит с процентами.

По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей. Лизинговые операции, как и любые другие, имеют свои плюсы, которые можно представить на рисунке 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4– «Положительные стороны лизинговых операций»

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке

Помимо лизинговых операций, в объекте исследования целесообразно внедрить факторинговые операции, так как данная отрасль банковских услуг (также как и лизинг) на Орловском рынке еще не получила своего развития, соответственно отмечается низкий уровень конкуренции на этом сегменте.

Организация факторингового обслуживания юридических лиц позволит получить достаточный высокий дополнительный уровень дохода, и повысит конкурентоспособность филиал ООО КБ «ИСТОК» относительно других кредитных организаций региона.

Сегодня факторинг получил широкое развитие во всем мире, в том числе в России. Факторинговой концепцией занимается около 1000 специализированных организаций и банков, которые оказывают свои услуги во всех финансово развитых странах, он обладает некоторыми преимуществами перед кредитом. На российском банковском рынке факторинговыми услугами пользуются такие известные компании, как фабрика «Красный Октябрь», «Фарма – Коптеко», «Русмед», «Невская косметика», фабрика «Свобода», «Уральские самоцветы» и другие, что свидетельствует о востребованности данной операцией у крупных российских производителей. Соответственно производители нашего региона не являются исключением.

С экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами. Услуги банка – фактора привлекательны для очень многих предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, стремящихся увеличить объемы своих продаж и в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Такие предприятия испытывают трудности при получении банковского кредита, и факторинг может оказаться для них приемлемым способом решения их проблем. Следует отметить и то, что факторинг включает в себя некоторые укрупненные операции: кредитование сбыта, принятие риска неплатежа, бухгалтерский учет дебиторов, контроль и инкассация задолженности.

Следовательно, можно сказать о том, что, в силу развития и преобладания на орловском рынке предприятий малого и среднего бизнеса, филиал ООО КБ «ИСТОК» может стать чуть ли не «монополистом в данной нише банковских услуг и привлечет достаточно большое количество дополнительных, помимо существующих, клиентов. Предлагаемая схема факторинговой операции в полнее осуществима, так как уже говорилось раньше головной ООО КБ «ИСТОК» имеет полномочия заниматься данного вида операциями, а находящийся объем денежных средств в филиале достаточен. Таким образом, препятствия для осуществления данной операции отсутствуют, и мы предлагаем рассмотреть осуществление факторинговой операции по следующей схеме (Рисунок 19).

                                  4

                                   

               

                 3

 

      2                    6                  8                                                 1                  5              7

 

 

                   

 

 

 

Рис. 5 – «Предлагаемая схема факторинговых расчетов при экспорте товаров и услуг для филиала ООО КБ «ИСТОК»».

 

1 – Заключение договора с покупателем о факторинговом обслуживании, в том числе выделение обеспечения (или открытие кредитной линии) в объеме закупочного лимита. 

2 – Подписание договора с поставщиком о факторинговом обслуживании, включая гарантирование платежа и уступку права получения выручки в пользу банка.

3 – Сообщение покупателю об уступке права на выручку.

4 – Отгрузка товара.

5 – Подтверждение приемки товара.

6 – Финансирование поставщика (до 80% от суммы счета).

7 – Платеж (100%) плюс комиссия за обслуживание.

8 - Выплата оставшейся суммы (за вычетом комиссии и стоимости финансирования)

Факторинг с правовой точки зрения представляет собой сделку, означающую уступку требований, а, следовательно, как и любая другая операция, имеет свои экономические достоинства (Рисунок 20).

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 – «Положительные аспекты факторинговых операций»

 

Каждый участник сделки преследует свои корыстные цели, как и при любых других операциях. Судя о достоинствах факторинга, можно сделать заключение о том, что данная услуга выгодна и поставщику, и покупателю, и фактору – ООО КБ «ИСТОК».

Факторинговые операции выгодны банкам, ибо они позволяют им управлять денежными потоками и получать доходы. Банк как фактор оказывает поставщику услуги на платной основе.

 

3. 4. Развитие международной системы SWIFT

SWIFT – это общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций являющееся ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.

В настоящее время SWIFT объединяет 4800 банков и финансовых организаций, расположенных в 155 странах мира (среди них более 2700 банков), у которых насчитывается более 20 000 терминалов. Все они, независимо от их географического положения, имеют возможность круглосуточного взаимодействия друг с другом 365 дней в году. По сети SWIFT ежедневно передается от 3,3 до 5 млн. финансовых сообщений.

SWIFT не выполняет клиринговых функций, являясь лишь банковской коммуникационной сетью, ориентированной на будущее. Передаваемые поручения учитываются в виде перевода по соответствующим счетам "ностро" и "лоро", так же как и при использовании традиционных платежных документов.

В каждой стране, в которой развертывается система SWIFT, общество создает свою региональную администрацию. В России ее функции выполняет российско-британская телекоммуникационная компания "Совам Телепорт". SWIFT остановил свой выбор на ней, учитывая ее оснащенность высокотехнологичным оборудованием ведущих западных фирм Alcatel и Motorola, квалификацию специалистов и опыт работы в данной области. "Совам Телепорт" выполняет не только управленческие, но и технические функции: консультирует по закупке оборудования, имеет свои собственные каналы, которые арендует у Министерства связи России, организует курсы по подготовке персонала. Кроме того, в России действует Комитет национальной ассоциации членов SWIFT.

Отечественные банки используют SWIFT, в основном, для платежей за рубеж, но большую долю составляют сообщения, имеющие в качестве конечного адресата российские банки (от 20 до 30%). Российские банки получили возможность активно использовать сеть для проведения внутренних расчетов. Большие потенциальные возможности открывает и использование SWIFT для организации клиринговых расчетов, а также для работы на российском рынке ценных бумаг.

SWIFT - организация бесприбыльная, вся получаемая прибыль идет на покрытие расходов и модернизацию системы.

Работа в сети SWIFT дает пользователям ряд преимуществ:

                   надежность передачи сообщений, что обеспечивается построением сети, специальным порядком передачи и приема сообщений за счет "горячего" резервирования каждого из элементов сети;

                   сеть гарантирует полную безопасность многоуровневой комбинацией физических, технических и организационных методов защиты, обеспечивает полную сохранность и секретность передаваемых сведений;

                   сокращение операционных расходов по сравнению с телексной связью. Например, стоимость одного стандартного сообщения (до 325 байт) не зависит от расстояния, а высокая интенсивность обменов снижает стоимость настолько, что она оказывается ниже стоимости аналогичных передач по телексу и телеграфу;

                   быстрый способ передачи сообщений в любую точку мира; время доставки сообщения составляет 20 мин., его можно сократить до 1-5 мин. (срочное сообщение), что перекрывает показатели отдельных каналов связи. Сообщение достигает адресата значительно быстрее за счет сокращения промежуточных этапов в сети. Так, аналогичная передача по телеграфу занимает около 90 мин. В случае, когда отправитель коммутирован с получателем (режим on-line), передача данных происходит менее чем за 20 с;

                   так как все платежные документы поступают в систему в стандартизированном виде, то это позволяет автоматизировать обработку данных и повысить в конечном итоге эффективность работы банка. Фиксация выполненных транзакций дает возможность полного контроля (аудита) всех проходящих распоряжений и ежедневного автоматизированного формирования отчета по ним; кроме этого, преодолеваются языковые барьеры и уменьшаются различия в практике проведения банковских операций;

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»