Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;
• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...
1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7
1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11
1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18
1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ООО КБ «ИСТОК»……………………………
2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура услуг и тарифной политики …………………………………….……………………...27
2.2. Анализ формирования ресурсной базы банка ………….….…………..32
2.3. Анализ клиентской базы банка……………………...…………………...46
2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49
2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………
3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54
3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60
3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64
3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 878.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Кафедра «_____???????????________»

 

 

 

 

                                  Выпускная квалификационная работа

 

 

Студентки               

 

                (фамилия, имя, отчество)

 

_____________________________I образование___________________________________

                 (I или II образование)

 

№ личного дела

 

 

 

На тему  Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»

                                                                                                           

                                                                                                                     «Допустить к защите»

 

                                                                                         

 

                                                                                                       «____»_____________ 2010года

 

 

Орел

2010 год.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………...…..….……………...

1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов.………….7

1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами .......……..11

1.3.Организация ведения кассовых операций с юридическими лицами…………………………………………………………………………....18

1.4. Современные тенденции обслуживания юридических лиц кредитными организациями…………………………………………………………………...28

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В  ООО КБ «ИСТОК»……………………………

2.1. Анализ деятельности ООО КБ «ИСТОК»: объем, структура  услуг  и  тарифной  политики  …………………………………….……………………...27

2.2. Анализ  формирования  ресурсной  базы  банка ………….….…………..32

2.3. Анализ  клиентской  базы  банка……………………...…………………...46

2.4. Анализ безналичных платежей в ООО КБ «ИСТОК»……………………49

2.5. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы «Клиент-банк»……………………………………..…………………………….51

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ…………………

3.1. Разработка направлений совершенствования обслуживания юридических лиц …………………………………...…………………………………………...54

3.2. Механизм внедрения лизинговых операций в коммерческом банке...….60

3.3.Внедрение факторингового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке ………………………………………………………...…..64

3.4. Развитие международной системы SWIFT………………………………..70

Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………...

Приложения

Введение

Современная экономическая система представляет собой сложную сеть взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов, основой которых являются денежные расчеты, связанные с поставкой материальных ценностей и оказания услуг, погашением требований и обязательств финансового характера.

Банковская система - основополагающий элемент современной рыночной инфраструктуры. Усиление ее значимости в последнее десятилетие, взаимосвязь буквально со всеми сторонами рыночной экономики обусловили необходимость отнесения данной системы к числу приоритетных сфер деятельности.

Банковская система является носителем и проводником денежных потоков. Поэтому организация и учет потоков платежей между коммерческими банками и юридическими лицами представляют несомненный интерес и актуальность.

Динамика развития рынка банковских услуг свидетельствует о постоянных изменениях, которые выражаются в усовершенствовании форм работы с клиентами, появлении многочисленных новаций в процессе обслуживания. Сложилась устойчивая тенденция усложнения традиционных форм сотрудничества, увеличения спектра предлагаемых банковских услуг и расширение их качественных характеристик.

Банковская система является неотъемлемой частью экономики любой страны. Развитие экономики страны  во многом зависит от успешного функционирования банковского сектора. В последние годы ведутся оживленные дискуссии о путях модернизации российского банковского сектора. Среди его основных проблем называют низкую капитализацию, высокую стоимость и краткосрочный характер кредитования, недостаточную конкурентоспособность, непрозрачность структуры собственности и слабое корпоративное управление.

Для того, чтобы закрепиться на рынке и занять рыночную нишу, а также обеспечить прибыльную деятельность, банкам необходимо уделять особое внимание качеству обслуживания клиентов и удовлетворению спроса клиентов на банковские услуги. Для получения прибыли банкам необходимо расширять спектр предоставляемых услуг. Конкурентное преимущество на рынке банковских услуг обеспечивается уже не столько низкими тарифами, сколько качеством и разнообразием предоставляемых услуг для удовлетворения нужд клиентов. Процессы постоянного изменения и обновления постоянно присутствуют в деятельности банка и по сути дела, будучи продиктованными рыночной средой, являются основополагающим фактором преуспевания любой кредитной организации. На данном периоде развития рынка банковских продуктов жизненный цикл большинства из них сокращается, резко обостряется конкуренция, повышаются требования потребителя к предлагаемым ему продуктам. Для выживания в данной ситуации банк вынужден постоянно расширять и совершенствовать спектр предлагаемых им продуктов, преобразовывать собственные управленческие и производственные системы для повышения эффективности их функционирования. В связи с этим приобретает актуальность рассмотрение технологии разработки кредитными организациями новых банковских продуктов и услуг, определение факторов и подходов, формирующих лидерство в сфере продаж при постоянном росте конкуренции в этом сегменте.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Изучение вопросов расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц коммерческими банками представляется на сегодняшний день актуальным, так как основная масса расчетов предприятий и населения (переводы, коммунальные платежи) осуществляется в безналичном порядке через учреждения банков. Данная функция является традиционной в деятельности любого коммерческого банка на сегодняшний день.

С ростом количества предприятий различных форм собственности растет предложение новых банковских услуг и продуктов, в том числе в области расчетно-кассового обслуживания.

ООО КБ «Исток» на современном этапе развития обладает мощной клиентской базой и благодаря разветвленной сети филиалов и структурных подразделений занимает значительную долю рынка операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц во многих регионах России.

Целью написания данной курсовой работы является исследование операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

• исследовать нормативную базу регулирования операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации;

• проанализировать организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в ООО КБ «Исток»;

• охарактеризовать порядок проведения операционно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в ООО КБ «Исток»;

• провести анализ основных положений договора банковского счета, заключаемого между банком и клиентом, договора корреспондентского счета;

• раскрыть сущность кассовых операций юридических и физических лиц в ООО КБ «Исток»;

Предметом исследования в курсовой работе являются расчетные и кассовые операции клиентов – юридических и физических лиц ООО КБ «Исток».

Объектом исследования является ООО КБ «Исток» и его деятельность в области расчетно-кассового обслуживания..

При написании работы использовались учебники и учебные пособия, посвященные операциям юридических лиц в коммерческих банках,     электронные средства официальной, периодической и научной информации. Методологической основой работы являются Федеральные законы, Положения и инструкции Банка России, письма ЦБ РФ, а также указания Банка России.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 «ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

1.1. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов

В зависимости от форм собственности и хозяйствования клиент может открыть расчётный, текущий или бюджетный счёт.

Банковские счета – это расчетные, текущие счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, открытые на основании договора банковского счета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на которые могут зачисляться и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и предпринимателей, бюджетные счета открываются предприятиям, организациям, которым выделяются средства из бюджета для целевого использования.

Коммерческие банки открывают следующие виды счетов:

Текущие счета открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью. Они предназначены для проведения расчетов в соответствии с установленными целями. Текущие счета могут быть использованы для зачисления выручки от реализации товаров, осуществления расчетов поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненных к ним платежам; с работниками по выплате им зарплаты.

Текущие счета в иностранной валюте открываются предприятиям и организациям различных форм собственности, а также предприятиям без образования юридических лиц. Текущие счета в иностранной валюте открываются только в уполномоченных банках.

Депозит – один из широко используемых источников привлечения средств банка. Через депозиты банк расширяет возможность кредитных вложений клиентам, другим банкам, что и создает базу для получения доходов (прибыли).

Депозитные счета открываются физическим и юридическим лицам, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям, которым выделяются средства из бюджета для целевого использования.

Расчетные счета открываются юридическим лицам-резидентам, которые являются коммерческими организациями. На расчетный счет зачисляется выручка от реализации продукции, работ; с него производятся расчеты с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими. [1]

Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного счета в банках, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования расчетного счета определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию и тарифом на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц.

Для открытия банковских расчетных счетов в валюте РФ или иностранной валюте предприятия представляют в банк следующий пакет документов:

 заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица. При отсутствии в штате должности главного бухгалтера или другого должностного лица заявление может быть подписано только руководителем юридического лица;

 свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально);

 документы, подтверждающие правовой статус юридического лица (копия, заверенная нотариально);

 свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник);

 документ, подтверждающий регистрацию в Фонде социального страхования РФ (подлинник);

 карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально;

 документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом;

 анкетные данные на должностных лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, уполномоченных распоряжаться счетом.

Пакет документов на открытие счета передается предприятием сотруднику структурного подразделения банка, обслуживающего юридических лиц. Если представитель предприятия не обладает правом действовать в интересах организации без доверенности, он должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность на заключение договора банковского счета и открытие счета.

Операционным работником банка производится первичный контроль представленных документов, после чего они передаются в юридическую службу банка для проверки на соответствие требованиям нормативных актов РФ и Банка России.

После проверки документов юридической службой и получения разрешительной надписи руководителя банка, на заявлении на открытие счета в бухгалтерскую службу передается для открытия счета заявление с приложением заверенной карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

Сотрудник бухгалтерской службы присваивает номер счета клиенту и регистрирует его в "Книге регистрации открытых и закрытых счетов клиентов".

Номер счета клиента проставляется на заявлении и на его карточке с образцами подписей и оттиска печати.

После открытия счета, завизированного главным бухгалтером, карточки с образцами подписей и оттиском печати, с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счета, передаются в структурное подразделение.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати хранится в специальной картотеке у операционного работника банка, ведущего счет клиента.

После открытия счета пакет документов передается в структурное подразделение, на которое возложены обязанности по хранению юридических дел, для помещения в "Юридическое дело клиента".

Банк начинает предоставлять набор услуг, связанных с открытием и ведением расчетного счета клиента, организацией и проведением безналичных расчетов, выполнением операций с наличными деньгами, только после открытия клиентом счета в коммерческом банке. [2]

Закрытие счета может быть осуществлено по решению владельца счета, собственника имущества, предприятия, банка, арбитражного суда. Договор банковского счета (Приложение 1) может быть расторгнут по инициативе клиента в любое время и без всяких условий. Банк может расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании в случаях предусмотренных договором:

        несоблюдение требования минимального размера остатка по счету;

        в течение месяца со дня предупреждения об этом клиента банка;

        при отсутствии операций по счету в течение года.

         Прекращение договорных отношений осуществляется в два этапа:

        расторжения договора;

        закрытие счета.

В семидневный срок после расторжения договора остаток, имеющийся на счету, должен быть либо выдан клиенту, либо перечислен на другой счет.

Счет может быть закрыт при признании предприятия банкротом, в случае принятия решения о запрете деятельности данного субъекта хозяйствования и в других предусмотренных законом случаях: при изменении характера деятельности, связанным с утратой хотя бы одного из признаков, необходимых для данного вида счета; по решению органа, создавшего предприятие.

 

 

1.2. Организация безналичных расчетов с юридическими лицами

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организа­ции безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, опреде­ленных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.[3]

Зачисление и списание денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчётных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

-распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

-распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Таким образом, при совершении безналичных операций могут использоваться следующие расчётные документы: платёжное поручение формы № 0401060; платёжное требование формы № 0401061; инкассовое поручение формы 0401071; заявление на аккредитив формы № 0401063.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются ими самими в хозяйственных договорах.

Коммерческие банки осуществляют следующие виды безналичных расчетов:

Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением (Приложение 2) является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. [4]

Платежным поручением могут производиться:

 перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы;

 перечисления денежных средств в бюджет всех уровней и во внебюджетные фонды;

 перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов или депозитов и процентов по ним;

 предварительная оплата товаров в соответствии с основным договором;

 перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством. При этом на лицевой стороне всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка о помещении в картотеку с указанием даты. 

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческим банком на примере ООО КБ «ИСТОК»