Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Достаточно сказать, что через государственные финансы перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.

Содержание

Введение 3
1.Сущность государственных финансов и их функции. Территориальные финансы, их состав и особенности 4
2.Государственный бюджет, функции, особенности формирования и направления использования 10
3.Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи 13
4.Государственный кредит, его формы и функции 17
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Госфинансы.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

     •    прочие доходы.

     Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

     Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на  рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

     Отчет об исполнении бюджета территориального государев венного внебюджетного  фонда составляется органом управления фонда и представляется органом  исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

     Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

     От  уплаты страховых взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды освобождаются:

     1) организации в части выплат, начисленных  по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

     2) общероссийские общественные организации  инвалидов, среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80%, их региональные  и территориальные организации,  а также организации, уставный  капитал которых полностью состоит  из вкладов таких организаций  и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;

     3) индивидуальные предприниматели,  в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

     4.Государственный кредит, его формы и функции

     В целях бесперебойного финансирования многообразных потребителей общества государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  денежные средства предприятий и  населения. Главным способом их получения  является государственный кредит. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Государственный кредит находится на стыке двух экономических категорий - кредита и финансов. Являясь одним из видов кредита, он обладает основными чертами:

    • срочностью,
    • платностью,
    • возвратностью,
    • обеспеченность,
    • целевое использование.

     Государственный кредит является элементом системы  государственных финансов, т.к участие государства в кредитных отношениях приводит к изменению госбюджета и внебюджетных фондов. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) поступают к заемщику, превращаясь, в кредитные ресурсы.

     Если  государство выступает в качестве заемщика, то мобилизованные им кредитные  ресурсы поступают в бюджет, превращаясь, в финансовые ресурсы. Таким образом, кредитные отношения, в которых  участвует государство, так или  иначе связаны с движением  финансовых ресурсов, что дает возможность  отнести их к финансовым отношениям, а государственный кредит - к экономической  категории "финансы".

     Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний кредит.

     Внутренний  государственный кредит может выступать в формах;

     государственные займы, обращение части вкладов  населения в государственные  займы, казначейские ссуды, гарантированные  займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

     Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Номинальная цена облигации устанавливается государством.

     Казначейские  обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.

     Казначейские  ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Эти ссуды выдают на льготных условиях по срокам и норме процента. Их получают в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций, ухудшения экономической ситуации в стране.

     Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

     Внешний государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора и гаранта. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны - получателя, оказание продовольственной помощи.

     Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме, выпускаются  в валюте страны - кредитора, страны - заёмщика или третьей страны. Погашение  займов происходит по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

     Сущность  государственного кредита проявляется  через выполняемые им функции, главными из которых являются фискальная и регулирующая.

     Фискальная  функция. Как звено системы государственных финансов, государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, а именно государственного бюджета и внебюджетных фондов.

     Регулирующая  функция проявляется в том, что государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость. Государство использует государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, с помощью которого оно может проводить ту или иную финансовую политику. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена частым несоответствием между потребностями государства и возможностью профинансировать их за счет бюджетных доходов, которые, как правило, ограничены налоговыми поступлениями.

     Предоставление  внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Государственные  займы классифицируются по ряду признаков:

    • по субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти;
    • по месту размещения - внутренние, внешние;
    • по обращению на рынке - рыночные, нерыночные, они свободно продаются и покупаются;
    • в зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения 1 год); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 лет и более).
    • по обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные;
    • по характеру выплачиваемого дохода (выигрыш).
    • государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.

     Деятельность  государства в качестве заемщика приводит к образованию государственного долга.

     Государственный долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

     Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

     Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Государство, используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов бюджетов, а также для финансирования расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заёмщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. Предельные объемы государственного внешнего и внутреннего долга, пределы внешних заимствований РФ утверждаются Федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по долгам по формам обеспечения обязательств.

     Управление  государственным долгом РФ осуществляется Правительством Российской Федерации и является составной частью бюджетной политики. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определённого результата.

     Основными целями управления государственным  долгом являются:

    • поддержание объема долга на экономически безопасном уровне;
    • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;
    • оптимизация стоимости обслуживания долга.

     В целях управления государственным  долгом и его снижения разрабатывается программа государственных внешних заимствований бюджета, срок возврата. Все поступления средств в бюджет от заимствований, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Сейчас очень трудно отказаться или отсрочить погашение долгов. Это означало бы показать перед всем миром свою неплатежеспособность. Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга.

 

     

     Список  литературы

 
  1. Бюджет  и бюджетная система РФ. Годин А.М. Подпорина И. В 2009г.
  2. Бюджетная система. Щербаков В.А, Дементьев Д.В. 2008г.
  3. Гражданский кодекс РФ. Волкова Е.Н. 2007г.
  4. Деньги кредит финансы. Галицкая С.В. 2008г.
  5. Финансы и кредит. Боровкова В.А.; Мокин В.Н. 2006г.
  6. Финансы: Рабочая тетрадь слушателя программы ШВА Бурлаков В.К. 2006,

Информация о работе Государственные финансы