Теория государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Содержание

Введение
1. Сущность и необходимость финансов
2. Финансовая система, ее звенья
3. Финансовый контроль. Управление финансами
3.1.Финансовый контроль
3.2. Управление финансами
4. Теории государственных финансов
4.1. Финансовая теория Дж.М.Кейнса
4.2. Теория "неоклассического синтеза"
Заключение
Литература


Введение

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  

Введение 

1. Сущность и  необходимость финансов

2. Финансовая  система, ее звенья

3. Финансовый  контроль. Управление финансами

      3.1.Финансовый  контроль         

      3.2. Управление финансами                   

4. Теории государственных  финансов 

      4.1. Финансовая теория Дж.М.Кейнса

      4.2. Теория "неоклассического синтеза"

Заключение 

Литература  
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и  необходимость финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Их возникновение  произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному  товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных  признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение  финансовых отношений реальным движением  денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме  происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних  владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной.

Так как на третьей  стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения  и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Поэтому, важным признаком финансов как экономической  категории является распределительный  характер финансовых отношений.

Финансы существенно  отличаются от других экономических  категорий,

функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет  выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном  распределении. Это происходит вне  зависимости от общественно- экономической  формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее

увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании  всего вышеизложенного можно  дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие  в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части

национального богатства в связи с формированием  денежных доходов и накоплений у  субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а  причиной

появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере  хозяйствования удовлетворение

постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие

общественных  потребностей приводит к изменению  состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в  распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных  финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями

общественного развития. Государство же может, учитывая объективную

необходимость финансовых отношений, разрабатывать  различные формы их

использования: вводить или отменять различные  виды платежей, изменять  формы использования  финансовых  ресурсов и т. д. Государство  не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. 
 
 
 
 

2. Финансовая  система, ее звенья

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений.

По природе  своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение  стоимости осуществляется прежде всего  по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка

финансовых отношений  осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей  определяющее влияние на состав и  назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

В страховой  сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет

специфику объекта  страхования, в качестве звеньев  выступают: социальное

страхование, имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности, страхование предпринимательских  рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового

распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое  и межтерриториальное - государственным  бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию

финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования  и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в

соответствии  с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных  звеньев финансовой системы является государственный бюджет.

С его помощью  правительство концентрирует в  своих руках значительную часть  национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

      
 
 
 
 
 

3. Финансовый  контроль. Управление финансами

3.1.Финансовый  контроль                             

Назначение финансового  контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования  финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Информация о работе Теория государственных финансов