Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:39, курсовая работа
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Введение 3
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике 4
1.1. Общее понятие о государственных финансах
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике 6
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны 10
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как
основного ресурса финансовых отношений
2.2. Значение внебюджетных фондов 20
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита 27
Заключение 32
Список использованных источников 35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Чит ГУ)
Институт
переподготовки и повышения квалификации
Курсовая работа
Государственные финансы
по
дисциплине: Государственные и муниципальные
финансы
Выполнил ст.гр. ГУдо.10
Аникьева Ю.В
Проверил:
Гордеева Т.Н.
Чита
2011
Содержание
Введение
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике 4
1.1.
Общее понятие о государственных финансах
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике 6
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны 10
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как
основного ресурса финансовых отношений
2.2.
Значение внебюджетных фондов
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита 27
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
1. Государственные финансы
и их роль в рыночной
экономике
1.1.
Общее понятие о государственных финансах
Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.1
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы.
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.
Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.
Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.
Государство
осуществляет свои функции не в целях
получения коммерческой выгоды или прибыли,
а для обеспечения коллективного потребления.
В этом плане государственные финансы
отражают взаимоотношения между государством,
с одной стороны, и юридическими лицами
и домашними хозяйствами, с другой, по
поводу обязательных платежей в денежные
фонды государства и использования этих
средств в интересах налогоплательщиков.2
1.2.
Место и роль государственных финансов
в экономике
Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.
Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:
Оказание государственных услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения. Обеспечение законодательных основ страны предполагает наряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.
Разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п., должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.
Разработка и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.
Чтобы государство было эффективным, необходимы пути и методы, которые должны быть различными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, России, Аргентины или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои рецепты. Мировой опыт учит, что не существует общих шаблонов действий, не зависящих от конкретной ситуации. В 1932 г. президент США Гувер пытался преодолеть депрессию путем подавления инфляции, сбалансирования бюджета и твердого доллара. Эта, казалось бы, респектабельная соответствующая монетаристскому подходу политика привела к экономическому краху. Пришедший ему на смену в 1933 г. президент Рузвельт вопреки ортодоксальным рекомендациям не побоялся дефицита государственного бюджета, девальвировал доллар, запретил вывоз золота и серебра, организовал общественные работы и сумел вывести страну из кризиса.
Большинство ныне развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом Япония, Южная Корея, ряд других стран в дополнение к созданию институциональных основ рынка использовали различные методы поддержки экономики своих стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту, защиты внутреннего рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась та или иная валютная, торговая, кредитная финансово-промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильного государства.
Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, (ТО, международных финансовых и кредитных организациях, а в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.
Проблемы регулирования интеграции в мировую экономику приобрели особую актуальность в конце XX -- начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков. Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.
Наиболее общими предпосылками эффективности государства являются следующие:
- объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
- используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;
- работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.
Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.