Государственные финансы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие о государственных финансах РФ, состав и структуру;
2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов РФ.

Содержание

Введение.
1. Понятие о государственных финансах РФ. 3
2. Структура государственных финансов РФ. 4-5
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета РФ.
2.2 Значение внебюджетных фондов РФ
2.3 Государственный кредит РФ.
3. Повышение эффективности государственных финансов. 11
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Работа содержит 1 файл

Финансы реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

 

На  тему:

"Государственные  финансы РФ" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 

Содержание

                                                                                                                                                                               стр.

     Введение.

1. Понятие  о государственных финансах РФ. 3

2. Структура  государственных финансов РФ. 4-5

     2.1 Понятие и сущность государственного  бюджета РФ.

     2.2 Значение внебюджетных фондов РФ

     2.3 Государственный кредит РФ.

3. Повышение эффективности государственных финансов. 11

     Заключение. 12

     Список  использованной литературы. 13 
 
 
 

                                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

         Финансы - это экономическая категория, прежде всего связанная с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день т.к. они образуют важную часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой. 
     Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
1) рассмотреть понятие о государственных финансах РФ, состав и структуру; 
2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие о государственных финансах РФ.

     Государственные финансы – совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.

     Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в руках государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.

     Цель  государственных  финансов –  денежное обеспечение функций субъектов органов власти.     

     Следует различать государственные финансы  в широком и узком смысле. В  широком смысле они охватывают все  финансы, за исключением негосударственных; в узком – государственный  бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, социальными, политическими и другими особенностями.

     Управление  государственными финансами  в России осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др).Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни. 
Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Государство необходимо для предоставления нужных обществу в целом и его жителям товаров и услуг, законодательного формирования необходимых норм и институтов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам. 
        Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет. 
        Областью возникновения и функционирования финансов является необходимость распространения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по целевому назначению и субъектам хозяйствования, чтобы каждый получил свою долю. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. 
        Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны.
 
 
 
 
 
 

     
  1. Структура государственных финансов РФ.

     Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет, Бюджеты субъектов Российской Федерации,  Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды), Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

     К категории "государственные финансы" следует также отнести такие  понятия как: государственный кредитналоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств.

     Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним  из них является структура органов  государственной власти. Другим - выделение  в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет. По функциональному признаку в составе государственных финансов РФ выделяются обособленные звенья:

     – государственный бюджет,

     –  государственные внебюджетные фонды

     –  государственный (муниципальный) кредит.

     Каждое из этих звеньев выполняет специфические функции. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру.  
 
 

     2.1 Понятие и сущность  государственного  бюджета РФ.

     Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства.

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

  • Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

              Источники доходной части госбюджета:

  • 70-80 % формируют налоговые поступления;
  • в значительно меньшей степени - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • и доходы государственного предпринимательства.

                 Основные функции бюджета заключаются в следующем: перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП); государственное регулирование и стимулирование экономики; контроль над образованием и использованием центрального фонда денежных средств. Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.  

     2.2 Значение внебюджетных  фондов.

         Существенная роль в системе  государственных финансов РФ принадлежит государственным  внебюджетным фондам, предназначенным для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы, обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет целевых обязательных отчислений. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. 
      В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Внебюджетные  фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские  и местные органы власти в случаях  финансовых затруднений. Благодаря  внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства. 
         Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общегосударственного, республиканского и регионального значения. 
Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными (например, социальными) фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено. 

     2. 3 Государственный кредит РФ.

     Специфической частью государственных финансов выступают  денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи  с мобилизацией временно свободных  денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственные финансы РФ