Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:48, реферат
Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие о государственных финансах РФ, состав и структуру;
2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов РФ.
Введение.
1. Понятие о государственных финансах РФ. 3
2. Структура государственных финансов РФ. 4-5
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета РФ.
2.2 Значение внебюджетных фондов РФ
2.3 Государственный кредит РФ.
3. Повышение эффективности государственных финансов. 11
Заключение. 12
Список использованной литературы. 13
На тему:
"Государственные
финансы РФ"
2011
Содержание
Введение.
1. Понятие о государственных финансах РФ. 3
2. Структура
государственных финансов РФ.
2.1
Понятие и сущность
2.2 Значение внебюджетных фондов РФ
2.3 Государственный кредит РФ.
3. Повышение эффективности государственных финансов. 11
Заключение. 12
Список
использованной литературы. 13
Введение.
Финансы - это экономическая категория,
прежде всего связанная с существованием
государства. Исследование государственных
финансов является довольно актуальной
проблемой на сегодняшний день т.к. они
образуют важную часть финансовой деятельности
общества с рыночной экономикой.
Актуальность выбранной
темы обуславливает цель работы: рассмотрение
государственных финансов РФ. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1) рассмотреть понятие о государственных
финансах РФ, состав и структуру;
2) выявить необходимость и меры повышения
эффективности государственных финансов
РФ.
1. Понятие о государственных финансах РФ.
Государственные финансы – совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в руках государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.
Цель государственных финансов – денежное обеспечение функций субъектов органов власти.
Следует
различать государственные
Управление
государственными финансами в России
осуществляют органы
государственной власти,
в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы
в области государственных финансов) и
исполнительные (Президент, Правительство, Центральный
банк, Министерство финансов и др).Сектор государственного
управления по уровням управления подразделяется
в федеративных государствах на центральный
(общегосударственный, федеральный), региональный
и местный уровни.
Для нормального социально-экономического
и политического развития страны требуется
эффективное государство. Государство
необходимо для предоставления нужных
обществу в целом и его жителям товаров
и услуг, законодательного формирования
необходимых норм и институтов, позволяющих
успешно функционировать экономике и
обеспечивать материальные и иные условия
жизни гражданам.
Государство может
непосредственно управлять только собственными
финансами, а на финансы других секторов
экономики в состоянии лишь оказывать
воздействие. Управление государственными
финансами в центре и на местах осуществляется
путем утверждения законодательных актов,
бюджетов и отчетов об их исполнении, установления
и отмены налогов и других видов платежей
в бюджет.
Областью возникновения
и функционирования финансов является
необходимость распространения стоимости
валового внутреннего продукта (ВВП) по
целевому назначению и субъектам хозяйствования,
чтобы каждый получил свою долю. По экономической
сущности государственные финансы — это
денежные отношения по поводу распределения
и перераспределения стоимости общественного
продукта и части национального богатства,
связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства,
необходимых ему для выполнения экономических,
социальных и политических функций.
Преобразование государственных
финансов является одним из важнейших
направлений экономических реформ в России.
Как в условиях планово-распределительной
системы, так и в условиях рынка государственные
финансы являются инструментом мобилизации
средств для проведения государственной
политики и оказывают серьезное воздействие
на социально-экономическую и внешнеполитическую
жизнь страны.
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет, Бюджеты субъектов Российской Федерации, Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды), Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как: государственный кредит; налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств.
Структура
государственных финансов определяется
двумя основными факторами. Одним
из них является структура органов
государственной власти. Другим - выделение
в составе государственных
– государственный бюджет,
– государственные внебюджетные фонды
– государственный (муниципальный) кредит.
Каждое
из этих звеньев выполняет специфические
функции. Благодаря разному функциональному
назначению перечисленных звеньев каждое
из них имеет свою институциональную структуру.
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета РФ.
Центральное
место в государственных
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Источники доходной части госбюджета:
Основные функции бюджета
заключаются в следующем: перераспределение
национального дохода и валового внутреннего
продукта (ВВП); государственное регулирование
и стимулирование экономики; контроль
над образованием и использованием центрального
фонда денежных средств. Сегодня в России
механизм государственного бюджета направлен
на финансирование структурной перестройки
экономики; наращивание модернизации
и научно-технического потенциала; ускорение
социального развития и социальной защищенности
населения. Через расходы и налоги государственный бюджет
РФ выступает
важным инструментом регулирования и
стимулирования экономики и инвестиций.
2.2 Значение внебюджетных фондов.
Существенная роль в системе
государственных финансов РФ принадлежит
государственным внебюджетным фондам,
предназначенным для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Выделение таких
фондов в качестве отдельных звеньев финансовой
системы, обусловлено необходимостью
обеспечения гарантий в целевом использовании
денежных средств, формируемых главным
образом за счет целевых обязательных
отчислений. Все внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение: для расширения
социальных услуг населению, стимулирования
развития отсталых отраслей инфраструктуры,
обеспечения дополнительных ресурсов
приоритетных отраслей экономики.
В России действуют следующие
государственные внебюджетные фонды:
Внебюджетные
фонды выполняют еще и роль
финансового резерва, к которому
прибегают федеральные, республиканские
и местные органы власти в случаях
финансовых затруднений. Благодаря
внебюджетным фондам повышается маневренность
финансовых ресурсов в рамках единой финансовой
системы государства.
Внебюджетные
фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому
назначению, так и по уровням управления.
В соответствии с функциональным назначением
их можно подразделить на фонды, имеющие
либо экономический, либо социальный,
либо природоохранный характер. По уровням
управления внебюджетные фонды подразделяются
на фонды общегосударственного, республиканского
и регионального значения.
Различные уровни государственного управления
располагают своими бюджетами и внебюджетными
(например, социальными) фондами. В этой
связи система государственных финансов
организуется таким образом, чтобы данные
о доходах и расходах формировались как
в территориальном разрезе, так и по вертикали
с выделением соответствующих внебюджетных
фондов. Это позволяет формировать консолидированные
данные о государственном бюджете федерации
и регионов, консолидированные данные
по внебюджетным фондам и на этой основе
консолидированные данные в целом по государственным
финансам. В России определяются и публикуются
консолидированные данные федерального
и региональных бюджетов. Консолидированные
данные по государственным финансам в
целом пока в системном порядке не формируются
и не публикуются. Учитывая, что расходы
внебюджетных фондов составляют около
четверти всех расходов государства, формирование
консолидированных данных о доходах и
расходах государства в целом является
необходимым элементом управления государственными
финансами и должно быть налажено.
2. 3 Государственный кредит РФ.
Специфической
частью государственных финансов выступают
денежные отношения, составляющие содержание
государственного кредита. Госкредитные
отношения возникают в связи
с мобилизацией временно свободных
денежных средств предприятий, организаций
и населения и их передачей во временное
пользование органам государственной
власти для обеспечения финансирования
государственных расходов. Привлечение
государством временно свободных денежных
средств юридических и физических лиц
осуществляется путем продажи на финансовом
рынке облигаций, казначейских обязательств
и других видов государственных ценных
бумаг. Основными формами государственного
кредита являются займы и казначейские
ссуды. Государственный кредит играет
важную роль в укреплении экономики и
ее финансовом оздоровлении. С его помощью
ресурсы, аккумулируемые на финансовом
рынке, направляются на финансирование
потребностей экономического и социального
развития (через финансирование специальных
долгосрочных программ). Госкредитные
ресурсы позволяют цивилизованным способом
покрывать бюджетный дефицит. Способствуя
оттоку денег из обращения, государственный
кредит смягчает остроту проблем в сфере
денежного обращения.