Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:33, контрольная работа
Под функция понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. На современном этапе на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов: распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной. В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников
материального производства. Он подразделяется на зарплату рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства — с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы.
Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
Сущность государственных
Под
функция понимается процесс реализации
государственных финансов и результаты
их функционирования. На современном этапе
на основе обобщения соответствующих
экономических взглядов говорить о восьми
функциях государственных финансов: распределительной,
перераспределительной, воспроизводственной,
регулирующей, стимулирующей, плановой
(или прогнозной), контролирующей и социальной.
В процессе реализации распределительной
функции государственных финансов происходит
первичное распределение полученных унитарными
предприятиями денежных доходов. Осуществляется
распределение национального дохода среди
участников
материального производства. Он подразделяется
на зарплату рабочих, служащих, доходы
фермеров, крестьян, занятых в сфере материального
производства, с одной стороны, и доходов
предприятий сферы материального производства
— с другой. Однако первичные доходы не
образуют общественных денежных средств,
достаточных для удовлетворения и развития
потребностей государства, на которые
расходуются государственные финансы.
Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий.
Перераспределение
национального дохода происходит между
производственной и непроизводственной
сферами экономики, отраслями материального
производства, отдельными регионами страны,
формами собственности и хозяйствования,
а также социальными группами населения.
Речь при этом идет о вторичном распределении
той части доходов предприятий, которая
поступает в виде налогов и других обязательных
платежей в централизованные государственные
фонды финансовых ресурсов.
Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п. Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.
Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование,государственное регулирование фондового рынка.
Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно-инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства.
Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских. Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами (ФПГ). Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, а также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.
Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в государственном бюджете, муниципальных бюджетах, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов.
Особенно
это важно в связи с переходом
страны к среднесрочному, а в будущем
и долгосрочному финансовому планированию
(прогнозированию).
В настоящее время большую роль могла
бы играть и регулирующая функция государственных
финансов, в ходе реализации которой используется
широкий набор инструментов.
Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется.
Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля. С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натуральновещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п. Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.
Привлечение
финансовых ресурсов государством на
кредитной основе для покрытия собственных
потребностей является приемлемой и
объективно предопределенной практикой
осуществления экономической
Активная политика государства как на внутреннем, так и на внешнем, рынке капиталов закономерно приводит к образованию государственного долга, который разделяется на внутренней и внешней. Внешние заимствования всегда связанные с достижением удовлетворения интересов государства через соответствующую стратегию и тактику ее правительства.
Привлечение
финансовых ресурсов государством на
кредитной основе для покрытия собственных
потребностей является приемлемой и
объективно предопределенной практикой
осуществления экономической
Активная
политика государства как на внутреннем,
так и на внешнем, рынке капиталов закономерно
приводит к образованию государственного
долга, который разделяется на внутренней
и внешней. Внешние заимствования всегда
связанные с достижением удовлетворения
интересов государства через соответствующую
стратегию и тактику ее правительства.
Для осуществления целеустремленного
и организованного движения капиталов
на международном уровне создан ряд международных
финансовых институтов. К их числу принадлежат
Мировой банк, Международный валютный
фонд, Европейский банк реконструкции
и развития. Кроме этого, внешний долг
может образовываться при получении ссуд
от иностранных государств и их группировок.
Сюда принадлежат кредиты государств
Европейского содружества, кредиты государств
поставщиков энергоносителей.
Государство
может осуществлять заимствование
путем размещения на мировых финансовых
рынках ценных бумаг в виде облигаций,
а также продажи их, на внутренних рынках
при покупке нерезидентами, получение
грантов, субсидий, за счет научно-технической
помощи. Это нуждается в некоторых объяснениях,
поскольку все указаны выше формы заимствований
отличаются за своей экономической сутью
и назначением.
Заемы международных финансовых институтов
являются формой существования и функционирования
иностранного капитала, и для страны заемщика
задолженность перед ними составляет
государственный долг. Заемы стран Евросоюза
в основном являются помощью, где получение
дохода не имеет первоочередного значения.
Система официальной международной помощи
развития странам, которые осуществляют
рыночные превращения, внедрена мировым
экономическим содружеством и активно
работает с конца 40-х годов. Все проекты,
на которые могут быть предоставленные
заемы этими организациями, разделяются
на четыре группы: проекты макроэкономической
стабилизации экономики страны заемщика,
проекты структурных превращений в определенных
секторах экономики, инвестиционные проекты
и проекты технической помощи.
Важнейшее значение имеют инвестиционные
проекты. Они направлены на развитие определенных
секторов экономики, где предусматривается
обязательное внутреннее софинансирование.
Все кредиты, которые предоставляются
Международными финансовыми организациями,
имеют для экономики государства важное
значение. Они предоставляются на выгодных
условиях под низкие проценты (5 — 7 процентов
годовых) сроком до 20 годов.
Конечно,
организации-кредиторы
Со стороны государства заемщика осуществляется контроль за воплощением проектов, которые финансируются международными финансовыми организациями. Эти функции выполняет правительство. В каждом государстве есть соответствующее законодательство и выданы на их основе нормативные документы.
Наибольшую
сложность для государства как в
плане роста внешнего долга, так и в плане
использования кредитов составляют заимствования,
полученные от иностранных коммерческих
структур под гарантии правительства.
Эти кредиты, как подтверждает опыт многих
стран, имеют самые низкие показатели
относительно эффективности использования.
Следует отметил также, что при приемлемой
рыночной среде гарантии правительства
не является обязательным элементом кредитования.
Для каждой страны вопроса как внешней,
так и внутренней, задолженности всегда
имеют свою актуальность. На обслуживание
долгов отвлекаются значительные финансовые
ресурсы, увеличиваются нагрузка на бюджет
государства, усиливаются инфляционные
процессы.