Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Достаточно сказать, что через государственные финансы перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.

Содержание

Введение 3
1.Сущность государственных финансов и их функции. Территориальные финансы, их состав и особенности 4
2.Государственный бюджет, функции, особенности формирования и направления использования 10
3.Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи 13
4.Государственный кредит, его формы и функции 17
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Госфинансы.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования 
Брянский государственный университетимени академика И.Г. Петровского 
Социально-экономический институт 
Финансово-экономический факультет 
Кафедра финансов и кредита
 
 

     Реферат

     По  дисциплине: « Финансы  и кредит»

     На  тему: « Государственные финансы» 
 
 
 

     Выполнила:

     Студентка 4 курса 15 МО группы

     Мусатова М. В.

     Проверила:

     ст.пр Пыко О.М.  
 
 
 
 

     Брянск 2011 

Оглавление 

     Введение 3

     1.Сущность государственных финансов и их функции. Территориальные финансы, их состав и особенности 4

     2.Государственный бюджет, функции, особенности формирования и направления использования 10

     3.Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи 13

     4.Государственный кредит, его формы и функции 17

     Список литературы 23 

 

     

     Введение

     Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

     Достаточно  сказать, что через государственные  финансы перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.

     Возможны  две трактовки понятия государственных  финансов.

     Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в т.ч. социальной) государственной политики.

     По  экономической сущности государственные  финансы – это денежные отношения  и трансформационные (конвертационные) отношения «деньги – собственность», а также конвергентные отношения «заем – траст» по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, собственности и части национального богатства. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, в т.ч. за счет предприятий и приватизации государственной собственности. Полученные финансовые ресурсы используют на расширение производства, удовлетворение растущих социально-культурных потребностей членов общества, управления, нужд обороны страны и поддержания отечественных монополий в конкретной борьбе на внешних рынках.

     Во-вторых, под государственными финансами может пониматься совокупность элементов  финансовых институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия в рамках сложной системы, обеспечивающих достижение поставленных целей на заданном множестве условий.

     При построении государственных финансов на иерархических уровнях страны и отдельных ее регионов учитывают:

     -текущее  социальное положение;

     -состояние  экономики, а также отраслей  народного хозяйства;

     -участие  в международном, межрегиональном  и межотраслевом разделении и  специализации труда;

     -прогнозы  изменения текущих социального и экономического положения;

     -социальные  и экономические угрозы;

     -социальные  и экономические возможности;

     -наличие  или отсутствие необходимой инфраструктуры  и т.д.

     Субъектами  денежных отношений в данной сфере  являются государство (в лице соответствующих  структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

     1.Сущность государственных финансов и их функции. Территориальные финансы, их состав и особенности

     Современная рыночная экономика представляет собой  смешанную систему, в которой  тесно взаимодействуют механизмы  общественного и частного регулирования. Финансы прямо и непосредственно  связаны с функционированием  денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Экономической  основой, на которой держится вся  система государственного участия  в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства, рычаг, с помощью которого оно  оказывает влияние на весь процесс  производства и распределения. Из этого  можно сказать, что под государственными финансами как экономической  категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с  формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны.

     Основными звеньями системы государственных  финансов является государственный бюджет, государственные предприятия, государственный кредит и внебюджетные фонды.

     Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные  отношения органов власти различных  уровней.

     Как экономическая категория финансы  обладают функциями. Функция любой  экономической категории проявляет  её сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять.

     Финансы выполняют три функции:

     распределительную,

     регулирующую,

     контрольную.

     Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство.

     С помощью распределительной функции  осуществляется распределение новой  стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

     Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

     Формирование  фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства.

     Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

     Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП1 и НДІ создаются доходы общества.

     При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

     прибыль предприятий;

     отчисления  в социальные, внебюджетные фонды;

     доходы  работающих.

     Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

     Таким образом, необходимость перераспределения  НД связана:

     с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах  наиболее эффективного и рационального  использования доходов и накоплений предприятия и организаций;

     с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается  НД);

     существованием  различных социальных групп населения.

     В процессе перераспределения ВВП  и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как  расходы, налоги, кредит, цены.

     Распределительная функция финансов позволяет:

     образовывать  денежные фонды на уровне предприятия  и домашнего хозяйства, а так  же государства;

     образовывать  фонды целевого назначения;

     осуществлять  межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и  социальными группами;

     создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.

     Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового контроля - сообщать обществу обо всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

     Контрольная функция финансов проявляется:

     до  наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

     в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

     в процессе подведения итогов, составление  оценок исполнения денежных фондов.

     Контрольная функция реализуется через:

     финансово-хозяйственный  контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных  договоров, осуществления коммерческого  расчета;

     финансово-бюджетный  контроль, при выполнении налоговых  платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

     кредитно - банковский контроль, при использовании  принципов кредитования и денежных расчетов.

     Регулирующая  функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

     На  макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов. 

     Понятие территориальных финансов

     В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в Российской Федерации  – это собственно республиканские  в составе РФ, краевые, областные  и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных  потребностей.

     Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  с социально – культурным и  коммунально-бытовым обслуживанием  населения, так как через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и содержания дорог.

     Таким образом, территориальные финансы  – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.*

Информация о работе Государственные финансы