Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Что же такое государственные и муниципальные финансы? Какова структура государственных и муниципальных финансов? По экономической сущности государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В состав государственных и муниципальных финансов входят: финансы органов государственной власти на федеральном уровне, финансы субъектов РФ, муниципальные финансы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5
1.1. История возникновения государственных финансов…………………...5
1.2. Понятие государственных финансов……………………………………..6
1.3. Признаки государственных финансов……………………………………7
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8
Глава 2. Структура государственных и муниципальных финансов,
характеристика её звеньев………………………………………………………13
2.1. Финансы органов государственной власти на
федеральном уровне…………………………………………………………..13
2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20
2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21
2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в
современных условиях………………………………………………………..25
3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в
экономическом и социальном развитии государства………………………25
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе Российской Федерации……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.08 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5

1.1. История  возникновения государственных финансов…………………...5

1.2. Понятие  государственных финансов……………………………………..6

1.3. Признаки  государственных финансов……………………………………7

    1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8

Глава 2. Структура государственных и  муниципальных финансов,

характеристика  её звеньев………………………………………………………13

    2.1. Финансы органов государственной власти на

    федеральном уровне…………………………………………………………..13

    2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20

    2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21

    2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22

Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в

    современных условиях………………………………………………………..25

    3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в

    экономическом и социальном развитии государства………………………25

    3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой

    системе Российской Федерации……………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  литературы………………………………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Экономической базой современного общества является рыночное товарно-денежное хозяйство, поэтому государство для своего функционирования нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые  и составляют государственные финансы.

     Что же такое государственные и муниципальные  финансы? Какова структура государственных  и муниципальных финансов? По экономической сущности государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В состав государственных и муниципальных финансов входят: финансы органов государственной власти на федеральном уровне, финансы субъектов РФ, муниципальные финансы. 

       Цель курсовой работы -  исследовать социально-экономическую сущность государственных и муниципальных финансов и выявить их роль в современных условиях.

     Для достижения этих целей были поставлены задачи:

  1. изучить содержание государственных и муниципальных финансов;
  2. рассмотреть структуру государственных и муниципальных финансов;
  3. выявить значение государственных и муниципальных финансов.

     Государственные и муниципальные финансы осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России.  
Проблемы финансового обеспечения функционального назначения муниципальных образований в Российской Федерации на современном этапе приобретают особую актуальность. Это связано, во - первых, с тем, что сложившиеся в ходе проводимых одновременно: политических, экономических и социальных преобразований на государственном уровне проблемы отражаются и на местном уровне. Во вторых, общая макроэкономическая ситуация требующая большей централизации доходных ресурсов безусловно подрывают финансовую устойчивость муниципальных образований. В - третьих, применительно к промышленно ориентированным регионам, с градообразующими предприятиями, снижение или полное отсутствие оборонных заказов со стороны федерального центра резко осложняет финансовое состояние регионов и муниципалитетов. Сложности указанных проблем дополняется проблемой межбюджетных взаимоотношений местных властей с субъектами Российской Федерации и с федеральным центром: с одной стороны происходит процесс централизации доходных источников, а с другой продолжается процесс передачи расходных полномочий на уровень муниципалитета, без их соответствующего финансового обеспечения, что противоречит законодательству РФ.

     При написании курсовой работы применялась следующая литература: Бюджетный кодекс Российской Федерации, А.Г. Грязнова «Финансы», «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» под ред. В.В. Карчевского, / С.И. Лушин «Финансы» и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки государственных финансов. 

     1.1.История возникновения государственных финансов.

     Первым  источником поступлений в княжескую  казну на Руси была дань, которую  собирал князь с подвластных  земель. Дань имела натуральную форму  и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. С XIIIв. начинает складываться система посошного обложения. Единицами обложения становятся соха, дым, двор, тягло.

     С образованием Русского централизованного  государства в XV в. посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

     В XV в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.

     Местные налоги были введены в Русском  государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы.

     В 1917 г. в результате победы Октябрьской  революции в стране изменился  политический строй и был создан новый тип государства – Республика Советов. Однако свергнутые классы и поддерживающие их внутренние и внешние силы развязали гражданскую войну и осуществили военную интервенцию.

     Иностранная военная интервенция и гражданская  война принесли стране урон на сумму более 50 млрд руб. золотом. Разрушенное войнами народное хозяйство, отсутствие товарных фондов, колоссальная инфляция, голод – такова была действительность Советской России начала 20-х гг. XXв.

     Для восстановления народного хозяйства  необходимы были громадные ассигнования государственного и местных бюджетов. Источники средств необходимо было искать внутри страны.

     Этим  целям была подчинена вся деятельность финансовых органов. Изменилось содержание и направление бюджета. Он коренным образом отличался от дореволюционного бюджета. Впервые в истории государственный бюджет составляется не как смета расходов на содержание государственного аппарата и армии, а как бюджет государства. Установленные в эти годы принципы распределения доходов и расходов бюджета и методы хозяйствования государственных предприятий стали основополагающими направлениями всей советской финансовой политики.

     По  Конституции РСФСР 1918 г. все доходы и расходы республики были разделены  на общегосударственные и местные, т.е. создавалась система государственного и местных бюджетов.

     В соответствии с этим Совет Народных Комиссаров издал в 1921 г. «Положение о денежных средствах и расходах местных Советов», где были установлены  источники доходов местных бюджетов и направления расходования их денежных ресурсов. Средства местных бюджетов должны были расходоваться на местные нужды. Общегосударственные расходы относились на сметы наркоматов, т.е. осуществлять из государственного бюджета.

     Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений  от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных  советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета. 

     1.2. Понятие государственных финансов.

     Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

     В настоящее время в бюджетную систему входят: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, включающие 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области - всего 89 бюджетов; местные бюджеты – их число составляет 29 тыс.

     Сектор  государственного управления по уровням  управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный  уровни, в унитарных государствах — на центральный и местный.

     Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет — это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. При рассмотрении термина «бюджет» чаще всего упоминается английское происхождение этого слова, означающего «чемодан, мешок с деньгами». «Бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использовали термины «роспись государственных доходов и расходов», «государственная роспись», «смета доходов и расходов государства», «баланс доходов и расходов». Правильнее было бы называть документ бюджетным планом, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно). В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд - основной государственный централизованный денежный фонд.

     Бюджет  – это форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях: образования основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства); использования средств основного общегосударственного денежного фонда (данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств); осуществления контроля за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе — за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.  Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.  

     1.3. Признаки государственных финансов.

     Государственным финансам присуще три основных признака:

  1. это всегда денежные отношения;
  2. эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носит регламентированный характер;
  3. эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП. 

     Весь  процесс перераспределения ВВП  и национального дохода обслуживается финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств.

     К сфере государственных финансов относятся отношения между:

  1. государством и организацией (при уплате налогов и сборов, других обязательных платежей);
  2. государством и гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей;
  3. звеньями бюджетной системы;
  4. государством и ЦБ по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
 

     1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации.

     Бюджетная система Российской Федерации —  это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ основана на принципах:

Информация о работе Государственные финансы