Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
Что же такое государственные и муниципальные финансы? Какова структура государственных и муниципальных финансов? По экономической сущности государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В состав государственных и муниципальных финансов входят: финансы органов государственной власти на федеральном уровне, финансы субъектов РФ, муниципальные финансы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5
1.1. История возникновения государственных финансов…………………...5
1.2. Понятие государственных финансов……………………………………..6
1.3. Признаки государственных финансов……………………………………7
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8
Глава 2. Структура государственных и муниципальных финансов,
характеристика её звеньев………………………………………………………13
2.1. Финансы органов государственной власти на
федеральном уровне…………………………………………………………..13
2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20
2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21
2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в
современных условиях………………………………………………………..25
3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в
экономическом и социальном развитии государства………………………25
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе Российской Федерации……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………...30
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5
1.1. История возникновения государственных финансов…………………...5
1.2. Понятие государственных финансов……………………………………..6
1.3. Признаки
государственных финансов………………
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8
Глава 2. Структура государственных и муниципальных финансов,
характеристика её звеньев………………………………………………………13
2.1. Финансы органов государственной власти на
федеральном уровне………………………………
2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20
2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21
2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в
современных условиях……………………………………………………….
3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в
экономическом и социальном развитии государства………………………25
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе Российской Федерации……………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Экономической базой современного общества является рыночное товарно-денежное хозяйство, поэтому государство для своего функционирования нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы.
Что
же такое государственные и
Цель курсовой работы - исследовать социально-экономическую сущность государственных и муниципальных финансов и выявить их роль в современных условиях.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
Государственные
и муниципальные финансы осуществляют
важную роль в процессе социально-экономического
развития России.
Проблемы финансового обеспечения функционального
назначения муниципальных образований
в Российской Федерации на современном
этапе приобретают особую актуальность.
Это связано, во - первых, с тем, что сложившиеся
в ходе проводимых одновременно: политических,
экономических и социальных преобразований
на государственном уровне проблемы отражаются
и на местном уровне. Во вторых, общая макроэкономическая
ситуация требующая большей централизации
доходных ресурсов безусловно подрывают
финансовую устойчивость муниципальных
образований. В - третьих, применительно
к промышленно ориентированным регионам,
с градообразующими предприятиями, снижение
или полное отсутствие оборонных заказов
со стороны федерального центра резко
осложняет финансовое состояние регионов
и муниципалитетов. Сложности указанных
проблем дополняется проблемой межбюджетных
взаимоотношений местных властей с субъектами
Российской Федерации и с федеральным
центром: с одной стороны происходит процесс
централизации доходных источников, а
с другой продолжается процесс передачи
расходных полномочий на уровень муниципалитета,
без их соответствующего финансового
обеспечения, что противоречит законодательству
РФ.
При
написании курсовой работы применялась
следующая литература: Бюджетный кодекс
Российской Федерации, А.Г. Грязнова «Финансы»,
«Целевые бюджетные и внебюджетные фонды»
под ред. В.В. Карчевского, / С.И. Лушин «Финансы»
и др.
Глава
1. Государственные финансы:
содержание и признаки
государственных финансов.
1.1.История возникновения государственных финансов.
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. С XIIIв. начинает складываться система посошного обложения. Единицами обложения становятся соха, дым, двор, тягло.
С образованием Русского централизованного государства в XV в. посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.
В XV в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы.
В
1917 г. в результате победы Октябрьской
революции в стране изменился
политический строй и был создан
новый тип государства –
Иностранная
военная интервенция и
Для восстановления народного хозяйства необходимы были громадные ассигнования государственного и местных бюджетов. Источники средств необходимо было искать внутри страны.
Этим целям была подчинена вся деятельность финансовых органов. Изменилось содержание и направление бюджета. Он коренным образом отличался от дореволюционного бюджета. Впервые в истории государственный бюджет составляется не как смета расходов на содержание государственного аппарата и армии, а как бюджет государства. Установленные в эти годы принципы распределения доходов и расходов бюджета и методы хозяйствования государственных предприятий стали основополагающими направлениями всей советской финансовой политики.
По Конституции РСФСР 1918 г. все доходы и расходы республики были разделены на общегосударственные и местные, т.е. создавалась система государственного и местных бюджетов.
В
соответствии с этим Совет Народных
Комиссаров издал в 1921 г. «Положение
о денежных средствах и расходах
местных Советов», где были установлены
источники доходов местных
Территориальные
бюджеты формировались за счет: поступлений
от налогов, устанавливаемых губернскими,
уездными, городскими, волостными Советами,
взимаемыми на местные нужды; надбавок
(в пределах 40%) к государственному
подоходному налогу; доходов от местных
советских предприятий и
1.2. Понятие государственных финансов.
Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
В настоящее время в бюджетную систему входят: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, включающие 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области - всего 89 бюджетов; местные бюджеты – их число составляет 29 тыс.
Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах — на центральный и местный.
Центральное
место в государственных
Бюджет
– это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления. Сущность
бюджета, как и любой другой экономической
категории, проявляется в его функциях:
образования основного общегосударственного
фонда денежных средств (в ходе реализации
этой функции обеспечивается концентрация
основной части централизованных финансовых
ресурсов в бюджетной системе государства);
использования средств основного общегосударственного
денежного фонда (данная функция реализуется
в процессе целевого расходования бюджетных
средств); осуществления контроля за движением
бюджетных ресурсов, а на этой основе —
за динамикой экономического развития
и ходом социально-экономических процессов
в целом. Как специфический финансовый
план бюджет представляет собой юридически
оформленный документ, в котором в количественном
выражении отражается процесс получения
и распределения государством денежных
ресурсов, необходимых для выполнения
его основных функций.
1.3. Признаки государственных финансов.
Государственным финансам присуще три основных признака:
Весь процесс перераспределения ВВП и национального дохода обслуживается финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств.
К сфере государственных финансов относятся отношения между:
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ основана на принципах: