Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Государственные финансы, совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин "Г. ф." стал применяться во Франции в 16 в. Сущность Г. ф. определяется господствующим способом производства и классовой природой государства. В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах Г. ф. служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

Работа содержит 1 файл

Государственные финансы.docx

— 15.99 Кб (Скачать)

Государственные финансы

Государственные финансы, совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин "Г. ф." стал применяться во Франции в 16 в. Сущность Г. ф. определяется господствующим способом производства и классовой природой государства. В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах Г. ф. служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

В докапиталистических  формациях государственные доходы и расходы имели главным образом  натуральную форму. Труд рабов и  производимые ими продукты служили  средством покрытия большей части  потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии  рабов и казны являлись военные  грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали  труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась  система регулярных общегосударственных  налогов и пошлин, казна государства  стала отделяться от личных средств  главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы  уступили место государственным  займам и централизованным выпускам денег в обращение (см. Займы государственные). В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система Г. ф.

При капитализме в  его домонополистический период назначение Г. ф. сводилось главным  образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства. Расходы государства  шли на содержание его органов, армии  и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование ж.-д. строительства. Покрывались они  путём изъятия части доходов  у населения через налоги, государственные  займы и бумажно-денежную эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль Г. ф. в перераспределении денежных средств резко возросла (см. Бюджет государственныйГосударственный кредит).

Обострение противоречий империализма, развитие государственного монополистического капитализма вызвали  колоссальное увеличение государственных  расходов, налогового обложения и  государственного долга. государство  активно вмешивается в процесс  капиталистического воспроизводства. Г. ф. широко используются для стимулирования и регулирования капиталистической  экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении  национального дохода повышается. В  США и Великобритании доля национального  дохода, перераспределяемая через государственный  бюджет, возросла в 60-х гг. до 40%. Главной  причиной роста в империалистических странах государственных расходов, налогов и государственного долга  является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через систему  Г. ф. происходит перераспределение  доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся  на военных поставках, прямых бюджетных  субсидиях, открытых и скрытых налоговых) льготах. Финансовая система капиталистических  государств находится в состоянии  глубокого кризиса. Имеет место  громадный рост военных расходов, хроническая дефицитность государственных  бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

В странах, завоевавших  после 2-й мировой войны 1939—45 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, Г. ф. используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области  образования, здравоохранения, культуры и т. д.

При социализме Г. ф. превращаются в одно из важнейших орудий экономической  и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований. В СССР в переходный период от капитализма  к социализму Г. ф. использовались главным  образом для проведения социалистической индустриализации страны и коллективизации  сельского хозяйства, осуществления  культурной революции и ускоренного  развития национальных республик.

В СССР и др. социалистических странах за счёт Г. ф. обеспечиваются финансовые потребности расширенного социалистического воспроизводства, подъём материального и культурного  уровня жизни народа, содержание органов  государственной власти, укрепление обороноспособности страны. Г. ф. тесно  связаны с материальным производством. Они включают в себя общегосударственные  финансы (государственный бюджет, государственное  имущественное, личное и социальное страхование) и финансы государственных  предприятий и отраслей хозяйства. Финансы государственных социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства служат исходной базой Г. ф. и главным источником ресурсов финансовой системы, а государственный бюджет — её ведущим и направляющим звеном. В связи с экономической реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, повышается удельный вес в Г. ф. финансов предприятий и отраслей народного хозяйства. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25%), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40%). Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971. По-прежнему ведущую роль в системе Г. ф. играет государственный бюджет, который аккумулирует свыше 50% национального дохода и связывает в единое целое движение всех финансовых ресурсов социалистического общества. С построением социализма и вступлением СССР в период строительства коммунизма Г. ф. используются для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических производственных отношений, для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств.

Лит.: Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965; Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита, [М., 1966]; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, М., 1947; 50 лет советских финансов, М., 1967; Аллахвердян Д. А.. Финансы социалистических государств, М., 1961; Финансы СССР, М., 1967.  

  И. Д. Злобин.

Информация о работе Государственные финансы