Государственные финансы
Государственные
финансы, совокупность экономических
отношений, система образования и распределения
денежных фондов, необходимых государству
для содержания его органов и выполнения
присущих ему функций. Впервые термин
"Г. ф." стал применяться во Франции
в 16 в. Сущность Г. ф. определяется господствующим
способом производства и классовой природой
государства. В рабовладельческих, феодальных
и капиталистических обществах Г. ф. служат
орудием дополнительной эксплуатации
трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов
и сборов падает на них, а добытые т. о.
денежные средства идут на содержание
аппарата классового угнетения, на поддержку
и обогащение господствующих классов.
В докапиталистических
формациях государственные доходы
и расходы имели главным образом
натуральную форму. Труд рабов и
производимые ими продукты служили
средством покрытия большей части
потребностей рабовладельческого государства.
Важным источником пополнения армии
рабов и казны являлись военные
грабежи и дань с покорённых народов.
При феодализме решающим источником
государственных ресурсов стали
труд крепостных крестьян и производимые
ими продукты. С созданием централизованных
государств и ростом их расходов появилась
система регулярных общегосударственных
налогов и пошлин, казна государства
стала отделяться от личных средств
главы государства, а сами средства
всё более принимать денежную
форму. Принудительные сборы и займы
уступили место государственным
займам и централизованным выпускам
денег в обращение (см. Займы
государственные).
В итоге сложилась (в современном её понимании)
сложная система Г. ф.
При капитализме в
его домонополистический период
назначение Г. ф. сводилось главным
образом к обеспечению материальных
условий существования и функционирования
государства. Расходы государства
шли на содержание его органов, армии
и флота, ведение войн, колониальные
экспедиции и выплаты по государственному
долгу, на общественные работы, финансирование
ж.-д. строительства. Покрывались они
путём изъятия части доходов
у населения через налоги, государственные
займы и бумажно-денежную эмиссию.
В период империализма и особенно
общего кризиса капитализма роль
Г. ф. в перераспределении денежных
средств резко возросла (см. Бюджет
государственный, Государственный
кредит).
Обострение противоречий
империализма, развитие государственного
монополистического капитализма вызвали
колоссальное увеличение государственных
расходов, налогового обложения и
государственного долга. государство
активно вмешивается в процесс
капиталистического воспроизводства.
Г. ф. широко используются для стимулирования
и регулирования капиталистической
экономики. В связи с этим роль
их в распределении и перераспределении
национального дохода повышается. В
США и Великобритании доля национального
дохода, перераспределяемая через государственный
бюджет, возросла в 60-х гг. до 40%. Главной
причиной роста в империалистических
странах государственных расходов,
налогов и государственного долга
является милитаризация экономики,
гонка вооружений. Через систему
Г. ф. происходит перераспределение
доходов и накоплений в пользу
монополий и, прежде всего, магнатов
военно-промышленных концернов, обогащающихся
на военных поставках, прямых бюджетных
субсидиях, открытых и скрытых налоговых)
льготах. Финансовая система капиталистических
государств находится в состоянии
глубокого кризиса. Имеет место
громадный рост военных расходов,
хроническая дефицитность государственных
бюджетов, рост государственного долга,
налогов, хроническая инфляция, непроизводительное
расточение финансовых ресурсов.
В странах, завоевавших
после 2-й мировой войны 1939—45 политическую
независимость и вставших на путь
борьбы за экономическую самостоятельность,
Г. ф. используются для проведения индустриализации
и аграрных преобразований, ликвидации
последствий колониализма в области
образования, здравоохранения, культуры
и т. д.
При социализме Г. ф. превращаются
в одно из важнейших орудий экономической
и финансовой политики государства,
осуществления социалистических преобразований.
В СССР в переходный период от капитализма
к социализму Г. ф. использовались главным
образом для проведения социалистической
индустриализации страны и коллективизации
сельского хозяйства, осуществления
культурной революции и ускоренного
развития национальных республик.
В СССР и др. социалистических
странах за счёт Г. ф. обеспечиваются
финансовые потребности расширенного
социалистического воспроизводства,
подъём материального и культурного
уровня жизни народа, содержание органов
государственной власти, укрепление
обороноспособности страны. Г. ф. тесно
связаны с материальным производством.
Они включают в себя общегосударственные
финансы (государственный бюджет, государственное
имущественное, личное и социальное
страхование) и финансы государственных
предприятий и отраслей хозяйства.
Финансы государственных социалистических
предприятий и отраслей народного хозяйства
служат исходной базой Г. ф. и главным источником
ресурсов финансовой системы, а государственный
бюджет — её ведущим и направляющим звеном.
В связи с экономической реформой, проводимой
в СССР с 1966, и расширением хозяйственной
самостоятельности предприятий, повышается
удельный вес в Г. ф. финансов предприятий
и отраслей народного хозяйства. В 1966 из
общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось
в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб.
(или 25%), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли
у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или
40%). Собственные ресурсы предприятий,
направляемые на финансирование плановых
затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд.
руб. по плану 1971. По-прежнему ведущую роль
в системе Г. ф. играет государственный
бюджет, который аккумулирует свыше 50%
национального дохода и связывает в единое
целое движение всех финансовых ресурсов
социалистического общества. С построением
социализма и вступлением СССР в период
строительства коммунизма Г. ф. используются
для создания материально-технической
базы коммунизма, совершенствования социалистических
производственных отношений, для всё более
полного удовлетворения постоянно растущих
материальных и духовных потребностей
трудящихся, развития и упрочения сотрудничества
и взаимопомощи социалистических государств.
Лит.: Финансы капиталистических
государств, М., 1964; Финансы развивающихся
государств, М., 1965; Критика современных
буржуазных теорий финансов, денег и кредита,
[М., 1966]; Дьяченко В. П., Советские финансы
в первой фазе развития социалистического
государства, М., 1947; 50 лет советских финансов,
М., 1967; Аллахвердян Д. А.. Финансы социалистических
государств, М., 1961; Финансы СССР, М., 1967.
И. Д. Злобин.