Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Достаточно сказать, что через государственные финансы перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.

Содержание

Введение 3
1.Сущность государственных финансов и их функции. Территориальные финансы, их состав и особенности 4
2.Государственный бюджет, функции, особенности формирования и направления использования 10
3.Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи 13
4.Государственный кредит, его формы и функции 17
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Госфинансы.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера использования расширяется. Территориальные финансы – это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

     Сущность  и роль территориальной финансовой системы в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную  и контрольную.

     Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

     Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

     Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

     Основная  особенность территориальных финансов заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов.

     Принципы  организации территориальных финансов:

     •самостоятельность;

     •сбалансированность;

     •государственная  финансовая поддержка (целевая и  не целевая финансовая помощь из федерального бюджета);

     •прозрачность;

     •гласность.

     2.Государственный бюджет, функции, особенности формирования и направления использования

     Целенаправленное  социально - экономическое развитие государства обеспечиваются образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - госбюджета.

     Согласно  ст.6 Бюджетного кодекса РФ, Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:      

     1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.     

     2.Формирование и использование государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.     

     3.С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.      

     4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.     

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением - с другой, которые связаны  с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Формирование бюджета связано  с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются:

  • образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
  • организация налогов;
  • финансирование отраслей народного хозяйства;
  • формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

     С помощью бюджета государственные  и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.  

     Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

  • Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  • Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  • Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  • Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях. Государственному бюджету, как  и всей системе финансов, присущи  две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

     Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

     Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две стадии:

    1. образование доходов бюджета;
    2. использование бюджетных средств (расходы бюджета).

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  кодексом РФ. В процессе образования  доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства  части национального дохода. Бюджет активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных  организаций.

     Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций  государства. Путем получения финансовых ресурсов государство получает возможность  обеспечить деньгами развитие отраслей народного хозяйства, развитие науки  и техники, обеспечение обороноспособности страны.

     Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для  чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Основной формой распределения фонда  потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существует общественные фонды потребления, которые  предназначаются для совместного  удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, т.е. потребления в сфере народного  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, жилищного хозяйства.

     Бюджет  выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность госконтроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

     3.Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи

     Государственные федеральные внебюджетные фонды  относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

     Через государственные внебюджетные фонды  осуществляется перераспределение  части национального дохода в  интересах отдельных социальных слоев населения.

     Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

     •  Пенсионный фонд Российской Федерации;

     •  Фонд социального страхования Российской Федерации;

     • Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации;

     •  Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

     К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

     Существуют  также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.

     С помощью внебюджетных фондов государство  и муниципальное образование  решают важнейшие социальные задачи:

     • социальную защиту населения;

     • повышение жизненного уровня населения;

     • сохранение и улучшение здоровья населения;

     • социальную ориентацию безработного населения.

     • оказание социальных услуг населению.

     Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет  накапливать  источники  финансирования для  выплат  пенсий, пособий, стипендий и т.п.

     Доходы  и расходы государственного внебюджетного  фонда образуют его бюджет,предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

     Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся  на рассмотрение и утверждение Государственной  думы и Совета Федерации и принимаются  в форме федеральных законов  одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

     Бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и  принимаются в форме законов  субъектов РФ одновременно с принятием  законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

     Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

     • обязательные  платежи,   предусмотренные соответствующими законодательными актами;

     •    добровольные взносы юридических и физических лиц;

Информация о работе Государственные финансы