Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы явилось комплексное исследование процесса финансового планирования на предприятии.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
рассмотрение бизнес-плана и его элементов;
анализ состава финансового плана;
характеристика организации выполнения финансового плана;
рассмотрение методов финансового планирования;
выявление перспективного финансового планирования;
представление текущего финансового планирования;
определение оперативного финансового планирования.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, расчетной части, заключения и списка использованной литературы, который был изучен при написании работы. Общий объем работы 71 страниц. Список использованной литературы состоит из 16 наименований источников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана 6
1.1. Бизнес план и его элементы 6
1.2. Состав финансового плана 12
1.3. Организация выполнения финансового плана 16
Глава 2. Методы финансового планирования 19
2.1. Методы экономико-математического моделирования 19
2.2. Расчетно-аналитический метод 20
2.3. Балансовый метод 21
2.4. Нормативный метод 23
2.5. Метод оптимизации плановых решений 24
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении
предприятием 26
3.1. Перспективное финансовое планирование 26
3.2. Текущее финансовое планирование 38
3.3. Оперативное финансовое планирование 41
Расчетная часть 44
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа финал.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

    Важнейший этап организации выполнения финансового  плана - контроль за соблюдением бюджетов. Его действенность во многом определяется соблюдением существенного требования - оперативности. Все показатели бюджетов в зависимости от экономических и технических возможностей их мониторинга группируются по срокам осуществления контроля - ежедневного, недельного или декадного и месячного. Чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должны быть максимально приближены к месту и времени их возникновения. А если затраты ноября становятся известны во второй половине декабря, то такой учет во многом утрачивает свойство действенности, он становится в значительной мере учетом упущенных возможностей.

      Другая проблема - корректировка утвержденных бюджетов. Тщательная разработка и обоснование бюджетов не гарантируют от необходимости корректировки отдельных показателей, а иногда и в целом отдельных бюджетов. Если по каким-то причинам, как правило, не зависящим от предприятия, меняются условия производства, снабжения, реализации продукции, оплаты труда и др., то целесообразно вслед за происшедшими изменениями скорректировать показатели соответствующих бюджетов. Если бюджеты не скорректировать, то они приобретают формальный характер и полностью утрачивают мобилизующее значение [4, c.101].

      Формирование и утверждение финансового плана должны дополняться разработкой мероприятий по его выполнению. В первую очередь это касается реализации главной функции финансового планирования - обеспечения всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия денежными средствами: финансирование закупок материальных ресурсов, своевременных расчетов с кредиторами, оплаты труда персонала, осуществления инвестиционных проектов и др. Это достигается в первую очередь за счет установления партнерских отношений с постоянными покупателями, заказчиками, при которых правилом является строгое соблюдение обеими сторонами условий хозяйственных договоров: предприятие-поставщик неукоснительно соблюдает сроки поставок, предприятие-заказчик строго соблюдает сроки оплаты счетов поставщика.

      Но от срывов и заминок в  системе платежей никто не  застрахован, поэтому помимо наличия резервов целесообразно поддерживать партнерские отношения с обслуживающим коммерческим банком. Наиболее эффективна система овердрафта, при которой в соответствии с условиями кредитного договора банк оплачивает счета предприятия даже при отсутствии средств на его расчетном счете. Таким образом, на основе договора с банком, заключенным на полгода, год или даже более длительный срок, последний осуществляет краткосрочное кредитование предприятия каждый раз, когда в этом возникает необходимость, погашая выданные ссуды за счет очередных поступлений средств на расчетный счет предприятия. Удобство для предприятия такой формы взаимоотношений с банком не вызывает сомнений, но для этого оно должно зарекомендовать себя надежным заемщиком. Сейчас удобное время для заключения подобных соглашений с банками, так как они не менее заинтересованы в надежных заемщиках, чем предприятия - в кредитах.

      Предусмотренное финансовым планом расходование денежных средств является производным от обеспечения полноты и сроков поступления средств. Поэтому приходным статьям плана всегда уделяется повышенное внимание.

      Постоянного внимания требуют  взыскание, рационализация дебиторской задолженности, в определенных условиях продажа дебиторской задолженности - уступки прав требования (цессия). Последняя связана с неизбежными финансовыми потерями, но если предприятие испытывает острый недостаток денежных средств для осуществления объективно необходимых расчетов, то приходится смириться с потерями, особенно если их размер (в процентном отношении) не превышает ставок коммерческих банков по кредитам. Наиболее цивилизованной формой уступки прав требования является факторинг, т.е. операция покупки банком или специализированной факторинговой организацией денежных требований предприятия-поставщика к предприятию или предприятиям-покупателям. Банк приобретает у поставщика платежные требования к покупателям, оплачивая сразу 75-80% стоимости отфактурованных поставок, а остальную часть - в сроки, установленные договором, или после получения средств от покупателя. Но эту услугу банк оказывает, естественно, небезвозмездно, он получает проценты за фактически предоставленный кредит и, кроме того, комиссионное вознаграждение. Схематично система факторинга представлена на рис.1.

                                                                              поставка

товара

  ┌─────────────────────────────┐          ┌─────────────────────────────

  │   Предприятие-поставщик     ├─────────►│    Предприятие-покупатель   │

  └─────────────────────────────┘          └──────────────────┬──────────

            ▲                                                 │   ▲

            │                                                     │

            │                                                 │   │

            │   оплата товара                 погашение долга     │

            └───────────────────┬──────────┐◄ ── ── ── ── ── ─┘   │

         приобретение долга ───►│   Банк  ├──────────────────────┘

                                └──────────┘ требование оплаты товара

 

 

Рис.1. Система факторинга 

    На  выполнение финансового плана решающее влияние оказывают достижение предусмотренных планом объемов продаж и соблюдение предельных размеров затрат на производство и реализацию продукции, а по возможности и снижение последних без ущерба для качественных характеристик товаров и соблюдения условий договоров. Поэтому система бюджетирования должна быть увязана с системой материального стимулирования, в соответствии с которой достижение определенных объемных, количественных показателей может служить основанием для премирования только при условии, что не допущено превышения установленных бюджетами размеров затрат [12, c.98]. 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. Методы финансового планирования 

    Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. К ним относятся: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, метод экономико-математического моделирования.

    Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. К ним относятся: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, метод экономико-математического моделирования. 

    2.1. Методы экономико-математического моделирования 

       Метод экономико-математического моделирования позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

     Функциональная  связь выражается уравнением вида 

     Y = f (x)                                                     (1)

     Корреляционная  связь представляет вероятностную  зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнением регрессии различного вида. Однофакторные модели могут базироваться на линейном уравнении, уравнении параболы или гиперболы. Например, однофакторное уравнение, построенное на базе линейной зависимости, имеет вид  У = а0 + а1х1.                                (2)

     При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования – среднеквартальные данные за один – два года.

     При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

     Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей [10, c.22]. 

    2.2.Расчетно-аналитический  метод 

        Сущность расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис 2.)

 

 
 

Рис 2.Схема расчётно-аналитического метода планирования

  Расчётно-аналитический  метод широко используется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д.

    Расчет  планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде:

    Ф.п.пл. = Ф.п.отч. х I,                                                        (3)

      где Ф.п.пл. - планируемая величина финансового показателя;

             Ф.п.отч. - отчетное значение финансового показателя;

             I - индекс изменения финансового показателя.

  Этот  метод планирования  показывает влияние  факторов на величину прибыли, однако он в  достаточной степени  не учитывает влияние  всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [5, c.85]. 

    2.3.Балансовый  метод

       

      Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

      Балансовая  прибыль представляет собой сумму  прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним. Ставка налога на прибыль в 1998г. составляла от 35 до 43%. При этом следует иметь в виду, что доходы от долевого участия в других хозяйствующих субъектах и доходы по ценным бумагам облагаются налогом по ставке 15%, доходы от видеопоказа - 70% и т. п. Поэтому эти доходы надо выделить из облагаемой прибыли в отдельную группу. Хозяйствующие субъекты, в том числе получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии