Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансового планирования.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить сущность и задачи финансового планирования;
- изучить основные методы финансового планирования;
- рассмотреть основные виды финансового планирования;
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5
Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
| ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы организаций»
На тему «Финансовое планирование на предприятии»
(тема 7, 2.2)
Выполнил студент Аксенова А.С.
Группа №201411
Студенческий билет №07ФФБ03577
Проверил Лысенко Ю. В.
д.э.н., профессор
Челябинск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5
Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования, непредсказуемости рыночных факторов и постоянно растущей конкуренции на первый план в управлении финансово-хозяйственной деятельностью выходит планирование вообще и финансовое в частности. Сегодня невозможно переоценить значимость этого элемента управления деятельностью компании.
Деятельность современного предприятия обусловлена не только текущей деятельностью, но и вопросами стратегического управления финансами, привлечения внешних источников финансирования. В этой связи, перед руководством встает вопрос об оптимальном перераспределении финансовых результатов, их четком и грамотном расходовании и планировании.
Поэтому любая уважающая себя организация должна планировать свою деятельность. Ведь именно наличие составленных заранее планов позволяет добиться оптимизации ассортимента, максимизации финансового результата, повышения эффективности использования ресурсов, иными словами - успешно решать стоящие перед организацией задачи и достигать целей на каждом этапе ее развития.
Планирование, т.е. процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем, наряду с контролем является одной из важнейших функций управления.
В системе планирования обычно выделяют несколько уровней.[1]
Во-первых, это стратегическое планирование. Стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей деятельности предприятия, определяемых его миссией и идеологией, а также наиболее эффективных путей их достижения. Идеология и стратегия предприятия реализуются посредством его политики.
Достижение стратегических целей может потребовать длительного времени, порой даже десятилетий. При этом на каждом этапе его развития предприятия должны решаться отдельные частные тактические задачи. Для обеспечения выполнения поставленных задач необходимо разрабатывать бизнес-планы на 5 - 10 лет. Если же достижение целей организации предполагает осуществление значительных инвестиций, должны также разрабатываться инвестиционные проекты, которые могут охватывать длительные периоды времени (в зависимости от сроков окупаемости и продолжительности осуществления инвестиций).
Таким образом, взятая для исследования тема является очень актуальной.
Целью курсовой работы является изучение финансового планирования.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить сущность и задачи финансового планирования;
- изучить основные методы финансового планирования;
- рассмотреть основные виды финансового планирования;
Предметная область исследования охватывает весь спектр вопросов финансового планирования и бюджетирования.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, основное содержание, состоящее из трех глав, заключение, расчетную часть, список использованной литературы.
При работе над курсовой работой использовался пакет прикладных программ: Microsoft Word и Microsoft Excel, результаты расчетов проиллюстрированы статистическими графиками и таблицами.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана
Финансовое планирование представляет собой некое балансирование потоков доходов и расходов предприятия в целом и основных ее структурных звеньев.[2] Планирование является основой для принятия обоснованных управленческих решений, включает этапы определения целей и задач разрабатываемых мероприятий, рассмотрения различных вариантов их проведения, выбора оптимального варианта.
Планирование является основой для принятия обоснованных управленческих решений, включает этапы определения целей и задач разрабатываемых мероприятий, рассмотрения различных вариантов их проведения, выбора оптимального варианта.
Деятельность организации по планированию можно представить как процесс, включающий, с одной стороны, формулирование долгосрочных программ, а с другой - планирование основных показателей работы предприятия на предстоящий период, обычно на год, составление бюджета.[3]
Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.
Финансовое планирование - это:
1. определение будущего предприятия (стратегическое планирование)
2. проектирование (планирование) желаемых результатов деятельности предприятия
3. выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.[4]
Как правило, под планированием понимают процесс составления, рассмотрения и утверждения целевых количественных и качественных показателей и поиск путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде "дерева целей", характеризуют желаемое будущее и по возможности выражаются набором количественных показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.[5]
В условиях рыночной экономики успех как деятельности фирмы, так и отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т.е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.
К настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой бизнес-плана. Его составление преследует несколько целей, основные из них изображены на рис.1.
Рис.1. Основные цели разработки бизнес-плана
Перечисленные цели указывают на то, что чаще всего бизнес- план разрабатывается для обоснования получения денежных средств из внешнего источника.
Бизнес- план – это документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово- хозяйственных задач.[6]
Можно без преувеличения сказать, что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов, не позволяет сконцентрировать усилие персонала на решении наиболее перспективных задач, создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить отклонение фактически достигнутых результатов от запланированных.[7]
В разработке бизнес- плана принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет, при этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой. Бизнес- план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как правило, включает в себя следующие разделы:
резюме (выводы);
описание фирмы;
описание продукции (работ, услуг);
анализ рынков и конкурентов;
маркетинговый план;
план производства;
организационный план;
финансовый план;
приложения.
С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвестиционные компании рассматривают множество предложений. Чтобы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Важнейшей частью бизнес- плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов. Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата.
Финансовый план бизнес- плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:
прогноз объемов продаж;
прогноз доходов и расходов;
прогноз денежных поступлений и выплат;
сводный баланс активов и пассивов;
план по источникам и использованию средств;
расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).
1. Прогноз объемов продаж разрабатывается с учетом показателей плана маркетинга (входящего в состав бизнес- плана) и основывается на информации о предлагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара.
2. Прогноз доходов и расходов составляется с целью показать, как будет формироваться, и измеряться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке.
3. Прогноз денежных поступлений и выплат оценивает потребности предпринимательской фирмы в денежных средствах для ее нормального функционирования. Он разрабатывается также для проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности фирмы, т.е. наличие на ее счету денежных средств, необходимых для погашения финансовых обязательств.
4. Сводный баланс активов и пассивов предпринимательской фирмы предназначен главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.
5. Прогноз по источникам и использованию средств предназначен для отображения источников получения средств и их использования, а также изменения активов фирмы за определенный период времени. Он дает возможность определить взаимосвязь между возможными источниками средств и оборотным капиталом предпринимательской фирмы.
При разработке бизнес- плана для предпринимательской деятельности фирмы достаточно важно определить, когда и где и при каких условиях начнется отдача от вложенных средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство. Для предпринимательской фирмы имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, только тогда проект начинает приносить прибыль. При объемах выпуска ниже порога безубыточности фирма будет нести убыток.
объем производства, при котором достигается безубыточность;
условно- постоянные затраты;
цена единицы продукции;
переменные затраты в расчете на единицу продукции.
В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования намеченного к осуществлению бизнес-плана. В этой части разработчикам плана необходимо осветить следующие вопросы: сколько всего необходимо средств для осуществления мероприятия; каковы источники получения этих средств; когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получения инвесторами дохода; каков будет доход?[8]