Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
Введение 3
Теоретическая часть 5
1. Роль и задачи финансового планирования 5
2. Процесс финансового планирования 8
3. Перспективное финансовое планирование 10
4. Текущее финансовое планирование 13
5. Оперативное финансовое планирование 17
Практическая часть 21
1. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений 21
2. Составление сметы затрат на производство и реализацию
продукции, работ, услуг 25
3. Расчет прибыли планируемого года 26
4. Расчет источников финансирования капитальных вложений 28
5. Расчет налога на прибыль 30
6. Расчет потребности в оборотных средствах 31
7. Распределение прибыли 33
8. Составление финансового плана 35
Заключение 38
Список используемой литературы 39
20
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине « ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ»
на тему: Финансовое планирование на предприятиях
Содержание:
Введение 3
Теоретическая часть 5
1. Роль и задачи финансового планирования 5
2. Процесс финансового планирования 8
3. Перспективное финансовое планирование 10
4. Текущее финансовое планирование 13
5. Оперативное финансовое планирование 17
Практическая часть 21
1. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений 21
2. Составление сметы затрат на производство и реализацию
продукции, работ, услуг 25
3. Расчет прибыли планируемого года 26
4. Расчет источников финансирования капитальных вложений 28
5. Расчет налога на прибыль 30
6. Расчет потребности в оборотных средствах 31
7. Распределение прибыли 33
8. Составление финансового плана 35
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Введение
Актуальность темы «Организация финансового планирования на
предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
. увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
. высокая нестабильность внешних условий и факторов;
. новый стиль руководства персоналом;
. усиление центробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятия
ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
. неопределенность внешней (рыночной) среды;
. возможность слияния или поглощения другой фирмой;
. возможность монопольного установления цены реализации продукции;
. контрактные отношения;
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного
успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
Теоретическая часть
1. Роль и задачи финансового планирования
Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.
Планирование на предприятии осуществлялось и в условиях административно-командной экономики. Планы предприятий в те годы определялись заданиями отраслевых министерств и' получались громоздкими и трудно применимыми на практике. В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:
1. обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
2. определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
4. установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
5. соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
6. контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.
Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации.
Однако наряду с факторами, требующими широкого применения финансового планирования в современных экономических условиях, действуют и факторы, ограничивающие его использование предпринимательскими фирмами в России, такие, как:
высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (именно их непредсказуемость затрудняет планирование);
отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;
ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских фирм.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании, так как у них достаточно финансовых средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предпринимательских фирмах, как правило, для этого не хватает денежных средств, хотя потребность в финансовом планировании именно у таких фирм острее, чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности; кроме этого, внешняя среда оказывает значительное влияние на их деятельность и труднее поддается контролю. В результате — будущее небольшой предпринимательской фирмы более неопределенно и непредсказуемо.
Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;
служит инструментом получения внешнего финансирования.
2. Процесс финансового планирования
Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на фирме, можно отметить, что это — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.
Второй этап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.
Пятый этап — это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
Финансовое планирование на предпринимательской фирме включает в себя три основные подсистемы:
перспективное финансовое планирование;
текущее финансовое планирование;
оперативное финансовое планирование.
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются.
Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности фирмы, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
20
3. Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.