Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность, нестабильность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения новых современных технологий планирования.
Рассмотрение теоретических и практических основ финансового планирования на предприятии, особенностей системы бюджетирования как метода финансового планирования является целью данной работы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5
Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8
Глава 3. Бюджетирование………………………………………………….12
Глава 4. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием………………………………………………………………...17
Расчетная часть………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..49
Библиографический список…………………………………………………51
3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра финансового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»
на тему «ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
(тема 7, вариант 2.2.)
Исполнитель:
Липецк-2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………….5
Глава 2.Методы финансового планирования. ……………………………..8
Глава 3. Бюджетирование…………………………………………
Глава 4. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием………………………………………………
Расчетная часть………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………51
Введение
Только при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта возможно эффективное управление финансами предприятия, и, как следствие, достижение поставленных целей.
Финансовое планирование – это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой и производственной деятельности в планируемом периоде. Планирование это связано, прежде всего, с планированием производственной деятельности предприятия, потому, что все финансовые показатели опираются на показатели себестоимости продукции, объема производства, ассортимента продукции и т.д.
К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование,
можно отнести следующие:
- обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;
- обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;
- определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;
- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых и бюджетных планов.
Общий смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы той или иной организации.
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования, в отличии от командно-административной модели экономики, где все планы опускались «сверху».
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность, нестабильность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения новых современных технологий планирования.
Рассмотрение теоретических и практических основ финансового планирования на предприятии, особенностей системы бюджетирования как метода финансового планирования является целью данной работы.
Задачи, которые мы постараемся решить при реализации данной цели, заключаются в следующем:
- Выделить определение сущности и функций финансового планирования на предприятии;
- Рассмотреть финансовый план как составную часть бизнес-плана;
- Провести анализ методов планирования финансовых показателей, показать организацию бюджетного процесса на предприятии;
- Дать характеристику видов финансовых планов, методов их разработки и определить их роль в управлении предприятием;
- Освоить практические основы составления финансового плана.
1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки планов развития хозяйственной деятельности организации. В зависимости от конкретной задачи бизнес-планы можно разделить на:
- общего развития и составляемые под конкретную задачу;
- стратегические и тактические.
Неотъемлемой частью любого бизнес-плана является финансовый план, в рамках которого определяются плановые значения ключевых финансовых показателей хозяйственной деятельности. Традиционно финансовый раздел бизнес-плана разрабатывается в форме, аналогичной формам финансовой отчетности (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс и др.).
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом — анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.[3,c.65]
При решении стратегических задач развития организации (равно как и других задач, для решения которых необходима разработка бизнес-плана) важно определить не только абсолютные значения ключевых финансовых показателей, но и оценить, каким образом изменится финансовое состояние организации в ходе выполнения данного плана. Плановые формы, содержащие абсолютные показатели хозяйственной деятельности (повторяющие формы финансовой отчетности), не позволяют непосредственно получить информацию о том, как будут меняться такие ключевые показатели финансового состояния, как ликвидность, платежеспособность, деловая активность, эффективность деятельности. Подобная информация может формироваться только в рамках финансового анализа.
Таким образом, финансовый раздел бизнес-плана должен включать подраздел финансового анализа, цель которого — повысить степень достоверности и объективности информации об изменении финансового положения организации в будущем при реализации разрабатываемого плана. К задачам финансового анализа, проводимого на этапе составления бизнес-плана, относятся:
- оценка имущественного положения;
- оценка финансового состояния;
- оценка финансовой устойчивости;
- расчет и оценка показателей рентабельности и деловой активности;
- расчет безубыточности продаж товаров и т. п.
Отметим, что все указанные расчеты проводятся на два момента времени — до и после внедрения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом. Такой подход позволяет оценить качество изменений, полученных в результате выполнения бизнес-плана.
2. Методы финансового планирования
При планировании и прогнозировании основных финансовых показателей деятельности организаций могут применяться следующие методы расчетов: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование, эвристический метод.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Этот метод основан на прогнозировании финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на соснове изучения их динамики за ряд периодов. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам. ; Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде:
Фп пл = Фп отч * I
где Фп пл - планируемая величина финансового показателя; Фп отч - отчетное значение финансового показателя; I - индекс изменения финансового показателя.
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Можно выделить следующие нормы и нормативы:
- федеральные;
- региональные;
- местные;
- отраслевые;
- групповые;
- внутренние (нормы и нормативы предприятий).
При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий, особые возможности начисления амортизации: в акционерных обществах - это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.
Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложенйй в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.
Современные методы калькулирования затрат, такие как стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем, большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Т.е. балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.