Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы явилось комплексное исследование процесса финансового планирования на предприятии.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
рассмотрение бизнес-плана и его элементов;
анализ состава финансового плана;
характеристика организации выполнения финансового плана;
рассмотрение методов финансового планирования;
выявление перспективного финансового планирования;
представление текущего финансового планирования;
определение оперативного финансового планирования.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, расчетной части, заключения и списка использованной литературы, который был изучен при написании работы. Общий объем работы 71 страниц. Список использованной литературы состоит из 16 наименований источников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана 6
1.1. Бизнес план и его элементы 6
1.2. Состав финансового плана 12
1.3. Организация выполнения финансового плана 16
Глава 2. Методы финансового планирования 19
2.1. Методы экономико-математического моделирования 19
2.2. Расчетно-аналитический метод 20
2.3. Балансовый метод 21
2.4. Нормативный метод 23
2.5. Метод оптимизации плановых решений 24
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении
предприятием 26
3.1. Перспективное финансовое планирование 26
3.2. Текущее финансовое планирование 38
3.3. Оперативное финансовое планирование 41
Расчетная часть 44
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа финал.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

    Примерная структура раздела: наименование продукции (услуги); назначение и область применения; краткое описание и основные характеристики; конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам она превосходит конкурентов, по каким уступает им; патентоспособность и авторские права; наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции; степень готовности к выпуску и реализации продукции; наличие сертификата качества на продукцию; безопасность и экологичность; условия поставки и упаковка; гарантии и сервис; эксплуатация; утилизация после окончания эксплуатации.

      Информация в разделе маркетинг и сбыт продукции (услуг) призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукции (услуги) компании. Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и др.

    Примерная структура раздела: описание требований потребителей к продукции (услуге) и возможностей компании удовлетворить эти требования; описание конкуренции, определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон, изучение возможностей предприятия; описание рынка сбыта продукции (услуги); описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления - упаковка, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировка к месту продажи, предпродажный сервис, продажа, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.; стратегия привлечения потребителей исходя из возможностей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.), цена и объем сбыта продукции, анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены [10, c.122].

      В разделе производственный план приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция ее себестоимости, смета текущих затрат на производство. Примерная структура раздела:

  • общие сведения о предприятии - его месторасположение (во многих случаях это определяющий фактор для успеха проекта), наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта; используемая технология и уровень квалификации исполнителей; потребность в площадях; кадровое обеспечение; удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих;

    объем производства;

    расходы на персонал - затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтеры и т.д.); затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.); затраты на прочих сотрудников (кладовщики, охрана и др.);

    расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия (расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги);

  • смета текущих затрат - текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство, или издержки производства, классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие от объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от объемов производства);
  • расчет переменных издержек - затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия, затраты на производственный персонал, затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях);
  • расчет постоянных издержек - затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия), торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, сбыт), административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).

      Организационный план. В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается основная роль ее каждого члена: команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

      Финансовый план. Цель раздела - показать основные пункты из финансовых данных. Здесь приводятся нормативы для финансово-экономических расчетов, переменные и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитываются таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличных денежных средств), прогнозный баланс.

    Примерная структура раздела (согласно исследованиям компании INTERFINANCE): затраты подготовительного периода; затраты текущего (основного) периода; расчет поступлений от проекта; затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга); расчет налоговых платежей; другие поступления и выплаты; отчет о прибылях и убытках; поток реальных денег; прогнозный баланс.

      В разделе направленность и эффективность проекта указываются направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

      Риски и гарантии. В данном разделе показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам [3, c.203].

      Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:

  • подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
  • характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции и др.);
  • подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договоры, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
  • раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
  • обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы и т.д.);
  • свидетельствующие о реальности мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и гарантиях возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы);
  • подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.).

      Следует отметить, что точное содержание бизнес-плана зависит от отрасли и вида деятельности предприятия [9, c.75].  
 
 
 
 

1.2. Состав финансового  плана 

    Финансовый  план представляет собой завершающую часть бизнес-плана, где концентрируются итоги по всем разделам: по объему продаж и прибыли, использованию собственных  и заемных средств, объему инвестиций, срокам их окупаемости, объему затрат на производство и реализацию, маркетингу, выплате дивидендов и т.д.

    Финансовый  план включает три документа:

  • отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период);
  • план-баланс;
  • отчет о движении денежных средств.

    Отчет о прибылях и убытках. С его помощью определяют размер получаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о прибыли — в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Эта часть состоит обычно из следующих разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение (до уплаты налогов) прибыли (или убытки). Во многих случаях в плане показывают, что получается после вычета налогов. Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов предприятия .

    План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени.

    Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике [12, c.6].

    Проектировка  потоков денежных средств наиболее важный финансовый прогноз в бизнес-плане. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств компании, а не ее прибыль. В отличие от отчета о прибыли, отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление всех денег из всех источников, включая выручку от реализации продукции, от продажи акций или полученных в долг, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов. Что касается затрат, то в отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат. Некоторые затраты могут быть покрыты немедленно, в то время как другие — через некоторое время.

    В отчет о денежных средствах не включается амортизация. Хотя это и расход, но она не представляет собой денежное обязательство. В то же время погашение основной суммы долга, хотя и не является расходом, включается в отчет о денежных потоках, так как является денежным обязательством. Другие траты денег, направленные на приобретение оборудования или выплату дивидендов, не являются затратами. Поэтому влияют на денежные потоки.

    В завершающей части финансового  плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.

    На  основе первых трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов, среди которых могут быть использованы:

  • получение финансовых ресурсов путем акционирования;
  • долговое финансирование (долгосрочные кредиты в коммерческих банках, частное размещение долговых обязательств и др.);
  • лизинговое финансирование [4, c.152].

    Необходимо иметь в виду, что сумма собственного и заемного капитала фирмы должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины денежных средств в любой период времени, рассматриваемого в плане.

    Каждая  из альтернативных схем финансирования тщательно просчитывается и оценивается по последствиям ее использования. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций.

    Показатели  финансового состояния  фирмы характеризуют эффективность оперативной деятельности фирмы в ходе реализации намеченного: прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости).

    Показатели  эффективности инвестиций свидетельствуют об эффективности инвестиций в конкретные проекты:

  •   сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта;
  •   чистая величина дохода, отражающая масштабы намеченного и размеры прибыльности нового производства или новой услуги;
  •   индекс прибыльности фирмы вообще и норму прибыльности инвестиций.

    Последний показатель является главным оценочным  показателем эффективности инвестиционных проектов [11, c.33]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Организация выполнения  финансового плана 

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии