Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты понятий «планирование», «финансовое планирование», определить их виды и значение, описать процесс финансового планирования.
2) Изучить, проанализировать и описать особенности бизнес-плана полиграфического предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Финансовое планирование: сущность, значение, виды 5
1.2 Разработка документов стратегического финансового планирования 14
1.3 Генеральный бюджет компании 17
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КРИЗИС 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Байкальский государственный университет
экономики и права в г. Братске
Кафедра финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Руководитель
курсовой работы:
Студент:
Братск, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Финансовое планирование: сущность, значение, виды
1.2 Разработка документов стратегического финансового планирования
1.3 Генеральный бюджет компании
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ в кризис
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кризис напомнил очевидную истину, подзабытую в предыдущие благополучные годы: планирование - одна из основных функций управления. Планировать поведение компании в разных внешних условиях нужно заранее, иначе в нужный момент может просто не оказаться под рукой необходимых для маневра ресурсов.
Для компаний любой кризис предполагает быстрое использование возможностей. Однако у многих руководителей нет опыта работы в условиях высокого уровня нестабильности, а прогнозирование и в обыденной ситуации не является сильной стороной большинства компаний. Прошедшие месяцы показали, что инертны не только коллективы, но и топ-менеджмент, многие теряют время, недооценивая реальность.
Многолетняя практика, а также опыт кризиса 1998 г. показывают, что есть несколько способов, позволяющих менеджменту превратить кризис из неуправляемого в управляемый. Вот некоторые из них:
- быстро принимать решения в условиях недостатка информации;
- работать согласованно, командой, доверяя друг другу;
- планировать действия для разных сценариев рынка и отрасли;
- проводить непопулярные решения;
- сплотить коллектив и минимизировать любые потери;
- повысить оборачиваемость денежных средств.
В современных условиях хозяйствования, непредсказуемости рыночных факторов и постоянно растущей конкуренции на первый план в управлении финансово-хозяйственной деятельностью выходит планирование вообще и финансовое в частности. Сегодня невозможно переоценить значимость этого элемента управления деятельностью компании.
Без составления финансового плана не обходится, пожалуй, ни одна компания. Вместе с тем не прекращаются споры экспертов на тему «А нуждается ли фирма в этих процессах?». Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует более детально проанализировать особенности планирования.
В экономической литературе в настоящее время в отношении понятия «планирование» имеется терминологическая неопределенность, и даже некоторая путаница. Многие считают, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений, а при планировании фиксируются показатели, к которым фирма стремится. Иногда планирование и прогнозирование разделяются по временному признаку и методам проведения (прогнозирование - долгосрочное, более сложные методы; планирование - краткосрочное, метод прямого счета). Еще один вариант разделения этих процессов: прогнозирование относится к внешним факторам (которые компания контролировать не может), планирование - к внутренним (которые целиком и полностью находятся под управлением компании).
Все вышесказанное о финансовом планировании и сложившаяся ситуация в связи с экономическим кризисом определили выбор темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты понятий «планирование», «финансовое планирование», определить их виды и значение, описать процесс финансового планирования.
2) Изучить, проанализировать и описать особенности бизнес-плана полиграфического предприятия.
Объектом исследования является планирование деятельности предприятия.
В качестве предмета исследования выбрано финансовое планирование: сущность, значение, виды, процесс планирования.
Теоретическую и методическую основу данной работы составляют работы отечественных авторов в области теории и практики изучения финансов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Планирование является составным элементом процесса управления.
Планирование — это осознанное предвидение действий в будущем, моделирование результатов деятельности, поиск благоприятных возможностей, создание условий завтрашнего дня. Финансовое планирование является частью общего процесса планирования на предприятии, в нем используется информация маркетинговых исследований, организационного, производственного и других планов, при этом финансовое планирование подчиняется миссии предприятия и его общей стратегии. Планирование всегда ориентировано на данные прошлого, но направлено на определение и контроль за развитием предприятия в перспективе.
Одним из важнейших составных элементов управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планирование, как и любой другой его вид — это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.
Последовательность планирования обычно такова:
- определение целей;
- моделирование будущего состояния предприятия;
- определение способов его достижения;
- декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.
Планирование, таким образом, представляет собой:
- систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;
- моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;
- систематическую подготовку управленческих решении, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему) [25].
Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:
- оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;
- выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;
- определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).
Качество планирования зависит от внешних и внутренних условий.
Внешние условия связаны с оценкой ситуации на товарных и финансовых рынках, с макроэкономической средой. Для финансового планирования необходима достоверная информация о следующих факторах:
- объем спроса и предложения товаров;
- цены на продукты и ресурсы;
- система расчетов;
- условия кредитования;
- порядок налогообложения и др.
Внутренние условия связаны с управленческими решениями, касающимися следующих параметров:
- масштаб бизнеса — объем выпуска товаров ограничивает производственная мощность предприятия;
- уровень технологии и организации операционных процессов — влияет на эффективность использования ресурсов, на качество изделий и услуг, а следовательно, на себестоимость и отпускные цены;
- уровень менеджмента - определяет качество планирования [16, с.15].
В ходе планирования уточняют цели и пути их достижения, устанавливают стратегические параметры, текущие задания и нормативы для оперативного контроля деятельности (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Содержание финансового планирования на различных уровнях
Уровень планирования | Содержание финансового | Мониторинг |
Стратегический — постановка стратегических целей | Определение стратегических | Анализ выполнения, корректировка |
Тактический — проработка путей и средств реализации поставленных целей | Определение текущих |
Процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждом его этапе влияют на развитие компании. Точно предвидеть будущее практически невозможно, поэтому планирование должно быть непрерывным и итеративным (необходимо постоянно учитывать вновь поступающую информацию). Например, при финансовом планировании с периодом в один год в декабре утверждают планы на год с января по декабрь, через месяц - на год с февраля по январь, а в феврале — на год с марта по февраль следующего года и т.д.
При плановом подходе к управлению компанией можно выделить несколько уровней планирования, которые отличаются между собой горизонтом и степенью точности данных. Обычно выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный [24].
Стратегический план является самым долгосрочным (5-7 лет) и наименее точным. При его подготовке используются гипотезы и экспертные оценки. Главной задачей такого плана является определение основных направлений развития компании. Этот документ носит индикативный характер.
В качестве тактического планирования выступает бизнес-план деятельности компании. Он разрабатывается на 3-5 лет и имеет более высокую точность расчетных данных. При их подготовке используются аналитический и статистический аппарат, экстраполяция фактических данных для подтверждения гипотез и экспертных оценок, заложенных при стратегическом планировании [24].
Под оперативным контуром планирования понимается бюджет компании. Это краткосрочный документ, который разрабатывается на один год с разбивкой по месяцам. Он имеет самую высокую точность плановых данных и формируется на основе актуальной информации.
В некоторых компаниях не выделяют стратегический план в отдельный документ, все его составляющие включаются в бизнес-план компании.
Наличие всех уровней планирования весьма важно для успешной деятельности компании, так как позволяет задавать вектор движения в долгосрочной перспективе и оперативно следить за его реализацией, а также в процессе бюджетирования (оперативного планирования) учитывать долгосрочные инвестиционные потребности компании.
Рекомендуется составлять несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать:
а) наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования рынка по объему, структуре и качеству продукции, технические, технологические и кадровые особенности);
б) стимулирующую роль плана для работы финансового менеджера;
в) условность любых планов из-за неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальных масштабах.